Взгляд
6 июля, среда  |  Последнее обновление — 02:59  |  vz.ru
Разделы

Слова «Будьте осторожны!» в Донецке не имеют смысла

Марина Ахмедова
Марина Ахмедова, Журналист, писатель
– А если бы вам предложили стать палачом? – тихо спросила я, встав рядом с отцом офицера. – Вы бы расстреляли иностранных наемников? Членов националистических батальонов? – Аж бегом, – ответил он. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Почему русские испытывают испанский стыд за Запад

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
У айтишников есть понятие легаси-код: код, который был получен в наследство (legacy) от предыдущих команд разработчиков – он работает, но неизвестно как. Что-то подобное произошло с идеологическо-политтехнологической машиной Запада. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Чему нас не научил Чебурашка

Мария Бойко
Мария Бойко, эксперт ИМИ МГИМО
Шварцман в своем самом известном мультфильме про друзей Чебурашку и крокодила Гену неоднократно демонстрирует: если у гражданина есть потребность в чем-то, надо найти единомышленников и просто сделать это своими руками. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Захарова напомнила Осло о незаконности санкций Норвегии против России

    Главная тема


    Сухогруз из Бердянска стал испытанием для Эрдогана

    «Кошмар надвигается»


    Times: Британии в случае войны с Россией боеприпасов хватит на два дня

    система Пентагона


    США нашли защиту от гиперзвуковых ракет России

    блокада Шпицбергена


    Сенатор: По сути норвежцы начали агрессию против граждан РФ

    Видео

    оперативный простор


    На Украине назрела новая стадия российской спецоперации

    служба в армии


    Как лучший вратарь России стал рядовым Военно-морского флота

    вооруженный бунт


    Узбеков напугали перспективой потерять половину страны

    гигантский банкомат


    Варшава и Киев объединились для разорения Евросоюза

    освобожденные территории


    Херсонская область переходит на российское управление

    Жертвы пропаганды


    Михаил Диунов: Краткая история украинского сепаратизма

    Обыкновенный терроризм


    Сергей Козлов: Украина переходит к диверсиям

    Фига в кармане


    Ольга Андреева: Как определить бездарного режиссера

    на ваш взгляд


    Вы служили в армии?

    Павел Руднев: Положительный образ коммерсанта

    1 мая 2007, 09:34

    В недавно вышедшем в издательстве «Захаров» сборнике драматургии Владимира Сорокина всего одна новинка – трагифарс «Капитал», давший имя полному собранию пьес опального прозаика.

    Но сам по себе этот сборник – укор театральной России, слишком мало обращавшей внимание на пьесы Сорокина, в которых так или иначе запечатлен облик страны в последние 15 лет.

    Самое важное – даже не пытаться оправдать театр, который повернулся к Сорокину и современному герою спиной. Есть разница между «не мочь» и «не иметь желания».

    В период, следующий сразу за перестройкой, в эти пять–семь лет, когда были написаны основные пьесы Владимира Сорокина, театр вообще в упор современности не видел, превратившись в аппарат для производства ностальгии и аутизма.

    Пьесы Владимира Сорокина не поставило то поколение (сегодняшние 40-летние), которому тогда не дали реализоваться, развиться. Новейшая эпоха несколько выбила из-под сорокинских пьес почву – сегодня к ним так просто не подступишься, они содержат откровения, характерные для постимперского сознания 1990-х.

    Сорокин свершает всеобщую культурную мечту: пишет «положительный и страдающий образ коммерсанта-олигарха», о котором мечтали все критики

    Скажем, одну из самых хорошо написанных пьес Сорокина «Щи» без этого ощущения крушения империи и обрушения цензуры 1990-х уже трудно актуализировать.

    Наш театр, косный и патриархальный, охраняемый как музей и вечно всего боящийся, выставляющий недовольную публику на щит против мнимого бескультурья, почти что проглядел пьесы Владимира Сорокина.

    Случаи постановок единичны: Жакевич, Левинский, Белякович, Бояков, Додин. Вместе с тем нельзя не заметить, что додинская «Клаустрофобия», в которой пьеса Сорокина «Пельмени» занимала одно из важнейших мест, задала интонацию новейшему театру, изобрела стиль актуального искусства на сцене.

    Безразличие театра, не готового замечать и анализировать современность, стало причиной длительного молчания прозаика, и новая пьеса «Капитал» 2007 года есть реакция на пробуждение интереса к театральным текстам современника-классика.

    В «Капитале» Сорокин свершает всеобщую культурную мечту: пишет «положительный и страдающий образ коммерсанта-олигарха», о котором мечтали все критики «чернушного» и «пессимистического» искусства постсоветской культуры.

    В «Капитале» вообще нет отрицательных героев – кроме самой жизни, которая вынуждает делать непопулярные и вредоносные действия по принципу «не мы такие, жизнь такая».

    Сорокину всегда был свойственен этот фантазийный стиль: он сочиняет диковато-невероятные, абсурдные сюжеты в исключительно реалистических, психологических, детально прописанных рамках.

    Его реальность – неправильно собранный пазл, как лошадь с рыбьей мордой. Вроде бы все детали нам знакомы, естественны, узнаваемы, нас не пугают, но на самом деле они состоят из неправильно перемешанных кусков реальности.

    Вместо реальности из кубиков реальности появляется монстр. В пьесах Сорокина действительность будто бы заболевает галлюциногенной болезнью, завирусовывается и, сохраняя имитацию нормальной жизни, чудит, блажит, булькает кипящим варевом мутировавшей органики.

    В «Капитале» мы видим топ-менеджмент крупного холдинга – из тех, кого сегодня потенциально может ожидать участь Ходорковского. Совет директоров принимает важнейшее решение, куда вести предприятие.

    Благосостояние холдинга зависит от искусства шрамирования лица президента: величины, направления, глубины пореза. Лицо главы банка изуродовано старыми ранами и старыми обидами за некогда неточный хирургический курс.

    В этом первоклассном абсурде, буквально болевой драматургии, отталкивающем сюре Сорокин, как всегда, прямолинеен и точен: да здравствует русский бизнес, бессмысленный и беспощадный!

    Бизнес, где на миллиметр оступиться значит тут же на лице почувствовать дрогнувшую руку хирурга, боль, кровь, насилие, расстрел без суда и следствия, отчуждение от общества, тюрьму. Русский бизнес есть риск для собственной жизни, опасная война не за честь и совесть, а за страх «не снести головы».

    Писатель Владимир Сорокин
    Писатель Владимир Сорокин
    У Сорокина смешались в один могучий образ приметы времени: мода на шрамирование и пластические операции, садомазохистические отношения предпринимательства и государства, боль как сладость и как атрибут современного раздробленного человека, ощущение бизнеса как страдающего тела и порочная зависимость от работы – креста твоего в прямом смысле слова. Труд в России – он не в радость, он страдание.

    На праздничной вечеринке по поводу очередного надреза герои играют в игру «задави ходора» – код более чем понятен. Игра заключается не только в имитации условий чудовищной конкуренции в бизнес-среде.

    Испытав тело свое на прочность, игроки должны «задавить ходора», то есть задавить в себе стыд, рассказав публично самую постыдную историю из своей жизни (пародия на известную сцену в романе «Идиот»).

    Здесь Сорокин снова использует одну свою драматургическую затею: в кульминации герои должны излить квинтэссенцию своего бытования, «монолог души» перед ее смертью, сказать Самое Важное.

    Такой же финал был и в пьесе «Достоевский-trip», и в «Дисморфомании». Список постыдных благодеяний вершит комедию жизни героев, склонных самоуничтожиться после такой смертной исповеди.

    Сорокин говорит опять же крайне просто и недвусмысленно о стыде как о главной эмоции «игры в ходора». «Задавить ходора» в себе – значит проглотить обиду, задавить чувство стыда за страну, в которой любой труд, любое делопроизводство сродни самомучительству.

    Герои «Капитала», словно зомбированные, несут два важнейших ощущения путинской эпохи – стыд и самомучительство. Пьеса завершается умиротворением, внезапным ощущением радости и счастья.

    «Наш капитал огромен», – утверждает президент банка, отдавший шрам свой на алтарь общего дела. Будет много дела, будет много и боли.

    Больной, израненный человек получил свою дозу морфия.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •