Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию для того, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила будущего миропорядка.

2 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
11 февраля 2009, 20:30 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Тень бульдозериста

Михаил Бударагин: Тень бульдозериста

Первые дни патриарха Кирилла, от которого ждут расширения влияния церкви, оказались последними для крохотного храма на улице Новаторов. Жителям не удалось отстоять церковь: ее снесли экскаваторами.

История с храмом на улице Новаторов длится без малого четыре года. В ней много всего переплетено: есть там и потерянные документы (РПЦ МП отказывается признавать здание церковью именно на этом основании), и удивительно сплоченные и упорные в своем нежелании расставаться с храмом православные, и власти Обручевского района Москвы, которым есть что строить на руинах.

Четыре года жители нескольких домов по улице Новаторов молились в здании, которое они сами считали бывшим православным храмом Преображения Господня, освященным в 1914 году. Документов, подтверждающих этот факт, найти не удалось, но старожилы говорят, что храм и вправду был.

Жители улицы Новаторов, конечно, будут продолжать свою борьбу за храм, и неизвестно еще, на чьей стороне будет победа. Но проигравший в этой схватке уже есть: Русская православная церковь

Властям Обручевского района, разумеется, занимаемая храмом территория очень пригодилась бы для собственных нужд. Вполне вероятно, что теперь там возведут обещанную детскую площадку (сначала была подземная парковка, но дети – это удобней, вроде как легче оправдаться), хотя кризис, конечно, внесет свои коррективы.

Храм, к сожалению, снесли, но дело все же не совсем в этом. А в том, во-первых, как это было сделано, и в том, во-вторых, как именно отреагировала на это РПЦ, собирающаяся, как утверждают, расширять свое влияние и активно участвовать в общественной жизни страны.

Утром «без объявления войны» экскаваторы сравняли с землей не просто здание, которое кто-то там считал храмом. Под руинами оказались погребены иконы, крест, церковная утварь. Я готов поверить, что экскаваторщики не знали, что храм не пустовал, но вот власти района могли бы и поинтересоваться у людей, которые четыре года писали им письма и жалобы, что все-таки находится в злосчастном сооружении.

Нет. Операция была проведена нарочито демонстративно. «Не хотите по-нашему, пройдемся гусеницами». Ничуть не стыдясь телевидения, наоборот, едва ли не бравируя этим, переломали-таки об колено непослушных жителей, которые возомнили себе, что это они должны решать, где быть храму, а где не быть. Жители должны в рот смотреть сиятельной инстанции Обручевского района: ей виднее, где кому воздавать хвалу Господу.

Жителям не удалось отстоять церковь: во вторник утром ее снесли экскаваторами (фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД)
Жителям не удалось отстоять церковь: во вторник утром ее снесли экскаваторами (фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД)

Но еще удивительней реакция официальных представителей РПЦ МП, которые «сдали» разрушенный храм через пару часов, заявив, что «действия властей по сносу здания на улице Новаторов были адекватными и доброжелательными». Адекватно и доброжелательно уничтожили иконы: видимо, это имелось в виду. Я боюсь даже представить, какой была бы реакция мусульман, посмей хоть кто-то пальцем тронуть мечеть. А православный храм, в котором люди молились, – он же что, он же «без документов», его можно. Наверное, потому что «нужно с пониманием относиться и к тем согласованным решениям, которые существуют между Церковью и муниципальными властями» (Интерфакс).

«Муниципальные власти» не читали Евангелия от Матфея: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Моего Небесного Отца, ибо, где двое или трое собраны в Мое имя, там Я посреди них» (18: 19–20). Им, впрочем, простительно: государство у нас светское. Но вот в том, что представители РПЦ этих строк в глаза не видели, я посмею усомниться.

А если видели, то, значит, не просто позволили варварски напасть на «Него посреди них», но еще и признали это нападение «адекватным и доброжелательным».

Жители улицы Новаторов, конечно, будут продолжать свою борьбу за храм, и неизвестно еще, на чьей стороне будет победа. Но проигравший в этой схватке уже есть: Русская православная церковь, отказывающаяся защищать свой храм и своего Бога, пропустила очень сильный удар, оправиться от которого ей удастся нескоро.

На патриарха Кирилла действительно возложена очень сложная миссия, но если относиться к своим прихожанам так и позволять властям вытворять такое, то миссию эту можно считать завершенной. И заняться более спокойными вещами, например, выстраиванием отношений с муниципальными властями. А миссия пусть подождет до следующего раза, пусть полежит себе, хлеба не просит – и то ладно.

И случай из жизни напоследок. Во время сноса храма люди, пришедшие на его защиту, запели акафист, и у одного из экскаваторов отломался ковш. Можно было бы найти в этом какой-то особенный символизм, но очень хочется верить, что у московских властей рано или поздно отломается не только ковш от экскаватора.

..............