Леонид Радзиховский: Право-лево
Выборы – всегда парад популизма. Политик должен ориентироваться не на умного, а на глупого избирателя – таков непреложный закон жанра, хотим мы этого или нет.
«Чтобы понять, какая гадость демократия, достаточно 15 минут поговорить с любым избирателем» (Черчилль).
Пасту, однако, назад не вдавишь – поди отними игрушку всеобщих выборов!
Популизм в России – левопатриотический. Причем это нам до такой степени привычно, что, честно говоря, даже не могу вообразить себе страны, где дело обстояло бы иначе. Нет, правда: неужели такие есть?! И какой же там популизм? «Повысим пенсионный возраст, уменьшим объемы бесплатных государственных услуг – зато и налоги понизим»? И это – популярно?! Хотелось бы посмотреть! Но дома мы, во всяком случае, такого не увидим, не услышим …
Об этом, кстати, была вполне содержательная полемика среди «Другой России».
На съезде партии Касьянова выступил Лимонов. Вот как он сам комментирует свое высказывание: «Побольше красного, Михаил Михайлович!»
«Говорят, после меня выступал Борис Немцов и призывал Касьянова не слушать Лимонова, а проводить «правую политику». Михал Михалыч, либерализм привел Немцова прямиком к поражению. Поэтому внимательно отнеситесь к моему пожеланию и игнорируйте немцовское».
Не буду вмешиваться в споры Лимонова и Немцова о Касьянове, но по сути это, конечно же, совершенно верно – и относится не только к «Другой», но и к «этой» России. Единственно, с чем бы я поспорил, так это насчет «поражения» либералов.
«И пораженья от победы ты сам не должен отличать». Это верно – чего самому напрягаться, ЦИК посчитает … Но, на самом деле, если критерий успеха один – число голосов, то правые либералы, конечно, шансов не имеют. Однако «сменить веру» и ради внешнего успеха запеть по «красным нотам» – успех ли это?
Во-первых, много сторонников все равно не привлечешь – у них есть свои, проверенно-левые.
Во-вторых, это же будет чужой успех. Конечно, политик может не выполнять свои предвыборные обещания, как они всегда и делают. Но всему есть предел. Одно дело – отказаться от конкретных обещаний («забыть» их). Другое – сменить саму идеологию, «политическую ориентацию», как пару перчаток. Сменить-то можно – с чем останешься в итоге?
Вот, например, СПС по тем или иным причинам вынужден отказываться от услуг политтехнолога Антона Бакова, который приволок партии кучу голосов, но фактически превратил партию в левопопулистскую. И если они действительно от него откажутся, то будут правы (во всех смыслах слова): «Чужого не копи. Своим не станет».
У правых либералов, на самом деле, есть свой избиратель, тот самый миллион раз воспетый всеми публицистами и ускользнувший от всех политиков средний класс.
Элементарные лозунги – плоская шкала налогов, упрощение правил для бизнеса – вот, пожалуй, все конкретные требования в части «голосования карманом». В «гуманитарной части» – отмена призыва в армию.
Общеидеологически эти люди достаточно разнообразны, многие более чем консервативны. Во всяком случае, традиционная для наших либералов правозащитная тематика, по моим наблюдениям, мало волнует средний класс.
![]() На съезде партии Касьянова выступил Лимонов. Вот как он сам комментирует свое высказывание: «Побольше красного, Михаил Михайлович!» (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
В области же СМИ и внешней политики эти люди скорее поддерживают Путина, чем Каспарова. Они вполне националистичны («только без рук!») – так что им, скорее всего, подошел бы некий вариант «русского Саркози».
Впрочем, такой герой у среднего класса есть – Путин! В основном не восторженные, но довольно твердые его сторонники – «при нем я стал жить хорошо». А в отсутствие Путина – тот, на кого он укажет (хотя процесс «передачи голосов» ни легким, ни, тем более, автоматическим, разумеется, не будет!).
Голосовать они будут по большей части за ЕР, а те, кого не устраивает идеологический и политический консерватизм – за СПС. Но для СПС такие избиратели – недостижимая мечта, так как партия получит ничтожное меньшинство среднего класса, а для ЕР»такие избиратели отнюдь не являются «главными», так как на одном среднем классе парламентское большинство не создашь.
В целом же выборная агитация будет, безусловно, розовой – как и всегда.
Если в 2003 кандидаты в депутаты, помнится, все делили «нефтяную ренту» и боролись с олигархами, то теперь те же темы будут звучать немного иначе: «Как нам «обустроить» Стабфонд». Суть одна: как поделить между гражданами нефтяную халяву.
Об этом будут говорить все партии. Разница лишь в том, что «правые» хотя бы ритуально вспомнят об инфляции и тому подобных сюжетах, истинно же «левые» знают одно: «бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит».
В этой ситуации при сходстве (если не тождестве) лозунгов центр борьбы становится не столько идеологическим или даже пиаровским, сколько организационным.
Эту войну уже начал Миронов, и партию свою назвав «социалистической», и прямо объявив о цели – «недружественном поглощении» (по сути – рейдерском захвате) КПРФ.
Цель едва ли достижимая, но в любом случае весьма полезная – если СР будет тратить силы не на борьбу не с ЕР, а с КПРФ, это уже полезно. Полезно в том смысле, что, безусловно, не усилит «левый фланг», не умножит число их избирателей.
Надо помнить, что думские выборы – сигнал перед выборами президентскими. Поэтому так важно, чтобы сигнал звучал хотя бы примерно так: «Да, левая страна, но не агрессивно-левая, руль не заклинит, и при команде «вправо» допустима корректировка и повороты в сторону более вменяемой социально-экономической политики».
Это программа-минимум (она же и максимум) для «правых реалистов» на этих выборах.