Взгляд
1 октября, суббота  |  Последнее обновление — 10:19  |  vz.ru
Разделы

Путин окончательно сбросил маски с Запада

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Россия вновь сражается за свое выживание и, более того – выживание мира, потому что на этот раз Запад, если дать ему шанс, выжжет любую альтернативу себе. А значит, у нас только одна дорога – вперед. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Подрывом «Северных потоков» США разрешили Киеву унижать Европу

Александр Тимохин
Александр Тимохин, журналист
Очевидно, что диверсии на трубопроводах сильно повлияют на мировую политику в будущем. Куда сильнее, чем можно сейчас подумать, и, возможно, намного быстрее. Подробности...

Взрывы «Северных потоков» – классический casus belli

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Технические возможности для такого теракта по большому счету есть только у США – какие-нибудь прибалты, может быть, и хотели бы, но нечем. И это внятно очерчивает круг подозреваемых. Которым это выгодно и которые физически могут это сделать. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Песков объяснил решение о переносе осеннего призыва

    Главная тема


    Посол ЛНР Мирошник: «Дальше ситуация для Украины будет только ухудшаться»

    «технические проблемы»


    Трансляцию брифинга Столтенберга прервали кадры выступления Путина с Красной площади (ВИДЕО)

    много нецензурных слов


    Запись радиоперехвата подтвердила тяжелые потери ВСУ на херсонском направлении

    тактика Суворова


    Военный аналитик Подоляка назвал вариант деблокады Красного Лимана

    Видео

    морская инфраструктура


    Зачем Европу пугают новыми подрывами газопроводов

    зона боевых действий


    Западных наемников завлекают на Украину двойным тарифом

    наихудший сценарий


    Диверсии на «Северных потоках» приблизили мир к глобальному конфликту

    боевая подготовка


    Как мобилизованных готовят для спецоперации

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    кому выгодно


    Максим Соколов: Взрывы «Северных потоков» – классический casus belli

    сможем ли простить?


    Алексей Токарев: Что ждет уехавших и не уехавших

    исторические документы


    Геворг Мирзаян: Что будет после референдумов

    на ваш взгляд


    На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

    Дмитрий Бавильский: Вслед покидающим нас птицам

    7 июля 2008, 13:54

    Однажды я оказался в подвыпившей компании, где один особенно пьяный и странный (хотевший показаться странным) писатель В. исполнил балет (!) на композицию Нила Янга. Завел магнитофон и бился в конвульсиях.

    До того, как В. начать танцевать (если кривляния эти можно было назвать танцем), экзальтированный В. путано объяснял, насколько это великая песня вмещает в себя все возможные смыслы (и даже чуть больше). Не больше и не меньше, ну, просто «Чёрный квадрат» какой-то…

    Честно говоря, на меня ни песня, ни «полуденный отдых фавна» в валенках, брызжущий хмельной экспрессией, не произвели никакого впечатления.

    – Я знаю, так бывает, - меланхолично высказался случившийся поблизости философ Н. – человек назначает себе в «учителя» какой-нибудь полуслучайный опус, который начинает сообщать ему всю правду о мире. Всё это не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к исполнителю, приключения происходят в голове интерпретатора. По такой схеме, собственно говоря, живут все сектанты на свете…

    Книга Кобрина и Лебедева, построенная как разбираемая пластинка (две части-стороны состоят из коротких главок-песенок) о прошлом и настоящем

    Главный литературный журнал постсоветского культурного пространства «Новый мир», практически не растерявший харизмы, в последнее время бежит романов с продолжением и объемных текстов. Тем не менее, центральным материалом одного из недавних номеров новомировцы сделали журнальный вариант книги Кирилла Кобрина и Андрея Лебедева «Беспомощный», занявшего едва ли не четверть майской книжки.

    Парижанин Лебедев и пражанин Кобрин посвятили свой опус песне Нила Янга «Беспомощный» («Helpless»), впервые вышедшей на альбоме «Дежавю» (1970) американской рок-группы «Кросби, Стиллс, Нэш и Янг». Точнее, они сделали вид, что книга их, написанная в жанре non-fiction, посвящена исследованию одной единственной музыкальной композиции.

    На самом деле, «Беспомощный» Кобрина и Лебедева много шире и включает в себя всё то, что может вместить «дремлющий ум»: пластилин и скороговорку пережитого.

    Книга Кобрина и Лебедева, построенная как разбираемая пластинка (две части-стороны состоят из коротких главок-песенок) о прошлом и настоящем, одиноком детстве и запахах детства, о жизни и смерти, ностальгии и порядке, шестидесятых и девяностых, эмиграции и совке.

    Разумеется, и авторы этого не скрывают, композиция Нила Янга с пластинки, выпущенной в год столетия Владимира Ильича, нужна им только как повод. Как отправная точка вглубь лабиринта воспоминаний, исполненных в самых разных жанрах.

    Путевые заметки. Сны и воспоминания. Феноменологические эссе и сен-сенагоновские списки. Стихи и переводы стихов. Новеллы в борхесианском духе и культурологические исследования. Все это перемешено, мелко нашинковано и сдобрено признаками блоговского постинга.

    Только вместо «музыки сопровождения», как это принято в ЖЖ, каждую главку «Беспомощного» сопровождают названия вин и чего-то покрепче, добавляющих субъективности и без того изменённому авторскому сознанию. Которое, то ли двоится, то ли пытается слиться в условное единство.

    Поясню. Не знаю технических подробностей писания вдвоем и то, как авторы текста распределяли меж собой обязанности. Однако, все главки идут от первого лица, хотя воспоминания у Лебедева и Кобрина свои. Оно и понятно – ведь пластинки мы слушали одни и те же, но обстоятельства жизни у всех людей разные.

    Лебедев и Кобрин посвятили свой опус песне Нила Янга «Беспомощный» , американской рок-группы «Кросби, Стиллс, Нэш и Янг» (фото: rateyourmusic.com)
    Лебедев и Кобрин посвятили свой опус песне Нила Янга «Беспомощный» , американской рок-группы «Кросби, Стиллс, Нэш и Янг» (фото: rateyourmusic.com)

    Так авторство «Беспомощного» оказывается плавающим – ведь только здесь, внутри текста, можно объединить разность усилий в ощущение единства, порождающего ощущение общего, одного на всех прошлого.

    Так, собственно, музыка и слушается. Собравшиеся вместе воспринимают один на всех звуковой ряд, да только внутреннее кино, сопровождающее звучание, каждый видит индивидуальное. Вполне нормальная для метаметафоризма, в духе которого и написан «Беспомощный», практика.

    В этом и заключается одна из главных особенностей этой важной, одной из самых важных, книжек года. Мы привыкли к тому, что non-fiction, ставший особенно популярным в последнее время (и практически вытеснивший беллетристику) делает вид, что стремится к точности.

    Ничего подобного, как бы говорят своим «Беспомощным» новомировские соавторы – победить субъективность письма невозможно. Она начинается уже на стадии отбора материала и расцветает пышным цветом в использовании жанрового инструментария. В попытках передачи сложных и едва уловимых оттенков мысли, воспоминаний. Поэтому не случайно, ох, как не случайно, «документальная» книга посвящается такому принципиально непереносимому на бумагу виду творческой активности как рок-музыка.

    И если недавно появившиеся книги, посвященные творчеству Шнурова и Цоя, делают акцент на фактологии, следуя проторенными дорогами жанра, Кобрин и Лебедев чудят со стилем.

    Игра безотчётного неба достигается потом и опытом их предыдущих работ. Так, Кирилл Кобрин любит составлять сборники своих эссе из очерков и статей, зависающих между жанром рассказа и жанром, ну, например, рецензии или читательского отклика.

    В свою очередь, Андрей Лебедев много усилий положил на развитие странных жанровых образований типа экфраксиса (словесное описание картин) или перечислительных списков, которые под его пером развились в самостоятельный современный подвид словесного творчества.

    Все это, повторю, хорошо ложится на специфику метаметафоризма, что начался в русской литературе с поэзии, а потом, чуть позже, когда отцы-основатели метамета замолчали, дал странные, замечательные и ни на что не похожие всходы в прозе (достаточно упомянуть Андрея Левкина и Юлию Кокошко или Маргариту Меклину и Александра Иличевского и критике (Борис Кузьминский, Александр Уланов).

    Отрадно, что старейший литературный ежемесячник привечает эксперименты, пытаясь расширить поле традиционных практик, уделяя всё большее внимание очеркам и рассказам, эссе и петитным жанрам.

    В этом смысле, для консервативного в целом журнала, «Беспомощный» – важная и этапная находка. Существенно совпадение направления поисков писателей и редакции: текст помогает «Новому миру» нащупать плацдарм для наступления в сторону непридуманного, но и, в то же время, не отказываться окончательно от достижений изящной словесности.

    Книга парижанина и пражанина открывается переводом песенки Нила Янга, которой мне хочется закончить. Текст Кобрина и Лебедева, с обилием ссылок и сносок, которые так стильно смотрятся в новомировском макете, курсивов и курсоров дробей и выделений, сублимирующих интерактивность, оказывается идеальным вместилищем недомолвок и ускользаний эстетики переходного периода.

    Только ещё бы понять куда мы все переходим и от чего все мы отказываемся. Стараемся отказаться…

    Синие-синие окна позади звезд,
    Восходящая жёлтая луна,
    Большие птицы, летящие по небу,
    Отбрасывающие тени на наши глаза,
    Покидают нас…


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •