Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
2 апреля 2007, 08:57 • Авторские колонки

Борис Кагарлицкий: Вокруг майдана

Борис Кагарлицкий: Вокруг майдана

Борис Кагарлицкий: Вокруг майдана

Прошедшую неделю я почти всю провел в Киеве. Уезжал, снова приезжал, общался с людьми. Честно говоря, не планировал я попасть в разгар политического кризиса, да ничего такого из Москвы толком и не просматривалось. Так, обычная нестабильность. Но это же у наших западных соседей давно уже вошло в норму.

А тут в самый разгар тихого семинара приходят вести про трибуны, сооружаемые на майдане, рассказывают о толпах, с ночи собирающихся на площади, чтобы начать протест.

По улицам носятся полицейские джипы со зловещей надписью «Беркут», а прямо в зале, где идет скучноватая дискуссия о влиянии глобализации на экономику Украины, начинают неизвестно откуда появляться яркие листовки, призывающие всех немедленно «выйти на площадь».

Город взбудоражен. Таксисты возбужденно рассказывают свежие политические новости и передают последние слухи. На вопрос, пойдет ли он на майдан, водитель машины даже обижается: «Таксисты всегда в таких делах участвуют. Будем улицы перекрывать!»

Я к Ющенко симпатии не испытываю, но на майдан пойду обязательно. Просто чтобы власть видела, сколько у нас недовольных», – говорит молодой человек, зарабатывающий торговлей антиквариатом

Сторонники премьера Януковича, малочисленные в Киеве, прибывают из других городов поездами. Дело дорогое: и за транспорт платить приходится, и людей с работы отпускать. Но чего не сделаешь ради земляка!

Кто здесь власть, а кто оппозиция – непонятно. Ющенко вроде бы власть – и Янукович власть. Протестуют под оранжевыми знаменами, ностальгически напоминающими о бурной осени 2004 года, но почти половина тех, против кого протестуют, стояли тогда под такими же флагами. Социалист Александр Мороз был одним из тех, кто поднял Киев против «старого режима», теперь он ближайший соратник Януковича, как и его давний соперник – лидер компартии Петр Симоненко.

А бывший соратник Мороза по партии Юрий Луценко – в рядах недовольных, как и Юлия Тимошенко, которую совсем недавно тот же Ющенко изгнал из правительства, превратив в лидера оппозиции. Теперь оппозиционеры требуют от власти, чтобы она сама себя распустила, и надеются на ее сочувствие, взывая к политической совести президента, то консультирующегося с лидерами фракций, то грозящего разгоном парламента.

Чем вызван протест? Тем, что депутаты, избранные в Верховную раду как оранжевые, толпой переходят в стан голубых, надеясь обрести таким образом новые доходы и должности.

Все смешалось, перепуталось, утратило первоначальный смысл. Но страсти кипят по-прежнему, вызывая подозрение, что гражданам соседней с нами страны все это просто нравится: на лицах людей энтузиазм, азарт и уж в любом случае – нескрываемый интерес: чем все это закончится. Улица гудит разговорами о политике.

По сути дела, взбунтовавшийся Киев пытается оказать давление на президента, которого сам же привел к власти, – именно Киев, а не пресловутая Западная Украина, которая ни демографически, ни экономически не может доминировать в политике этого удивительного государства.

К вечеру субботы выяснилось: на майдане и на Европейской площади собралось примерно одинаковое число народу – одни митинговали за роспуск парламента и новые выборы, другие в поддержку правительства. Покричав лозунги и послушав музыку вперемежку с речами политиков, народ начал расходиться. Киевляне пошли по своим квартирам, а донецким еще предстояла ночная поездка на поезде.

Надо сказать, что призрак оранжевой революции своими неумелыми действиями вызвал не кто иной, как сам Янукович, не к месту произнеся зловещее заклинание «конституционное большинство». До тех пор, пока перестановки в правительстве не затрагивали власти президента, оппозиция не имела шансов. Депутаты из «Нашей Украины» и блока Юлии Тимошенко переходили в правящую коалицию группами и поодиночке, ведомые верным классовым инстинктом: Янукович в качестве премьера с Ющенко в роли президента, проводящие одну и ту же политику, – вот формула консолидации правящего класса.

По сути дела, взбунтовавшийся Киев пытается оказать давление на президента, которого сам же привел к власти
По сути дела, взбунтовавшийся Киев пытается оказать давление на президента, которого сам же привел к власти
Но как только упомянуто было «конституционное большинство», стало понятно, что консолидации не будет. Не компромисса Янукович добивается, а реванша. Консолидация сменилась расколом, а оппозиционные популисты – Луценко и Тимошенко – обрели политический шанс. Можно убедить президента в том, что в собственных интересах первого лица разогнать парламент, покушающийся на его власть, можно использовать политический кризис в Раде, чтобы вернуться к уличной политике. Янукович поступил как ученик чародея в известной сказке: стоило его ненадолго оставить без присмотра, как он выпустил на волю силы, которые не способен контролировать.

На некоторое время Украину все оставили в покое. Ни политтехнологи из Москвы, ни американские специалисты по управлению кризисами не готовились к столь радикальному повороту сюжета, они лишь растерянно наблюдали, как события стихийно идут своим – непрогнозируемым – чередом. Главный спонсор Януковича Ренат Ахметов уже готовился наслаждаться плодами им же задуманной и почти осуществленной консолидации, а тут – нате! Такой конфуз…

Зато популисты своего шанса не упустили. Луценко и Тимошенко между собой тоже соперники, ибо говорят одно и то же, обращаются к одной и той же части населения. Но Луценко, ушедший в самостоятельное плавание позже бывшей «оранжевой принцессы», обладает известным преимуществом. Он решается сделать радикальные шаги, на которые у киевской красавицы не хватало смелости: его социальная риторика последовательнее, его знамена красные.

Он может привлечь к себе разочарованных избирателей Коммунистической и Социалистической партий, которых упустила из виду «принцесса Юлия». Но теперь красные флаги с грозными кулаками, развернутые сторонниками Луценко, и скопированные с валентинок сердечки, которыми привлекает публику Юлия Тимошенко, красуются рядом.

Однако популисты – уличная сила, взывающая все к тому же президенту. А в чем разница между голубыми и оранжевыми в плане политического курса, толком не мог сказать ни один из моих уличных собеседников. Все ограничивалось эмоциями: «Ну не любим мы донецких! Не хотим этой власти! (Чьей – Ющенко или Януковича?) Сколько можно!»

В Донецке, наверное, говорят примерно так же, только в бедах своих винят оранжевых и западенцев (хотя бунтует в первую очередь именно русскоязычный Киев). На фоне политических страстей как-то меркнут заботы о росте цен на коммунальные услуги, тем более что денег по новым счетам все равно не платят.

«Я к Ющенко симпатии не испытываю, но на майдан пойду обязательно, – говорит молодой человек, зарабатывающий торговлей антиквариатом. – Просто чтобы власть видела, сколько у нас недовольных».

А чем недовольных? Да всем. И низкой зарплатой, и ценами, и коррупцией, и просто омерзительными физиономиями, которые каждый вечер выглядывают из телевизора. Однако опять же парадокс: несмотря на низкую зарплату, столица Украины просто кишит новыми, с иголочки автомобилями. Люди хорошо одеты, в магазинах идет бойкая торговля. Как только отъезжаешь от города, картина меняется. И машин меньше (да и то всё больше старые «жигули»), и одеты люди неважно. Но возмущается в первую очередь благополучный Киев.

Однако цены и в самом деле растут на глазах, а самым главным раздражителем является, как и у нас, жилищно-коммунальная реформа.

Года два назад коммунисты и социалисты обвиняли оранжевых в намерении обобрать народ в ходе очередного раунда рыночных реформ. Намерение и в самом деле было. Либералы все-таки! Но на фоне тогдашних политических потрясений реализовать подобные планы оказалось невозможно. Стремясь завоевать народную любовь, Юлия Тимошенко проводила в качестве премьера прямо противоположную политику: повышала пенсии, пыталась регулировать цены. Только продолжалось это недолго.

После выборов, когда появилось правительство парламентского большинства, за реформы взялись серьезно. И вот сегодня мы видим, как Партия регионов вместе с теми же коммунистами и социалистами взялась за проведение непопулярных мер, на которые так и не решились оранжевые. Впрочем, сторонники президента из партии «Наша Украина», крайне озабоченные ростом влияния Януковича, отнюдь не склонны выступать против подобной практики. В вопросе об извлечении денег из карманов населения все фракции украинской элиты проявляют удивительную солидарность.

Луценко может привлечь к себе разочарованных избирателей Коммунистической и Социалистической партий, которых упустила из виду «принцесса Юлия»
Луценко может привлечь к себе разочарованных избирателей Коммунистической и Социалистической партий, которых упустила из виду «принцесса Юлия»
Счета за воду, газ и электричество подскочили до такой высоты, что население просто перестало платить. Это такая индивидуалистическая форма сопротивления, забастовка обывателей. Пока первые лица обливают друг друга грязью с трибун, власти более низкого уровня (без различия политических оттенков) заняты решением другого вопроса: как наказать сограждан, которые за воду по новым, резко повысившимся ценам не платят, а мыться и чай пить хотят.

Таких недисциплинированных людей в Киеве около половины. В других городах тоже немало. В столице Украины то и дело натыкаешься на красивые плакаты, призывающие: «Заплати и живи как киевлянин!» В Донецке пошли дальше, призвав на помощь Сталина, который с рекламных щитов грозит гражданам ужасами ГУЛАГа за отказ от уплаты рыночных цен.

Вы думаете, это шутка? Не совсем. Уже разработаны роботы для отключения воды в квартирах. Название у них соответствующее – «Спрут». Роботы просто чудо: пролезают по водопроводным трубам и перекрывают их в конкретной квартире. Очевидцы говорят, что внешне этот механизм очень похож на фантастические устройства из американского кино. Как будто сошли с экрана «Матрицы» или другого фильма об ужасах будущего.

Это изобретение было сделано в Полтаве. «Процедура наказания неплательщиков приобрела наукоемкий характер, – констатирует киевский журналист Андрей Манчук. – Представители ЖЭКа перекрывают воду в парадном, после чего вскрывают стояк в подвале дома. В это отверстие вводят зонд, оборудованный кабелем с видеокамерой, продвигая его вверх по трубе. Картинка, которую передает «Спрут», позволяет найти точку выхода в квартиру должника, после чего робот блокирует поступление воды с помощью специальной пробки. Чтобы возобновить ее подачу, жильцу придется не только полностью оплатить долги, но и выложить около 500 гривен за процедуру разблокирования трубы».

Высокие технологии кто-то должен финансировать!

Разработчики «Спрута» не останавливаются на достигнутом. Они испытывают новое устройство. Без воды люди, оказывается, еще могут продержаться – с улицы приносят, у соседей берут. А вот без канализации будет труднее. И уже проходят испытания роботы второго поколения, умеющие ползать по канализационным трубам. К сведению читателей из Санкт-Петербурга: власти города уже выразили заинтересованность в приобретении подобных новинок. Так что, если завтра у вас из туалета вылезет металлическая сороконожка, не думайте, будто у вас галлюцинация, а лучше проверьте, не забыли ли вы оплатить счета за водопровод.

Пока противодействующие группировки выводят на улицы своих сторонников, производство роботов налаживается, проходят технические испытания, а соответствующие государственные службы разрабатывают операции по выселению малоимущих жильцов из их квартир. Эти меры будут проведены в жизнь вне зависимости от того, какого окраса политики соберут большую толпу в центре Киева и у кого музыка будет играть громче.

Из украинской столицы в Москву меня возвращал Столичный экспресс: чистый, новый поезд с современными, оснащенными электроникой вагонами и вежливыми проводниками. Неожиданно часа за полтора до границы состав резко затормозил. Под колеса попал человек. Несколько минут экспресс стоял на месте, а по внутреннему радио раздавались деловитые голоса, обсуждавшие, как найти и убрать тело из-под колес. Затем состав тронулся с места и понесся дальше к своей цели. Нарушать расписание не положено.

..............