Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

В России выявили 8,7 тыс. новых случаев коронавируса

15 мая, суббота  |  Последнее обновление — 11:39  |  vz.ru
Разделы

Хакеры подкармливают американскую паранойю

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
США склонны обвинять тех, чье поведение они не могут контролировать, во всех грехах именно потому, что сами для себя легко допускают возможность действовать вне всяких правил. Подробности...

За Палестину некому вступиться

Камран Гасанов
Камран Гасанов, старший преподаватель РУДН
За Палестину реально могут вступиться только Иран и Турция. Но не будут. И если ХАМАС не прекратит обстрелы Израиля, то ЦАХАЛ, скорее всего, предпримет очередную сухопутную операцию в Газе. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Открытое письмо Виктору Шендеровичу про стыдобесие

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, сценарист
В девяностых, когда открыли, уж кажется, всю «правду о войне», такой вакханалии покаяния и стыда я не припомню. Не в правде, стало быть, дело – во лжи. Советская она или антисоветская – разницы никакой. К сожалению, правда не бывает красивой для всех. И для одной из сторон тоже. Правда, как и Победа, растет из грязи и крови. Но именно она может спасти мир. Подробности...
Обсуждение: 53 комментария

На Ближнем Востоке ужесточились ракетные обстрелы городов и столкновения арабов с евреями

Ракеты Израиля разрушили 16-этажное здание Бурж аш-Шурук в центре Газы. В нем располагались офисы палестинских СМИ и компаний, магазины и жилые помещения. Погибли по меньшей мере три человека. Израиль заранее предупредил о ракетном ударе, поэтому большую часть людей успели оперативно эвакуировать
Подробности...

Вооруженный преступник напал на школу в Казани

На школу в Казани напал вооруженный человек. В результате стрельбы погибла учительница и семеро детей, еще 20 детей получили ранения. Нападавшему 19 лет, он был вооружен официально зарегистрированным гладкоствольным ружьем
Подробности...

На Красной площади прошел парад Победы

В Москве прошел торжественный парад Победы. В нем участвовали более 12 тыс. военнослужащих. По Красной площади прошло свыше 190 единиц техники, среди которых оказались образцы времен войны и современные машины. Над столицей пролетели 76 самолетов и вертолетов
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: В России выявили 8,7 тыс. новых случаев коронавируса

    Главная тема


    Зачем Зеленский объявил крестовый поход на олигархов

    «анти-Россия»


    Климкин испугался слов Путина об Украине

    дипломатические отношения


    ЕС отреагировал на утверждение списка недружественных России стран

    права в регионе


    США выступили за открытие Арктики для торговли и транзита

    Видео

    углеродный налог


    Евросоюз собрался спасать мир за счет России

    замена импорта


    Россия совершила прорыв в обрабатывающей промышленности

    армия и вооружение


    США испуганы перспективой остаться без ядерного оружия

    ДОМАШНИЙ АРЕСТ


    Медведчук переиграл Зеленского в киевском суде

    правда о войне


    Алексей Алешковский: Открытое письмо Виктору Шендеровичу про стыдобесие

    горячая фаза


    Глеб Простаков: Россию позвали на информационную войну

    Ближний Восток


    Камран Гасанов: За Палестину некому вступиться

    специальный репортаж


    Как учителя казанской гимназии спасли детей от убийцы

    на ваш взгляд


    На чьей стороне ваша симпатия в конфликте между Израилем и Палестиной?

    Дмитрий Бавильский: Новое народное искусство

    8 февраля 2008, 10:04

    Сформулировал эстетический парадокс, вполне, кажется, в духе Оскара Уайльда: в нынешней культурной ситуации истинно народным может быть только лишь элитарное искусство.

    И наоборот, искусство, претендующее на максимальный охват народонаселения, отчего и не скрывающее своей коммерческой сути, оказывается кабинетным конструктом высоколобых умников, считающих, что они вполне себе разбираются в народной психологии. Особенно очевидным этот парадокс оказывается, если сравнить нынешние телепремьеры и репертуары элитарных московских театров. Например, «Практики», зал которой не вмещает большого количества народа. Зато со зрителем здесь разговаривают на равных, без подхихикиваний и поддавков – о самом больном и самом важном. Деньги, агрессия, неврозы, терроризм, корпоративный фашизм подаются здесь с жестокой жёсткостью диагноста.

    На киноэкранах наша вопиющая повседневность преображается в неузнаваемую клиповую нарезку

    В то время как телевизор захлебывается в придуманных соплях и конфликтах, высосанных из пальца.

    «О самом главном» – если вспомнить название четырехчасовой инсценировки одного весьма непростого и, скажем прямо, интеллектуального романа в одном из самых сложнопопадаемых театральных коллективов страны.

    Особенно буквально этот парадокс разыграется, если сравнить последние шумные кинопремьеры и самые громкие выставки актуального искусства.

    Что бы ни снимали отечественные кинематографисты – кажется, главной их задачей является навеять человечеству сон золотой, подарить сказку. И даже если речь идет не о фантасмагории или эпизодах параллельной истории, а самой что ни на есть реальной реальности, то на киноэкранах наша вопиющая повседневность преображается в неузнаваемую клиповую нарезку, плотно запечатанную в целлофан с помощью вакуумного отсоса воздуха.

    Иное дело возникает в выставочных залах, казалось бы, самой логикой потребления отодвинутых от злобы дня. Сегодня именно элитарный contemporary art, впитавший в себя традиции обличительного пафоса ну хотя бы передвижников и социальный темперамент авангардистов, является последним прибежищем свободы.

    Чему косвенным свидетельством оказываются постоянные попытки заткнуть фонтан инакомыслящих галеристов да кураторов, жуткое дело, подрывающих своей деятельностью славу России.

    Великий русский художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства» говорит о здоровом чувстве правды, всё сильнее и сильнее укрепляющемся среди современных ему художников-передвижников. Красота объявляется Стасовым чертой «старого» искусства, тогда как в новейшем народном по духу искусстве на первый план выходит социальная надоба.

    Общественная польза понимается русским критиком как общественный резонанс, вызванный похожестью изображенного (изображаемого) на сырую реальность.

    «Прекрасное» не стоит уже для нового искусства на первом месте: на первом месте стоит для него жизнь и всё то, «что в ней для человека интересно». А когда так, то высший законодатель для искусства – не школа и музей, а сама жизнь. Необозримые области, прежде забытые или с презрением оттолкнутые вон, становятся на первое место; бесчисленные сцены, личности, события, люди, прежде забракованные, теперь становятся краеугольными камнями здания.

    Прежнее надутое высокомерие к тысяче вещей превращается в любовь и почтение, и в то же время в пучину забвения на веки веков летят стремглав вещи, когда-то «важные» и «почтенные». Картины и скульптуры наполняются множеством субъектов, в которых нет вовсе «красоты» и «возвышенности», но в которых есть «интересы жизни». И, наконец, что выше всего, искусство берется еще за одно настоящее великое назначение свое, до сих пор позабытое и не испробованное, заброшенное на дно каких-то сундуков, от которых и ключи-то были потеряны: оно становится «объяснителем» и «судьей» жизни…»

    Что бы ни снимали отечественные кинематографисты – кажется, главной их задачей является навеять человечеству сон золотой, подарить сказку
    Что бы ни снимали отечественные кинематографисты – кажется, главной их задачей является навеять человечеству сон золотой, подарить сказку

    Цепочка оказывается самой что ни на есть прямой: подобие – резонанс – общественная польза. Стасову вторит Николай Чернышевский, в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» определивший: «Конечно, воспроизведение жизни есть главная задача искусства; но часто его произведения имеют и другую задачу: объяснять жизнь или быть приговором о явлениях жизни…»

    Искусство для «своих» оказывается менее компромиссным и угодливым, оно не претендует на голливудские бюджеты и оттого оказывается искренним и честным. А, самое главное, социально активным – в правильном, а не конъюнктурном смысле. Элитарное искусство никогда не держит своего зрителя за быдло, клюющего на громокипящие, но внутренне полые «проекты».

    Нынешняя мысль народная – это мысль зрелого и самостоятельного человека, способного выбирать себе то, что ему действительно интересно. Это мысль человека, способного разглядеть первородство без рекламно-рождественской мишуры, это человек, понимающий патриотизм как невозможность манипуляции над своим выбором, или же человек, пытающийся свести эту манипуляцию к минимуму.

    Да и само понятие «народ», при ближайшем рассмотрении, оказывается дурно пахнущей химерой социологического подхода. Пользуешься им по инерции, не очень веруя в честность определения. Отныне общество состоит из отдельных, уважающих себя индивидуальностей, каждый раз требующих к себе персонального подхода. Куча мала более не канает, давайте, что ли, уже и в самом деле становиться взрослыми.

    Без скидок на совковый менталитет и ритуальных апелляций к салату «оливье».


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •