Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
13 мая 2009, 10:00 • Авторские колонки

Дмитрий Соколов-Митрич: Уступи бабушке место

Дмитрий Соколов-Митрич: Уступи бабушке место

В лексиконе российской социологии появился новый термин: «невставатели». Это те, кто не уступает место в общественном транспорте. В России «невставателей» все больше и больше. Почему?

Интересный соцопрос провели эксперты Исследовательского центра портала SuperJob.ru. Оказывается, старушкам, инвалидам, пассажирам с детьми, беременным женщинам, а также просто женщинам и просто девушкам уступают место лишь 46% россиян, да и то без особого удовольствия. Если учесть 14% тех, кто вообще не ездит на общественном транспорте, то остаются 40% – это те самые граждане, которые под теми или иными предлогами не желают поднять свою задницу, когда перед ними корячится слабая женщина или старушка.

Сейчас у многих девушек такие огромные животы, что и не поймешь, беременна она или фигура такая

Можно порадоваться, что отъявленных «невставателей»-беспредельщиков всего 1%. Еще 10% опрошенных признались, что вскакивают со своего места лишь ради тех, кто сам об этом их просит. Плюс 29% делают это в зависимости от настроения и ситуации. Тут еще надо сделать очень жирную поправку на самолюбие респондентов. Не каждый признается в своем свинстве. Достаточно с недельку покататься в метро, автобусе и особенно электричке, чтобы понять: «невставателей» в России гораздо больше.

Дабы не впадать в публицистическое фарисейство, придется и мне признаться, что к этим нехорошим людям я скорее отношусь, чем не отношусь. И если вы меня сейчас в этом упрекнете, то я предложу вам подойти к зеркалу, посмотреть в свои честные глаза, положить правую руку на левое сердце и сказать: «Клянусь своей зарплатой, кредитом и любовницей, что всегда уступаю место в общественном транспорте». Получилось?

При этом все мы вроде бы нормальные люди и не самые безнадежные граждане. Воспитываем детей, переживаем за родину, ненавидим майора Евсюкова, радуемся освобождению Бахминой, пишем умные и правильные заметки, но вот засада – как только перед тобой в метро появляется умеренно пожилой старичок или женщина с едва уловимыми признаками беременности, ягодичные мышцы охватывает паралич. Как будто ты не в кресле, а в окопе. Надо идти в атаку, а пнуть некому.

Свое малодушие мы оправдываем по-разному. Вот перечень «отмазок», полученных от респондентов superjob.ru: «Не уступаю, потому что очень много сегодня хамства со стороны пенсионеров», «Им уступаешь, а они даже никакой благодарности не высказывают», «Не так много тех, кто действительно в этом нуждается», «Иногда уступишь, а он тебе в ответ, мол, да сиди ты, я скоро выхожу», «Сейчас у многих девушек такие огромные животы, что и не поймешь, беременна она или фигура такая».

Остаются 40% – это те самые граждане, которые под теми или иными предлогами не желают поднять свою задницу, когда перед ними корячится слабая женщина или старушка (фото: ИТАР-ТАСС)
Остаются 40% – это те самые граждане, которые под теми или иными предлогами не желают поднять свою задницу, когда перед ними корячится слабая женщина или старушка (фото: ИТАР-ТАСС)

Иногда складывается ощущение, что по любому поводу вскакивают в нашем общественном транспорте только мигранты из Средней Азии и Кавказа, а также люди из самой глубокой российской глубинки. И то делают это они лишь первые пару месяцев постоянного проживания в крупном городе. Потом тоже морально сдуваются и принимают общие правила игры: кто первый сел – того и место.

Значит, проблема не в людях, а в системе взаимоотношений. Точнее, в ее отсутствии. Давайте смоделируем ситуацию. Вот сижу я в вагоне метро. На «Китай-городе» входит человечек, который по формальным признакам относится к тем категориям, которым дохлый женский голос из громкой связи предлагает уступить место. Но кто его слушает – этот сонный призыв. Все ориентируются на собственный императив. А он подсказывает следующее: если перед тобой человек воистину немощный – да, конечно, не уступить ему место будет подлостью. Если размер женского живота не оставляет никаких иллюзий о его происхождении – ноги сами распрямляются. В остальных же случаях тебя держит в седле даже не собственный эгоизм, а двусмысленность происходящего и непонимание того, как твой поступок будет интерпретирован.

Вот стоит женщина лет сорока пяти. Фигура подтянутая, лицо строгое – кто ее знает, что у нее на уме? Может, она хочет таким образом продемонстрировать свое презрение к тебе, что ты до сих пор не уступил ей место. А может, желает подчеркнуть свою силу, независимость и нежелание смиряться с возрастом. Такой уступишь – она оскорбится: «Спасибо, я еще не старуха!»

А вот – молодая девица. И даже симпатичная. Без кольца. Встать? А вдруг подумает, что это знак внимания? Придется или обламывать, или что-то делать. А дома – жена собственная. Вариант худший: жена собственная здесь же, рядом, а значит, попытка оказаться приличным человеком чревата семейным скандалом.

Даже с беременными все не так просто. Например, одна моя знакомая средних размеров очень обижается, что в метро ее мирный живот иногда принимают за беременный и уступают место. Это раньше женщина нисколько не комплексовала по поводу своих габаритов, а теперь – за каждый замеченный бугорок на заднице готова забрызгать ядом.

Все эти ситуации объединяет одна и та же фраза, которая каждый раз проносится в нашем мозгу: «Уступить? Да неудобно как-то...» Не уступить морально более оправдано, чем уступить. Нет, я не пытаюсь подлечить свинью, которая сидит в душе каждого из нас, я просто пытаюсь понять, как проще ее оттуда выгнать. Как сделать так, что если ты хочешь уступить кому-то место, ты мог бы это сделать без ущерба для собственной психики.

И пока я нахожу лишь один удобный способ – не садиться. Многие, судя по упомянутому выше соцопросу, так и делают. Вот только, в отличие от «невставателей», слово для этого поступка как-то не клеится. Неприсаживающиеся? Несажальцы? Несидельцы?

..............