Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Боевое крыло ХАМАС подвергло массированному обстрелу юг Израиля

15 мая, суббота  |  Последнее обновление — 07:57  |  vz.ru
Разделы

Хакеры подкармливают американскую паранойю

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
США склонны обвинять тех, чье поведение они не могут контролировать, во всех грехах именно потому, что сами для себя легко допускают возможность действовать вне всяких правил. Подробности...

За Палестину некому вступиться

Камран Гасанов
Камран Гасанов, старший преподаватель РУДН
За Палестину реально могут вступиться только Иран и Турция. Но не будут. И если ХАМАС не прекратит обстрелы Израиля, то ЦАХАЛ, скорее всего, предпримет очередную сухопутную операцию в Газе. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Открытое письмо Виктору Шендеровичу про стыдобесие

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, сценарист
В девяностых, когда открыли, уж кажется, всю «правду о войне», такой вакханалии покаяния и стыда я не припомню. Не в правде, стало быть, дело – во лжи. Советская она или антисоветская – разницы никакой. К сожалению, правда не бывает красивой для всех. И для одной из сторон тоже. Правда, как и Победа, растет из грязи и крови. Но именно она может спасти мир. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

На Ближнем Востоке ужесточились ракетные обстрелы городов и столкновения арабов с евреями

Ракеты Израиля разрушили 16-этажное здание Бурж аш-Шурук в центре Газы. В нем располагались офисы палестинских СМИ и компаний, магазины и жилые помещения. Погибли по меньшей мере три человека. Израиль заранее предупредил о ракетном ударе, поэтому большую часть людей успели оперативно эвакуировать
Подробности...

Вооруженный преступник напал на школу в Казани

На школу в Казани напал вооруженный человек. В результате стрельбы погибла учительница и семеро детей, еще 20 детей получили ранения. Нападавшему 19 лет, он был вооружен официально зарегистрированным гладкоствольным ружьем
Подробности...

На Красной площади прошел парад Победы

В Москве прошел торжественный парад Победы. В нем участвовали более 12 тыс. военнослужащих. По Красной площади прошло свыше 190 единиц техники, среди которых оказались образцы времен войны и современные машины. Над столицей пролетели 76 самолетов и вертолетов
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: Боевое крыло ХАМАС подвергло массированному обстрелу юг Израиля

    Главная тема


    Церковь намерена вытащить Россию из демографической ямы

    новые стихи


    Слепаков ответил матом агрессивным сторонникам Навального

    рост заболеваемости


    Вирусолог объяснил, как второй год пандемии способен стать опаснее первого

    последствия COVID-19


    Появились подробности госпитализации телеведущего Молчанова

    Видео

    углеродный налог


    Евросоюз собрался спасать мир за счет России

    замена импорта


    Россия совершила прорыв в обрабатывающей промышленности

    армия и вооружение


    США испуганы перспективой остаться без ядерного оружия

    ДОМАШНИЙ АРЕСТ


    Медведчук переиграл Зеленского в киевском суде

    правда о войне


    Алексей Алешковский: Открытое письмо Виктору Шендеровичу про стыдобесие

    горячая фаза


    Глеб Простаков: Россию позвали на информационную войну

    Ближний Восток


    Камран Гасанов: За Палестину некому вступиться

    специальный репортаж


    Как учителя казанской гимназии спасли детей от убийцы

    на ваш взгляд


    На чьей стороне ваша симпатия в конфликте между Израилем и Палестиной?

    Дмитрий Бавильский: Писатели-вредители

    29 марта 2007, 10:03

    Обычно эти авторы проходят по разряду «современная классика», предполагая «морально-нравственные искания» и «поиски духовности» в особенно концентрированном виде.

    Владимир Маканин, Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская – первые имена, приходящие в этой связи на память. Однако практически всех писателей – лауреатов многолетних премий (от «Букера» до «Национального бестселлера») можно записать в разряд писателей-вредителей.

    Вредительство заключается в том, что нормальный человек, наслушавшись профессиональных советчиков, однажды возьмет и купит роман «Кысь» или же «Номер первый».

    В книжном пройти мимо этих книжек невозможно – они же всюду и напополам с трешем составляют ассортимент любого отдела худлита. А тут тебе еще и по ушам постоянно ездят, духовность, мол, и очень нужно. Попытается такой человек прочитать, скажем, последние романы Маканина «Андеграунд» или «Испуг» и после, убежден, к полкам с современными авторами на пушечный выстрел не подойдет. Как есть сломается.

    Подобные опусы следует выкладывать в широкую продажу осторожно, в непрозрачных целлофановых пакетах, с грозными предупредительными надписями

    Спору нет, вышеперечисленные – талантливые авторы, кудреватые, мастерство из всех щелей прет, да только ни уму ни сердцу. И читать трудно очень. Скучно. Непонятно зачем. Ибо писатели-вредители не думают о читателе, сплошь озабоченные одной лишь демонстрацией своих внутренних богатств. Своей писательской мощи. Силушки-силы.

    Повсеместно у нас отчего-то закрепилось такое мнение, что эти самые «морально-нравственные искания» должны подаваться с постной миной и страданием. Духовно все то, что требует от читателя предельной сосредоточенности и какой-то запредельной концентрации интеллектуального опыта. Тогда как убеждение это в корне неверно, «все жанры хороши, кроме скучного», и легкость не обязательно рифмуется с легкомысленностью.

    Да только же мало кто из нас может признаться в том, что повышенная непроходимость текста еще не является гарантией его, текста, значимости. Вот люди и терпят. Терпят и читают то, что им навязывают в качестве высокодуховных образцов.

    Скрипят зубами, борются с зевотой, но повышают собственную самооценку с помощью хороших плохих книг. А потом мы удивляемся – отчего это к современной литературе нет массового интереса и почему умные новинки упираются в пятитысячный тираж как в предельный. Так вот потому и буксуют, что сами отвращаем. Отвращают.

    Недавно был в Перми на международной литературоведческой конференции . Несколько десятков умнейших людей делились опытом преподавания актуальной словесности. И снова, по сто десятому кругу с высокой трибуны удивлялись (с одной стороны) минимальному интересу к текущему литпроцессу, а с другой – из доклада в доклад разбирали «новый гуманизм» Маканина и антиутопичную антиутопичность заведомо третичной «Кыси».

    А потому что принято считать Толстую и Петрушевскую «островками духовности». Принято, и все тут. Шаг влево или вправо – тупой треш, коммерческая беллетристика или же постмодернистские проекты. Иного не дано. Между тем занимательность и увлекательность (тут без внутренней писательской дисциплины никуда) – единственно возможная вежливость современного писателя, который должен прекрасно понимать, что его читатель человек занятой. И, кстати, не менее духовно богатый.

    В старозаветные времена «знаточеская среда» соорудила ценностей незыблемую шкалу, но ныне она сама не знает, что с ней делать. На круглом столе пермской конференции, посвященном постмодерну, известный критик Наталья Иванова, зам главного редактора журнала «Знамя», рассказывала, что первоначально Людмила Петрушевская принесла свой роман «Номер первый, или В садах иных возможностей» именно к ним.

    Есть авторы, говорила Иванова, которые сделают честь любому журналу. Именно поэтому текст Петрушевской с колес поставили в ближайший номер. Когда классик пришла вычитывать верстку, то справилась у работников редакции о впечатлении. И тогда ей честно сказали, что текст обязательно должен быть напечатан, хотя в редакции его никто не понял. То есть абсолютно. И тогда, согласно рассказу Ивановой, Людмила Стефановна обиделась (а возможно) задумалась, забрала свой «Номер первый» и выпустила его отдельной книжкой.

    История показательная. Если в одном из самых передовых толстых журналов (в самом, можно сказать, эпицентре экспертного сообщества) никто ничего не понял, то что же взять с обычных читателей, которым никто денег за чтение текстов не выплачивает? Между тем Иванова простодушно саморазоблачалась, утверждая, что роман Петрушевской они взяли в «Знамя» не задумываясь. И какие тут еще нужны комментарии?

    Я вовсе не призываю к тотальному упрощению, от литературы light меня и самого тошнит. Спору нет, должна быть самая разная литература, и авангардная, и модернистская, и литература поиска, и особенные писатели для писателей (таковой, безусловно и является феерически талантливая Петрушевская), однако ни в коем случае нельзя навязывать свои внутрицеховые ценности в качестве всенародных критериев.

    Роман «Кысь» (фото: artlebedev.ru)
    Роман «Кысь» (фото: artlebedev.ru)

    Каждая книжка должна стоять на своей полке, все черненькие и все прыгают. Другое дело, что инновационные писательские технологии не всегда полезны для интеллектуального здоровья, о чем следует честно предупреждать на обложках.

    Я помню, как сам мучился с «Садами иных возможностей», как заставлял прочитать себя ложечку текста за папу и ложечку текста за маму. Притом что профессиональной критикой занимаюсь не один год. Притом что читательский опыт огромен. Притом что есть у меня послушание не бросать книжек на половине.

    Но на романе Петрушевской сломался. Как до этого не смог осилить «Кысь». Долго бился над первой сотней страниц, пока не задумался – зачем? И что дает мне (лично мне) насилие над собой?

    И не нашел ответа. Если кому-то романы Маканина в жилу – ради бога, но зачем других, ни в чем не повинных, подставлять? Подобные опусы следует выкладывать в широкую продажу осторожно, в непрозрачных целлофановых пакетах, с грозными предупредительными надписями. Или же точечно рассылать по филологическим факультетам любителям подобной клубнички, адресно. Подобно тому, как рассылаются порнографические кассеты.

    Ибо пользовать людей для нужд собственного своеволия не менее стыдно. Но как же так, воскликнет мой читатель, ведь своим беспримерным примером «современные классики» стоят на страже духовности и глобальных смыслов, не давая текущей словесности скатиться в коммерческий беспредел! Ведь эти серьезные писатели – последний заслон тотальной деградации литературы, культуры, наконец, общества.

    Снова не соглашусь. Ведь писатели-вредители отталкивают людей от нормальной литературы, а она есть. Можно с легкостью назвать несколько десятков имен, напряженно ищущих срединный (меж масскультом и высоколобостью) путь, сопрягающих нравственные и интеллектуальные искания с доступностью, сюжетной внятностью и беспафосностью – ибо первым качеством современного писателя должно числиться смирение.

    Андрей Геласимов, Павел Крусанов, Алексей Слаповский, Олег Постнов, Олег Зайончковский, Ольга Славникова, Глеб Шульпяков – все они занимательны, адекватны времени и себе, смиренны. Я уж не говорю о Людмиле Улицкой, Борисе Акунине и Викторе Пелевине, умело сочетающих элементы поп-культуры с дерзновениями и прорывами.

    Именно писатели-вредители провоцируют откат читательского интереса к непотребному коммерческому чтиву, выкликают его из собственного советского, по сути, высокомерия. Этим они и, собственно говоря, и постылы.

    Интеллигентский проект давно сдулся, да только вот продукты его разложения продолжают замусоривать сознание, хоть коммунистический субботник созывай, честное слово!


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •