Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
11 февраля 2008, 11:00 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Послание национального лидера

Виталий Иванов: Послание национального лидера

Виталий Иванов: Послание национального лидера

С середины января начали ходить слухи о том, что Путин готовится выступить с «прощальной речью». Многие в это поверили, несмотря на его обещание возглавить правительство и недавние «выборы национального лидера».

1

Разумеется, Путин не собирался и не собирается ни с кем «прощаться» и что-либо «завещать». Его невозможно представить удалившимся от дел «новым Диоклетианом» или подчиненным собственного преемника. Перейдя из президентов в премьеры, он все равно фактически останется главой государства.

Важно сохранить твердость оценок и выдержку, не дать втянуть себя в затратную конфронтацию

Смена президента при одновременной пролонгации путинского правления означает, что значительную часть президентских полномочий будет осуществлять Владимир Владимирович. В том числе полномочия по стратегированию. Новую властную конфигурацию еще только начинают выстраивать. И как раз презентация Путиным еще до избрания нового президента основ стратегии развития России аж до 2020 года убедительно демонстрирует urbi et orbi, что он остается первым лицом.

Президентский доклад заслушивался на расширенном заседании Госсовета. Можно сказать, на предельно расширенном. В нем участвовали не только главы регионов, но и министры, депутаты Госдумы, члены Совфеда, представители политических партий, ведущих общественных организаций, делового сообщества, известные политологи и журналисты. (Примерно такой же «актив» российской элиты обычно собирают на оглашения президентских посланий). Это придало событию дополнительную степень серьезности и торжественности, а значит, историчности.

2

Путин не раз говорил, что не собирается инициировать никакой конституционной реформы, не будет добиваться перераспределения полномочий между президентом и правительством.

Однако конституция совершенно не препятствует передаче правительству и премьеру того же стратегирования. Хоть по отдельным, хоть по всем ключевым направлениям. Официально это может быть даже оформлено как поручение нового президента. Фактически же Путин, как и сказано, просто сохранит большую часть имеющихся у него сейчас полномочий.

Вот прямая речь Путина: «Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов». Должно быть – значит, будет. Сейчас, как всем прекрасно известно, выработкой стратегических планов и тем более идеологии занимается президент и его администрация.

Владимир Владимирович также разъяснил, что его предложения по стратегии развития России до 2020 года нужно всесторонне обсудить, в том числе привлекая общественные организации, а «результатом должно стать принятие правительством Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и конкретного плана действий по всем […] направлениям. Пошаговый план должен быть по всем направлениям сделан!»

Определенно, Путин сохранит за собой не только стратегирование. (Думаю, что «нефтегазовая» дипломатия тоже останется за ним. Как и многие кадровые вопросы и руководство силовым блоком…) А вот публично объявлять стратегические задачи, модерировать их обсуждение он, скорее всего, будет совместно с преемником.

3

Вот прямая речь Путина: «Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов». Должно быть – значит, будет
Вот прямая речь Путина: «Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов». Должно быть – значит, будет

Ежегодно Путин обращался с посланиями Федеральному собранию, как того требует конституция. «Стратегический доклад», оглашенный в минувшую пятницу, можно и нужно назвать посланием национального лидера. Такое послание объективно предполагает, если угодно, более масштабные задачи и больший горизонт планирования, нежели рядовое президентское.

Путин как президент обычно ставил относительно «точечные» краткосрочные задачи. Удвоение ВВП за десятилетие, заявленное в послании 2003 года и т.п. – скорее исключение из правила. Путин как национальный лидер уже может раздвинуть горизонт до 2020 года, может предложить план, точнее, пока только контуры плана, подготовкой, принятием и реализацией которого он сможет руководить 12 лет, занимая пост премьера и, вероятно, другие посты.

«Стратегический доклад» уже подробно разбирали и еще не раз будут разбирать журналисты и коллеги-эксперты. Остановлюсь на самом важном.

В докладе зафиксирован окончательный переход от стабилизации к стабильному развитию и ясно выделены взаимосвязанные приоритеты развития:

1) человеческий капитал («Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов»);

2) инновации (Путин говорил об «инновационном обществе», «инновационной экономике», даже «инновационной армии»);

3) инфраструктура (транспортная, энергетическая, финансовая, коммунальная и пр.);

4) новейшие технологии («Важнейшее направление – это развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний»: в авиакосмической отрасли и судостроении, в сфере энергетики, а также развитие информационных, медицинских и других новейших технологий»).

Если упрощенно, то заявляется, что крупные инвестиции, как государственные, так и частные, направляемые государством в модернизацию систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, в инновации, в инфраструктурные и высокотехнологические проекты, обеспечат качественный рывок к процветанию и в конечном счете выведут нашу страну на новые лидерские позиции в мире.

Путин отдельно упомянул о лидерстве «в экономике и социальном развитии» и технологическом лидерстве, а также о формировании в России мирового финансового центра.

Разумеется, это не означает отказа от лидерства в добыче и транспортировке нефти и газа, напротив, свои естественные конкурентные преимущества надо всемерно закреплять и расширять. Для того чтобы наша экономика перестала быть преимущественно энергосырьевой, следует выжать максимум из роста цен на углеводороды.

Нельзя сказать, что обо всем этом мы услышали впервые. Более того, в последние годы приняты и реализуются соответствующие решения в рамках доктрины «энергетической сверхдержавы», «приоритетных национальных проектов», «демографического проекта», «нанотехнологического проекта», проектов госкорпораций.

Однако «стратегический доклад» предполагает, что путинские инициативы и заделы будут сведены в единый комплексный план, причем рассчитанный на 12 лет. Власть берет на себя обязательство гарантировать 12 лет стабильного развития. Еще пару-тройку лет назад она не могла себе этого позволить по определению.

«…Дифференциация доходов семей должна сократиться с нынешнего абсолютно неприемлемого пятнадцатикратного разрыва до более умеренного. Но подчеркну – не лишающего стимулов для профессиональной и творческой самореализации. Уравниловки быть не должно», – объявил Путин. Его социальный идеал – «общество реальных и равных возможностей».

На мой взгляд, эти слова – недвусмысленный сигнал «актуальным левым», «новым социалистам» и прочим социал-популистам, пытавшимся в последние полтора года записать президента в «свои».

В «стратегическом докладе» Путин высказался и по некоторым ключевым внутри- и внешнеполитическим проблемам.

В частности, из его слов следует, что партии, претендующие на сколь-либо содержательное участие в политическом процессе, обязаны «сознавать огромную ответственность за будущее России» и придерживаться, если угодно, «национального консенсуса».

Он основывается на признании единства нации, благополучия и безопасности граждан, стабильного развития страны в качестве абсолютных ценностей и недопустимости попыток раскола общества, а также использования иностранной помощи и тем более призывов к иностранному вмешательству в наши внутренние дела.

На правовом уровне соответствующие запреты действуют еще с 1990-х, хотя по факту апелляции к «цивилизованному миру» и зарубежное финансирование политических проектов стало считаться неприемлемым только в последние годы, когда стала внедряться доктрина суверенной демократии. Путин де-факто «опубличил» уже существующую практику.

Президент констатировал, что в мире обостряется борьба за природные ресурсы и во многом из-за этого разворачивается новый виток гонки вооружений. Россия, будучи одним из крупнейших производителей нефти и газа, неизбежно втягивается в эти процессы.

Наш суверенитет пытаются и дальше будут пытаться испытывать на прочность, и нам нужно быть готовыми защищать себя не только дипломатическими, но и военными средствами. При этом «важно сохранить твердость оценок и выдержку, не дать втянуть себя в затратную конфронтацию». Иными словами, необходимо сочетать взвешенную внешнюю политику и военное строительство, адекватное вызовам нашей безопасности.

..............