Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

12 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
11 марта 2008, 10:10 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Явление антихриста народу

Леонид Радзиховский: Явление антихриста народу

5 марта все ТВ-каналы, а с ними все политизированные граждане необыкновенно эмоционально отметили великую дату – 55 лет со дня смерти Иосифа Сталина.

Официальная отмазка в таких случаях всем известна – генералиссимус, Победа, «наше все», не трожь, «За Родину, за Сталина!».

Так вот, это «случай так называемого вранья». В лучшем случае – самообмана.

Скажем, несколькими днями раньше была такая же круглая дата, тоже как будто имеющая отношение к войне, – 2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва. Про эту дату – 65 лет – ни одна ТВ-собачка и не тявкнула. Да и народу, соответственно, в голову не пришло: «а мужики и не знали…»

Или вот 23 февраля, выходной, День Советской армии. Между прочим, 90 лет с момента сомнительной битвы под Нарвой. Но сомнительная или бесспорная – а выпить никто не откажется. Только разговоров по сему поводу – ноль. Выпили, закусили – и на боковую.

Творец Победы!

Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов

А вот первая Великая Отечественная 1812-го. Кого помнит народ? Кутузова, того, кто руководил войсками, спас Россию. Александра I в связи с войной не вспоминают, хотя ведь страной и армией в конечном счете руководил император. По той же логике если уж кто заслуживает звания «маршал Победы», так Жуков, «Родину спасший, вслух говоря». Это общепризнанно, однако поминают маршала куда реже и с куда меньшим накалом чувств, чем генералиссимуса.

Так что армия, война, «вставай, страна огромная» – это не объяснение эмоций вокруг Сталина.

Другой популярный ответ – создатель сверхдержавы, «взял с сохой, оставил с бомбой».

И это неправда, точнее, очень слабая правда.

Высшей мощи в мире Россия достигала три раза.

В 1814-м, когда «освободила Европу» от Наполеона и Александр, несомненно, был первым среди равных на Венском конгрессе.

В 1945-м.

В 1970-е, когда впервые (через 20 лет после смерти Сталина) был достигнут реальный паритет по термоядерному оружию и средствам доставки с США.

Но Сталина помнят куда крепче, чем Александра и чем Брежнева. Если в первом случае ответ готов («Давно это было!» Хотя Петра-то помнят больше, чем Александра), то во втором такой ответ точно не срабатывает.

В общем, благонадежно-официальные отмазки – не работают.

Не победами и внешней мощью державы памятен Сталин.

А чем же?

Накануне великой даты, выступая по «Эху Москвы», знаменитый геописатель земли русской А.А. Проханов, давно всем рассказывающий «ах, как было мне приятно с этим милым усачом!», в очередной раз будировал либеральнейших слушателей «Эха». И придумал новую смелую фишку. Писатель-христианин сообщил: «Сталин сделал для мира и России столько же, сколько сделал Христос, явившись в мир».

Я человек не православный, не мне судить, надо ли отлучать г-на Проханова за такие шутки от Церкви или нет. (Интересно, на Пасху он скажет, что «Христос сделал столько же, сколько Сталин»?)

Но вообще-то путать Христа с Антихристом – фокус известный, не Проханов первый это делает и не Сталина первого на это место пропихивают. Например: «И любых из нас спросите: «Христиане вы иль нет?» – «Адольф Гитлер – наш Спаситель», – вы услышите в ответ!»

А вот в механизме данной «подставы» интересно разобраться. Тем более что речь идет не просто о тиране и серийном убийце, который помер 55 лет назад и которого давно пора оставить «грызущей критике историков».

Ничего подобного – старичок (в отличие, скажем, от Ленина, Наполеона, Фридриха Великого или Черчилля) и сегодня «живее всех живых – наше знамя, сила и оружие».

Во всяком случае, когда через день имела место ТВ-дуэль Проханова со Сванидзе, все по тому же вопросу, один из судей, юный пламенный политолог, присудил победу Проханову со следующими словами (за точность не ручаюсь, на слух сей афоризм не запомнил, но смысл передаю верно): всякий НАСТОЯЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННИК не может осуждать Сталина при всей неоднозначности этой фигуры.

Вот здесь собака зарыта.

Сталин сидит в общественном сознании и подсознании как заноза. Это – боль от незалеченной, гноящейся раны, которая слегка зарубцевалась. Но рану не чистили, не лечили, тем более не вылечили. Вот она и ноет – как же иначе…

Это – первое.

И второе. То, о чем и сказал «юный государственник». Спор о Сталине – это спор не о прошлом, а о будущем. Спор о том, на какую МОДЕЛЬ государства России надо ориентироваться, какое государство строить.

Разумеется, ни один псих не мечтает сегодня о точном повторении сталинского государства, с миллионами расстрелянных по плану (как известно, спускались нормативы на расстрелы в каждую область – приказы опубликованы), ГУЛАГом, коммуналками, колхозами, постановлением «об опере «Великая дружба», «делом врачей-отравителей», признаниями троцкистов, что они сыпали толченое стекло в суп рабочим и т.д. и т.п. Это так же невозможно и ненужно, как выпуск танков Т-34 или автомобилей «ЗИС».

Но ПРИНЦИПЫ сталинского «эффективного менеджмента» совсем ведь не в этом. Это просто внешние декорации, которые могли быть такими, могли быть другими.

Принципы сталинского государства широко известны. Напомню.

Это – диктатура. Конечно, не «пролетариата», а диктатура государства над своими подданными. Еще точнее, не абстрактного государства, а диктатура номенклатуры.

Дальше. Метод, обеспечивающий эту диктатуру, – «обострение классовой борьбы». Опять же «классовая» тут ни при чем. Обострение борьбы ВНУТРИ страны с «вновь назначенными врагами».

Список врагов может меняться – то дворяне, то крестьяне, то попы, то большевики, то евреи, то чеченцы, то больно умные писатели, то больно наивные читатели…

Сталина помнят куда крепче, чем Александра и чем Брежнева (Фото: sgt.iatp.az)
Сталина помнят куда крепче, чем Александра и чем Брежнева (Фото: sgt.iatp.az)

Это не важно. Важно одно: враги должны быть. Граждане (обычные) должны все время находиться в состоянии перманентной истерики «борьбы с врагами». Их, граждан, надо прогревать пятиминутками ненависти.

Люди должны бояться государства и любить его, купаясь в океане садомазохистских чувств. Чувств, направляемых сверху «поворотом рубильника».

Так что дело не в реальной войне с реальным внешним врагом и не в подготовке к ней.

Дело в перманентной внутренней войне государства против своего народа. Войне, в которой сам народ – на стороне топчущего его государства. Вот такая лента Мебиуса!

Вот модель государственного управления, которая была создана Сталиным и Гитлером и наиболее точно описана Оруэллом в «1984». (У нас «детски-адаптированный» перевод Оруэлла сделан Стругацкими в «Обитаемом острове»).

Государство – не как инструмент РАЗРЕШЕНИЯ конфликтов в обществе, а как инструмент СОЗДАНИЯ, провоцирования конфликтов.

Государство не гражданского мира компромисса, а перманентной гражданской войны на уничтожение (хотя бы моральное).

Государство, построенное на ненависти к «врагам» – «иностранным консультантам, профессорам и шпионам».

Такое государство безошибочно эксплуатирует врожденные человеческие чувства – страх, агрессию, ненависть к «чужакам» (критерий «чуждости» задает государство), садизм, мазохизм, коллективные фобии. Это очень сильные чувства, куда сильнее жалости, здравого смысла, гуманизма, самоиронии, рефлексии. Часто эти чувства даже сильнее инстинкта самосохранения.

Вот в эксплуатации этих инстинктов Сталин (как и Гитлер) был истинно велик – эффективный менеджер ненависти и страха, инженер человеческих душ. Эффективный антихрист.

Народ ЛЮБИЛ своего дракона, как Красная Шапочка любила бабушку – знала, что большие зубы бабушке нужны, чтобы загрызть страшных врагов Красной Шапочки, а при случае… Но нет, нет, не надо об этом, не надо об этом!..

Кстати, разумеется, не Сталин все это «изобрел». «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Я уж не говорю о его прямом учителе Ленине («Что касается меня, я только ученик Ленина. И цель моей жизни – быть достойным его учеником»), создателе государства диктатуры пролетариата. Но это и вообще вписывается во вполне определенную садомазохистскую традицию «русского государственничества», идущую еще от Ивана Грозного и ранее…

В начале ХХ века один из немногих талантливых русских реакционеров, депутат Думы В.М. Пуришкевич, написал такие стихи:

«За правых Думы и Совета (Государственного совета.– Л.Р.),

За то, чтоб русский богатырь

В них не заснул на многи лета,

А, размахнувшись вдаль и вширь,

Хватил бы вдруг по остолопу

И показал бы кой-кому

«Прогресс, Свободу и Европу» –

Осину, розги, Колыму».

Вот такая программа государственного строительства, вот такой «эффективный менеджмент». Как видите, без всякой там «индустриализации», а просто – искусство государственного управления ради искусства…

Да чем же так-то уж плохи – Прогресс, Свобода и Европа? А тем самым! На Колыме узнаешь, б…! Там поймешь!

* * *

Да, никто не помышляет о расстрелах-процессах ведьм в ГУЛАГе.

Это – невозможно. (Впрочем, в начале ХХ века это тоже казалось абсолютно немыслимым.)

Но что-то же в сталинском «эффективном менеджменте» привлекает?

Да, видимо.

Может быть, аккуратно градуированная «ненависть к врагам»?

Вот мы видим пятиминутки ненависти по ТВ.

Ясно, не тот накал, не та лексика, не то прямое безумие… А все-таки – в микроскопических дозах, но вещь и сладкая и полезная. Ну, тактически, профилактически, так сказать…

Вот для многих сила государства и сегодня определяется не столько умением находить компромиссы внешние и внутренние, сколько тем, как оно может «бороться с врагами», «набить морду», как выражался Сталин.

А вот и того проще: народ возмущается не тем, что умирающего человека пытают в тюрьме, а тем, что кто-то смеет этим громко возмущаться.

Долго можно перечислять симптомы того, что слишком много взаимной самоедской ненависти гуляет в нашем обществе и государстве.

Но лучше Проханова (писатель же!) не скажешь. Христос = Палач и серийный убийца. И ничего, стул не треснул, гром не грянул, а народ на ТВ-дуэли проголосовал за позицию уважаемого Александра Андреевича (правда, там он про свое «евангелие от Сталина» промолчал).

И вот политолог-государственник считает, что с государственных позиций Сталина осуждать не след – сильное создал государство. Такое сильное, что примерно МИЛЛИОН граждан СССР воевали против своей страны в составе немецкой армии. Такого в России, пожалуй, со Смутного времени не бывало… Впрочем, не будем углубляться в детали. И так ясно.

Сталинизм жив: общество по-прежнему больно им.

..............