19 апреля, пятница  |  Последнее обновление — 17:22  |  vz.ru
Разделы

Поднимите руки, кто хочет работать в Газпроме

Ольга Ускова, президент группы компаний Cognitive Technologies
Программистам, людям творческих специальностей можно шляться всю жизнь по коридорам. Министерским, газпромовским, вэбовским. Но они, как известно, кончаются стенкой. Тупик. А можно прорубать тоннели к свету, к новой реальности. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Майор не звонит

Дмитрий Ольшанский, публицист
Всеобщий и обязательный призыв исчез. Ну, почти исчез. И войны, проводимые силами призывников, тоже исчезли. Большое счастье, на самом деле – и незаметное, как любое счастье. Наверное, это и называется «болото насилия и лжи». Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

«Мракобесы» не хотят экспериментов за свой счет

Наталья Холмогорова, правозащитник
Пока столичные деятели культуры просаживают сотни государственных миллионов на антирусское искусство, в Воронеже привлекают к ответственности скромного директора одного из самых интересных музеев мира. За растрату, которой не было. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник
    Подробности...

    Появились первые фото из сгоревшего Нотр-Дама

    Появились первые фотографии из сгоревшего собора Парижской Богоматери. Горевший всю ночь храм получил серьезные повреждения: обрушился деревянный шпиль, пострадала несущая конструкция. С полыхавшим всю ночь огнем удалось справиться только к утру
    Подробности...

    Собор Парижской Богоматери сгорел

    Знаменитое на весь мир здание собора Парижской богоматери, кажется, уже не будет прежним. Легендарная церковь пострадала от сильнейшего пожара, дым от которого был виден на весь Париж
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Врачи дали прогноз по состоянию Быкова

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Наталья Холмогорова
        Пока столичные деятели культуры просаживают сотни государственных миллионов на антирусское искусство, в Воронеже привлекают к ответственности скромного директора одного из самых интересных музеев мира. За растрату, которой не было.
        Обсуждение: 24 комментария

        Ольга Ускова
        Программистам, людям творческих специальностей можно шляться всю жизнь по коридорам. Министерским, газпромовским, вэбовским. Но они, как известно, кончаются стенкой. Тупик. А можно прорубать тоннели к свету, к новой реальности.
        Обсуждение: 33 комментария

        Дмитрий Ольшанский
        Всеобщий и обязательный призыв исчез. Ну, почти исчез. И войны, проводимые силами призывников, тоже исчезли. Большое счастье, на самом деле – и незаметное, как любое счастье. Наверное, это и называется «болото насилия и лжи».
        Обсуждение: 21 комментарий

        Маргарита Симоньян
        Я желаю Быкову поскорее поправиться потому, что «Букера» ему, кажется, так и не дали. А ведь тоже давно пора. Он ведь и правда один из лучших журналистов и авторов нашей эпохи.
        Обсуждение: 57 комментариев

        Алексей Алешковский
        Зачем нам мораль? Чтобы не убивать, не красть и не прелюбодействовать? Да бросьте! Может, чтобы возлюбить ближнего? Как бы не так. Мораль нам нужна для оправдания убийств, воровства, предательства и ненависти.
        Обсуждение: 64 комментария

        Епископ Питирим (Творогов)
        Только безумец может желать гонений, чтобы очистить Церковь. Мужество – победить грех в самом себе, смелость – жить среди грешников, не осуждая их, а являя пример, которому они могли бы подражать.
        Обсуждение: 45 комментариев

        Антон Любич
        Мы годами воспринимали автомобильную промышленность как производителя максимально дешёвых «жестяных банок». Вряд ли русский фольклор родил о чём бы то ни было больше анекдотов, чем о «Жигулях». «Место-то проклятое».
        Обсуждение: 55 комментариев

        Дмитрий Гололобов
        Народ реально изголодался по хотя бы какой-то правде. Пусть и жуткой, с запахом крови и стуком уносящихся в ГУЛАГ теплушек. Но что делать, если народ о другой «правде» не знает? Он начинает верить в кровавую. Нет ведь другой.
        Обсуждение: 384 комментария

        Алексей Колобродов
        История войны за независимость в Донбассе, «донбасская герилья», как ее называет автор, для Прилепина – факт не литературной, а человеческой биографии. Жизнь разделилась на до и после Донбасса, и Донбасс сам по себе стал жизнью.
        Обсуждение: 6 комментариев

        Глеб Простаков
        Украинцы соскучились по рутине, от которой так устали россияне. Они с удовольствием променяли бы бесконечное шоу, опостылевшую телевизионную жвачку, фестиваль уличного протеста на будничное преобразование своей жизни.
        Обсуждение: 64 комментария

        Павел Руднев: Венок Председателю

        27 марта 2007, 09:32
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В Москве скончался актер Михаил Ульянов – самый народный артист СССР. В его артистической судьбе запечатлена трагическая история великой страны. Сейчас все повторяют, будут еще повторять: «Таких больше не будет». Это справедливо.

        И не столько потому, что уходит такая артистическая порода, такой типаж «народной интеллигенции», такой облик благородства и скромной, тишайшей мужественности. Ушел, уходит этот особый генотип – мужиковатый интеллигент из рабоче-крестьянской среды, которому натура отсыпала полмеры мягкости, полмеры суровости. Лицо советского человека оборачивалось той или иной стороной в зависимости от обстоятельств: задушит нежностью или переломает неистовым грубым натиском.

        Но «таких больше не будет» еще и в прямом смысле слова. Карьера артиста Михаила Ульянова могла состояться только в Союзе Советских Социалистических Республик. То есть в обществе, которое умело предоставить всем пусть маленькие, но по крайней мере равные возможности. Ульянов – сельский мальчишка, родившийся в глухой довоенной, еще полуосвоенной, «подслеповатой» Сибири. Тот случай, когда «помогла» война. Эти счастливые послевоенные поколения, заполнившие творческие вузы на волне победной эйфории.

        «В конце жизни Михаил Ульянов воплотил собою и радость, и кризисность репертуарного театра. Бросить свой театр Ульянову мешало гипертрофированное чувство ответственности. Это доказывает случай, произошедший в театре в августе 2002 года»

        В 1950 году Ульянов 23-летним пареньком оканчивает Щукинское училище. Подумать только: деревенский мальчишка из «середины страны» поступает с лету в вахтанговскую труппу. Возможно ли такое сегодня, в эпоху свободы, демократии и «больших возможностей»? И целы ли эти деревни, где просыпались, крепли, матерели, нахватывались на весь свой срок житейского опыта «народные артисты»?

        Как сегодня может сложиться судьба талантливого паренька, заставь его Бог родиться в селе Бергамак Муромцевского района Омской области? Гастролирует ли теперь, может ли гастролировать в городке Тара Омской области какой-либо театр, как было тогда, в 1940-е, когда молодой Ульянов видел там и Львовский театр, и Тобольский и влюбился в сцену раз и навсегда? Есть ли те же возможности сегодня у односельчан Ульянова?

        Об этом сегодня думается как-то особенно тревожно. Как о потерянных величинах, как о растраченном капитале, даже не вырытом из земли. Умирающее сегодня поколение, восьмидесятилетнее – наш последний пассионарный взрыв, дети взрыва: революционного, военного, раскиданного по стране, но и окрепшего, окостеневшего «благодаря» этим взрывам истории.

        Ульянов – советский актер, советский типаж. Из той породы людей, благодаря которым об СССР будут вспоминать с гордостью. Народный артист Союза Михаил Ульянов сыграл не просто сотни ролей , он сыграл нашу страну. И крепкий, ядреный Союз, и перестроечную оторопь, и революционную Россию Горбачева, и огрызающийся, беспомощный ельцинский полуразвал. Почувствовал историю и выразил ее, слепил из своего темперамента и мускулов.

        Народная хватка, мужицкая сила, энергия «разорванной рубахи» и «крепкого, справедливого кулака» была доминантой и его военных ролей (Георгий Жуков), и классики (Дмитрий Карамазов и Чарнота), и советской романтики (Виктор в «Варшавской мелодии»).

        Но в «Председателе» режиссера Алексея Салтыкова Михаил Ульянов сыграл еще и первопричину этой мужицкой удали, этого неуемного строительства самого себя. Однорукий вояка Егор Трубников подымал родную землю из чудовищной разрухи, вранья и междоусобицы.

        Ульянов сделал из своего героя фигуру мифологическую, полубожественную (Борис Гребенщиков легендаризирует Трубникова в балладе о капитане Воронине) – в этом коренастом мужичке, в этом топорной работы лице, в этой медвежьей, аляповатой нежности виделась цивилизаторская сила русского человека на родной земле.

        Однорукий председатель в борьбе с нечистой скверной классового общества питался от матери-земли, как античный Антей в борьбе с Гераклом набирался сил, припадая к почве. Чтобы в полной мере оценить величие СССР, достаточно посмотреть правдивого, не приукрашенного и трагичнейшего «Председателя» – фильм о том, как человек хочет и может преобразовать свою вселенную. О том, что герой, хозяин земли может «переписать судьбы нечестный вариант». О том, что человек всемогущ, что имя его звучит гордо и никто, никакая на свете сила не унизит звание рабочего человека. Труд может быть подвигом.

        Плакат фильма «Председатель»
        Плакат фильма «Председатель»
        Ульянов заставлял уверовать в цивилизаторские способности человека – те, которые отрицались всем ходом искусства и истории XX века. В этом смысле нравственность «Председателя» – своего рода обман зрения. Или все-таки святая правда?

        О том, как мы запутались, залгались в этом вопросе, Михаил Ульянов сыграл в не оцененном по достоинству фильме Сергея Соловьева «Дом под звездным небом». Для главного советского артиста это был поступок необычайной ценности и риска. Ульянов тогда позволил себе, Соловьеву и зрителям жестоко поиронизировать, посмеяться над своей судьбой и судьбой своей страны. В прелюдии к фильму мы видим ироническую нарезку документальных кадров великой стройки СССР – вехи славной истории, выброшенные в агонии перестройки псу под хвост.

        Среди прочих мелькают документальные кадры, где настоящий депутат Михаил Ульянов докладывает Верховному Совету. Партийный актер бросал себе под ноги и растаптывал свое прошлое, смеясь и расставаясь с историей, плавящейся в огне перестройки. Менялся со временем, отказываясь от прошлого. Герой Ульянова в фильме Соловьева – талантливый авиаконструктор – получал от друганов-пьяниц части разворованного военного комплекса как зримый знак своего унижения, видел мистический голый женский зад в кущах своей партийной дачи, а омерзительный особист в голос хамил, грубил и в лицо бросал ему, орденоносцу и герою, сальные скабрезности: «Не ссым! Не ссым с Трезором на границе».

        Волосы вставали дыбом от постыдного зрелища развала страны. Кровавая, лицедействующая «гэбня» устроила в дому добропорядочного советского инженера безобразные сатанинские сцены, унижая и убивая человека-эпоху, Председателя, верящего в то, что можно силою человека уничтожить сплин и наветы нечистой силы. Но Егор Трубников был тут уже бессилен.

        В «Ворошиловском стрелке» Станислава Говорухина обессилевший советский человек взял в руки оружие и успешно начал мстить своим врагам сам, справедливо полагая, что горбатому надо помочь дойти до могилы. Советский человек, лучший человек на земле, остро ощутил приступы асфиксии, удушье, захлебнулся чувством мести. И вновь поверил в то, что можно силой мужицкого кулака исправить ситуацию, «взять страну в свои руки».

        Совесть. Ульянов играл совесть русского человека. Совестливость, которая даже важнее, чем нравственность. Совестливость вне морали. Таких больше не будет. Не будет еще и потому, что интеллигенция теперь такого груза, как совесть, на себя не взваливает.

        Михаил Ульянов – воплотитель характера советского человека. Казалось бы. Но именно при нем, при его председательстве во Всероссийском театральном обществе (теперь – СТД, Союз театральных деятелей), само ВТО и Дом актера ВТО становятся в Москве важнейшим рупором перестройки, здесь царит политический дух эпохи, выступают «прожекторы перестройки», вдохновители перемен.

        #{photos}Сам Михаил Ульянов в смутные годы одним из первым не просто сыграет священника на уже тогда не советской сцене, но и осмелится заговорить с вахтанговской сцены матом. В 1992 году Роман Виктюк, тогда режиссер в зените своей славы, ставит лесковский роман «Соборяне». В роли протоиерея Савелия Туберозова Михаил Ульянов выйдет на финальный монолог и произнесет громко и внятно, в зал, в самую его гущу, в каждое зрительское сердце: «Вы есть бляди!»

        Туберозовская фраза, адресованная Лесковым начинающемуся в России XIX века позитивизму и атеизму, переходила в спектакле Виктюка порог рампы и распространялась на общество, устремившееся разрушать ценности, не разобравшись в них. И вновь, и вновь талант Михаила Ульянова взывал к зрительской совести. Это мужицкое, раскатистое, ядреное «бляди» звучало как оторопь для эпохи революционных перемен. Ульянов кричал – нет, свистал, орал «по матери» – о необходимости остановиться.

        В это надо вдуматься – 61 год в одном и том же театре, в одной и той же системе координат. Михаил Ульянов – это уроки артистической преданности. Но еще и уроки колоссальной ответственности. Ведь он поэтому и «уходя, не уходил» с поста худрука Вахтанговского театра до самой смерти. Уже всем все заранее объявив, Ульянов заретушировал свой уход из театра, не наблюдая ни одной личности, способной его заменить. Все, что творилось в последние годы в театре им. Вахтангова, можно охарактеризовать одним словом – «кризис».

        Кризис репертуарного театра. Беспомощность. Теперь мы уже никогда не узнаем о том, действительно ли Михаил Ульянов хотел отдать свой пост преемнику или его всеми силами «удерживали», пользуясь доброй и, увы, недюжинной болезнью. Это «удержание» разродилось унизительной ситуацией «отказной невесты» в театре им. Вахтангова 2006 года. Когда слухи и пересуды заставляли прессу и театральное мнение подыскивать вахтанговской сцене нового худрука, а те, кто попадал в сети пересудов, были вынуждены отнекиваться от внезапно нахлынувшего «счастья» обладания кризисным театром, плавающим без жесткого руководства.

        В конце жизни Михаил Ульянов воплотил собою и радость, и кризисность репертуарного театра. Бросить свой театр Ульянову мешало гипертрофированное чувство ответственности. Это доказывает случай, произошедший в театре в августе 2002 года. Тогда на открытии 81-го сезона, на заштатном, ничего не предвещавшем мероприятии, Михаил Ульянов привычно вышел к труппе, взял в руки тонкую, собственноручно исписанную тетрадочку и тихим голосом прочел невероятный тридцатиминутный доклад. Поистине революционного характера.

        Ульянов говорил о том, что основа современного театра – крепкая режиссура. И никакая пресловутая вахтанговская школа, которую бережно «несет» перед собой Вахтанговский театр как давно потускневшую хрустальную статуэтку, не оправдает слабых спектаклей. От ветхих обычаев следует освобождаться, сказал Ульянов и даже вспомнил чей-то афоризм: «Общество, ориентированное на традиции, умирает».

        Актер Михаил Ульянов, 2006 г.
        Актер Михаил Ульянов, 2006 г.
        От последнего артиста-патриарха в кресле худрука московского театра, человека его положения и авторитета, никто не слышал и не ожидал подобных исповедей. Ульянов начал каяться о том, что в свое время увел театр в неправильном направлении. Режиссеры, которые приходили на вахтанговскую сцену после Евгения Симонова – Роман Виктюк, Гаррий Черняховский, Аркадий Кац, Петр Фоменко, не смогли найти общего языка с труппой и из театра ушли.

        Именно тогда, по признанию Ульянова, театр резко «покатился вниз»: была избрана тактика, при которой стало казаться, что лучше делать средние спектакли «своими силами», чем разрушать традиции. Эту ошибку, стоившую театру долгих лет творческого простоя, худрук мужественно взял на себя. Однако Ульянов не только принял на себя вину, в которой его никто не посмел бы упрекнуть, – он признал главную проблему существования репертуарного театра в современных условиях.

        Признал эмпирическим путем – на собственных ошибках. В его зеленоватой школьной тетрадке с отточенными формулировками, в уверенном голосе и простых словах была сила человека, не побоявшегося высказать нелицеприятную правду о собственном проигрыше. Ульянов тогда поднял руку на самое святое – на «вахтанговский дух», а именно на пустышку, которой до сих пор пугают молодых вахтанговцев и щукинцев, на бессмысленные традиции, связывающие по рукам и ногам.

        Тогда, в августе 2002 года, Ульянов говорил, как некогда в предновогодний день Борис Ельцин: «Я устал, я хочу отдохнуть» и «Я устал, и я во всем виноват». И тот, и другой были и искренни, и правы, и требовали сострадания. Но Ульянова тогда не отпустили. Это был поступок великого человека – принять вину за театр на себя и осознать ее публично, пойти против общественного мнения.

        Кулак Председателя был в этот день необычайно крепок. Король в этот день «выпал» из свиты, пошел на что-то сверхординарное. Что это было: минутное послабление или общая интонация, нарушившая мнимое благополучие театра и артиста, якобы почивающего на лаврах? Михаил Ульянов был очень совестлив. Как совестлива была эта прописанная речь в мятой трехкопеечной тетрадочке. Вахтанговскому театру теперь будет вдвойне тяжело.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Поднимите руки, кто хочет работать в Газпроме

        Ольга Ускова, предприниматель, президент группы компаний Cognitive Technologies
        Программистам, людям творческих специальностей можно шляться всю жизнь по коридорам. Министерским, газпромовским, вэбовским. Но они, как известно, кончаются стенкой. Тупик. А можно прорубать тоннели к свету, к новой реальности. Подробности...

        Майор не звонит

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        Всеобщий и обязательный призыв исчез. Ну, почти исчез. И войны, проводимые силами призывников, тоже исчезли. Большое счастье, на самом деле – и незаметное, как любое счастье. Наверное, это и называется «болото насилия и лжи». Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        «Мракобесы» не хотят экспериментов за свой счет

        Наталья Холмогорова, правозащитник
        Пока столичные деятели культуры просаживают сотни государственных миллионов на антирусское искусство, в Воронеже привлекают к ответственности скромного директора одного из самых интересных музеев мира. За растрату, которой не было. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        Дмитрий Быков и портвейн «Анапа»

        Маргарита Симоньян, член Общественной палаты, главный редактор телеканала «Russia Today»
        Я желаю Быкову поскорее поправиться потому, что «Букера» ему, кажется, так и не дали. А ведь тоже давно пора. Он ведь и правда один из лучших журналистов и авторов нашей эпохи. Подробности...
        Обсуждение: 43 комментария

        Если вы не продаетесь, это не значит, что на вас не зарабатывают

        Алексей Алешковский, сценарист
        Зачем нам мораль? Чтобы не убивать, не красть и не прелюбодействовать? Да бросьте! Может, чтобы возлюбить ближнего? Как бы не так. Мораль нам нужна для оправдания убийств, воровства, предательства и ненависти. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Церковные диссиденты успешно решают дьявольскую задачу

        Епископ Питирим (Творогов), епископ Душанбинский и Таджикистанский
        Только безумец может желать гонений, чтобы очистить Церковь. Мужество – победить грех в самом себе, смелость – жить среди грешников, не осуждая их, а являя пример, которому они могли бы подражать. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Автомобиль для миллионеров дарит шанс экономике

        Антон Любич, экономист
        Мы годами воспринимали автомобильную промышленность как производителя максимально дешёвых «жестяных банок». Вряд ли русский фольклор родил о чём бы то ни было больше анекдотов, чем о «Жигулях». «Место-то проклятое». Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Люди любят отнюдь не Сталина

        Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
        Народ реально изголодался по хотя бы какой-то правде. Пусть и жуткой, с запахом крови и стуком уносящихся в ГУЛАГ теплушек. Но что делать, если народ о другой «правде» не знает? Он начинает верить в кровавую. Нет ведь другой. Подробности...
        Обсуждение: 371 комментарий

        Несвоевременный роман, который очень вовремя

        Алексей Колобродов, генеральный директор медиагруппы «Общественное мнение»
        История войны за независимость в Донбассе, «донбасская герилья», как ее называет автор, для Прилепина – факт не литературной, а человеческой биографии. Жизнь разделилась на до и после Донбасса, и Донбасс сам по себе стал жизнью. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Украина повисла в исторической невесомости

        Глеб Простаков, журналист
        Украинцы соскучились по рутине, от которой так устали россияне. Они с удовольствием променяли бы бесконечное шоу, опостылевшую телевизионную жвачку, фестиваль уличного протеста на будничное преобразование своей жизни. Подробности...
        Обсуждение: 64 комментария
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............