Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

6 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
16 июля 2007, 17:21 • Авторские колонки

Андрей Перла: Квартирный вопрос сильно испортил их

Андрей Перла: Квартирный вопрос сильно испортил их

Андрей Перла: Квартирный вопрос сильно испортил их

Культ жилья отравляет жизнь отдельным людям и всему обществу. Культ жилья снижает социальную мобильность до неприемлемых показателей и может стать серьезной угрозой растущей российской экономике.

В Москве очередной скандал с жилищными сертификатами для увольняемых в запас военных: правительство официально признает, что эти сертификаты стоят сильно дешевле, чем недвижимость в столице. И, добавлю – чем недвижимость в большинстве городов-миллионников. «Обманули, обманули!» – кричат возмущенные граждане.

А с какой стати, если разобраться, бывшие военные должны получать квартиры непременно в самых крупных городах? Разве обществу или хотя бы государству это выгодно? Разве это выгодно им самим?

Традиция награждать за верную службу недвижимостью родилась не вчера – ей тысячи лет. Однако ни Помпею, ни Цезарю не приходило в голову раздавать своим ветеранам инсулы, то есть квартиры в многоэтажках, которыми был застроен античный мегаполис Рим. Они получали землю, как сказали бы сегодня, «под застройку» в маленьких городах Италии. С мудрым прицелом: нестарые, дисциплинированные, работящие люди поднимут землю и жизнь вокруг.

Квартира в городе – это больше, чем объект недвижимости, который стоит денег. Это – святыня для сознания постсоветского человека

Сегодня со службы увольняются граждане среднего и, редко, старшего трудоспособного возраста. Возраста ветеранов Цезаря. Должно ли им государство за их службу? Да, безусловно, пенсию и недвижимость, то есть сертификаты на ее приобретение. Но почему в Москве или в столицах регионов? В крупных городах эта пенсия – мелкие деньги, и недвижимость дорога для ветеранов.

Знаете, почему? Потому что здесь нет для них социальной ниши. Нет или почти нет работы. Им здесь нечего делать в самом прямом смысле этого слова. Идти военруками в школу? Школ на всех не хватит. Охранниками в супермаркет? Мелковато для майоров и подполковников.

А вот километров за двести от крупнейших центров – и пенсия покажется вполне серьезными деньгами, и недвижимость, приобретенная по сертификатам, достойна человека, собирающегося начать жизнь заново. И, самое главное – роль этих людей в муниципальной жизни может быть большой и важной. Даже центральной.

Так, может быть, Министерство обороны должно сказать об этом честно и вслух? Может быть, начать рекомендовать военным пенсионерам, где лучше поселиться, где не хватает рабочих рук, где наилучшие возможности для того, чтобы наладить собственный маленький бизнес? Почему это невозможно?

Потому что общество не поймет. Квартира в городе – это больше, чем объект недвижимости, который стоит денег. Это – святыня для сознания постсоветского человека.

В крупных городах много и даже очень много одиноких пенсионеров – не старых еще, сравнительно здоровых людей. Работать нет возможности или желания; говорят чаще о первом, по факту речь, скорее, идет о втором. Пенсии – ах, вы сами знаете, какие в России нынче пенсии! Разве можно прожить на такие деньги – в Самаре, Москве, Новгороде, Екатеринбурге... Нет, сносно прожить на эти деньги в столицах, даже в провинциальных столицах – нельзя.

Однако назвать наших пенсионеров неимущими тоже язык не поворачивается – ведь они владеют недвижимостью. Дорогой недвижимостью! Столичной! Казалось бы – продай квартиру в Самаре за 100 тысяч долларов. А квартиру в Москве – за 200. Купи в радиусе 100 километров – за 50. Положи капитал в банк или паевой фонд – «хорошая прибавка к пенсии», никакого обмана. Преимуществами жизни в городе – деловом центре – эти люди не пользуются и никогда не воспользуются. Преимущества жизни в культурном центре – «ах, оставьте»! Телевизор им культуру заменил. Опять же, покупательная способность той самой пенсии растет пропорционально расстоянию от центров дороговизны...

Осесть на месте в собственном гнезде, чтобы нянчить внуков - удел стариков, которым наскучил шум большого города
Осесть на месте в собственном гнезде, чтобы нянчить внуков - удел стариков, которым наскучил шум большого города
Что-то подобное попытался объяснить гражданам в бытность мэром Самары знаменитейший впоследствии вице-премьер по «социалке» Олег Сысуев. Попробовал однажды – и больше не пробовал. Того гляди линчуют: квартира в крупном городе – это не просто так, это – святое! Святое далеко не только для пожилых. Ценность собственного жилья, отдельной квартиры в городе – одна из немногих ценностей, которые советские люди сумели передать по наследству современной молодежи.

И вот уже государство, едва оправившись от кризиса 90-х, чуть разбогатев, объявляет национальный проект «Доступное жилье» и разворачивает молодежную жилищную политику. Из-за разницы в цене недвижимости лучше всего эта политика работает в малых городах. «Далеко от Москвы» молодая семья действительно может получить ипотечный кредит на льготных условиях. Для чего? Чтобы приковать себя цепями к родному городу навсегда.

Здесь у меня уже есть квартира – железный аргумент для того, чтобы никуда не уехать. А если завтра изменится экономическая конъюнктура и в этом городе не станет работы? Ты будешь продолжать выплачивать кредит за квартиру, стоимость которой упала в разы? А если завтра тебе предложат много лучшие возможности для карьеры в соседнем городе? Ты откажешься? Он откажется, глава молодой семьи, получивший квартиру. Он откажется – и уровень социальной мобильности населения страны упадет еще на одно деление.

Кто скажет, что не это деление окажется последним и фатальным? По оценкам западных экономистов, по уровню мобильности мы отстаем от США в три раза. Это означает, что там трудоспособный человек втрое проще и быстрее принимает решение переехать за новой работой в новый город или штат – и втрое легче снимает жилье на новом месте. Не в этом ли один из главных секретов динамичности экономики Запада?

Свободные люди в свободной стране должны быть легки на подъем – по крайне мере, пока они молоды. Осесть на месте в собственном гнезде, чтобы нянчить внуков – удел стариков, которым наскучил шум большого города. Если не так – не видать нам, друзья, никакой диверсифицированной экономики, никаких новых отраслей промышленности.

Помните фильм «Москва слезам не верит»? «Когда мы решим квартирный вопрос? Никогда. Сначала все хотели комнаты, потом однокомнатные отдельные, теперь подавай всем трехкомнатные...» Хватит подавать, сограждане. Хватит решать за счет государства русский квартирный вопрос. Нету у него хороших решений.

..............