23 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 11:22  |  vz.ru
Разделы

Четыре причины популярности Абэ

Николай Мурашкин, эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник Института Азии Унивеситета Гриффита (Австралия)
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сохранил свой мандат еще на три года. У популярности Абэ много причин – как системных, так и конъюнктурных. Но остаются открытыми вопросы о дальнейших этапах «абэномики» и внешней политике – в том числе отношениях с Москвой. Подробности...

Советская власть не только боролась с предателями, но и создавала их

Дометий Завольский, историк-архивист
С июня по сентябрь проходят ежегодные марафоны ненависти к России со стороны ее соседей. Сегодня белорусские змагары напомнят ей о «совместном параде Красной Армии и Вермахта в Бресте». Подробности...
Обсуждение: 166 комментариев

Как беззаконие Ельцина помогло России

Антон Крылов, журналист
Как без 22 июня не было бы 9 мая, так и без указа № 1400 не было бы столкновений в октябре 1993 года. Однако этот очевидно антиконституционный шаг Ельцина дал нашей стране кое-что важное. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

    Путин пострелял из снайперской винтовки

    Во время посещения парка «Патриот» в подмосковной Кубинке президент России пострелял из винтовки СВЧ-308 с расстояния 600 метров. Как сообщается, стрельба оказалась удачной – по большей части мишень была поражена
    Подробности...

    Путин и Си Цзиньпин приготовили блины с икрой и выпили водки

    Владимир Путин и Си Цзиньпин в рамках IV Восточного экономического форума посетили выставку «Улица Дальнего Востока». Там лидеры России и Китая сами приготовили блины с черной и красной икрой. Кроме того, по предложению российского президента по русской традиции они выпили немного водки
    Подробности...

    В США выбрали «Мисс Америка 2019»

    В США состоялся финал конкурса красоты «Мисс Америка 2019», который впервые проводился по новым правилам. Организаторы конкурса заявили, что отказываются от традиционного дефиле в купальниках, так как больше не оценивают внешность участниц и привычные стандарты красоты больше не имеют значения
    Подробности...
    Обсуждение: 28 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Минобороны опровергло заявления Израиля по поводу гибели Ил-20

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Дометий Завольский
        С июня по сентябрь проходят ежегодные марафоны ненависти к России со стороны ее соседей. Сегодня белорусские змагары напомнят ей о «совместном параде Красной Армии и Вермахта в Бресте».
        Обсуждение: 166 комментариев

        Николай Мурашкин
        Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сохранил свой мандат еще на три года. У популярности Абэ много причин – как системных, так и конъюнктурных. Но остаются открытыми вопросы о дальнейших этапах «абэномики» и внешней политике – в том числе отношениях с Москвой.

        Антон Крылов
        Как без 22 июня не было бы 9 мая, так и без указа № 1400 не было бы столкновений в октябре 1993 года. Однако этот очевидно антиконституционный шаг Ельцина дал нашей стране кое-что важное.
        Обсуждение: 27 комментариев

        Егор Холмогоров
        Нелюбовь к Дмитрию Донскому является иррациональной чертой многих историков. Создателя Московского великодержавия пытаются извалять в грязи, объявляя то «деспотом», то «трусом», то недальновидным политиком.
        Обсуждение: 41 комментарий

        Владас Повилайтис
        Европейцы, научившиеся жить друг с другом, не нарушают границы собственных загончиков, поскольку отчетливо их осознают. Но русский человек безмерен – ему нужно все. Потому он никак не может принять какую-либо границу.
        Обсуждение: 49 комментариев

        Игорь Мальцев
        Единственный политик из всех немецких – глава политического сыска Ганс-Георг Маасен – посмел публично усомниться в правдивости мадам Меркель. И понеслось. Если вы думаете про поздний брежневизм, то я про ранний сталинизм.
        Обсуждение: 24 комментария

        Сергей Лукьяненко
        Поскольку выборы мэра завершились, надеюсь, меня не станут упрекать, что я «топлю за Собянина». Нет, в данном случае я «за Егоровну». И за то, чтобы каждый умел получать от государства все то, что можно получить. В любом возрасте.
        Обсуждение: 120 комментариев

        Ирина Алкснис
        Государство за последние годы затратило колоссальные усилия на очищение репутации отечественной избирательной системы. В результате в обществе стало складываться новое восприятие российских выборов.
        Обсуждение: 62 комментария

        Екатерина Ракитина
        В том, что именно Россия закрывает историю по-настоящему великих географических открытий, есть нечто символическое. Умелый картограф Беллинсгаузен обозначит контуры последнего материка, и на земле не останется великой неизвестности.
        Обсуждение: 13 комментариев

        Михаил Ковалев
        Представим, что в России внезапно озаботились интенсивным выращиванием лесов, чтобы охладить планету и вообще дать планете больше чистого воздуха. И именно этот благородный порыв претендует на новый позитивный имидж России.
        Обсуждение: 103 комментария

        Павел Руднев: Горе от Москвы

        25 декабря 2007, 18:43
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Москва ныне мучает и чужака, и старожила. В столичных театрах вышли два спектакля по пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума», в которых вопрос о свойствах новой фамусовской Москвы подан необычайно остро.

        Грибоедовское «Горе от ума» стало поводом и для Юрия Любимова в театре на Таганке, и для Римаса Туминаса в «Современнике» подвергнуть московские нравы критическому осмыслению. Фигура Чацкого и в том, и в другом случае – скорее формальная причина для эмоционального взрыва, нежели фигура, интересующая режиссеров прежде всего. Они, режиссеры, и сами готовы покритиковать нравы нашего любимого Вавилона похлестче, поядовитей влюбленного мальчишки, который заявился в добропорядочный дом требовать любви от покинутой им девушки. Что им эти юноши, сами они изрядные пересмешники.

        Французик из Бордо

        «Над Някрошюсом до сих пор стелется облако укоров, нависшее над ним после показа чудесных «Трех сестер»

        Театральная Москва лежит у ног литовской режиссуры. Она стала символом инакомыслия, близко лежащего к нам, родного.

        Восприятие Прибалтики, знакомое по Советскому Союзу, как одомашненной, обрусевшей Европы распространяется и на новые времена. И сейчас нет более желанных варягов для нас в театре, чем литовцы. С их теплой иронией, элегической задумчивостью, умением разряжать психологический театр абсурдным мироощущением и игрой с вочеловеченными материями, стихиями, предметами.

        Фетиш «русского психологического театра» плавится под взглядом северян, превращается в сценические парадоксы и аллегории, которые хочется разгадывать долго, тщательно разбирать.

        Литовцы подробны, их театр состоит из более мелких деталей, нежели кубики, которыми оперирует российская режиссура. Литовцы даны нам в помощь – несколько расшевелить наш театральный серьез и подсуропить наше же непрекращающееся театральное мессианство.

        Эймунтаса Някрошюса в России всегда считали лидером мировой сцены, хотя Москва немало посмотрела иных претендентов на лидерство. Римас Туминас и Миндаугас Карбаускис стали здесь своими, воплощая без меры дружбу театральных народов и объединительные центростремительные силы Москвы.

        Но за литовцами и следят строго.

        Следят острее и капризней, чем за «своими». Им многого не дозволяют, соблюдая принципы национальной безопасности. Рядом с восторженным отношением к литовцам-режиссерам нос к носу шагает поступью заправского убийцы охранительная критика.

        Это очень заметно по первым критическим отзывам на туминасовский спектакль в «Современнике». Литовцам не дозволяют того, что можно россиянам, – ругать Россию или же сомневаться в ее призрачных ценностях.

        Обожание обычно соседствует с обвинениями в антирусских замашках и наречением «французиком из Бордо». Над Някрошюсом до сих пор стелется облако укоров, нависшее над ним после показа чудесных «Трех сестер». Где развенчивался светлый, удобный миф о страдающей безвинной интеллигенции и заменялся суровыми буднями девиц, воспитанных в казарме.

        Так случилось и с новым спектаклем Римаса Туминаса в «Современнике», где Туминасу, похоже, многие не простили насмешек над современной Москвой.

        В «Горе от ума» такая провокация была заложена изначально – начав репетиции в «Современнике», Туминас уже знал, что возглавит Театр им. Вахтангова – академическую сцену, полную всего того, что принято называть «фамусовской Москвой»: начиная от «что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» и заканчивая «князь, князь, назад!».

        Править в сегодняшний Вахтанговский надо приходить либо с ощущением временности и, стало быть, безответственности, либо приходить радикалом. Туминас, судя по его первым действиям, решился на вторую модель отношений. Ответственно принимая во внимание состояние труппы, где никогда не берегли молодежь.

        Тяжелый камень взвалил на себя Римас Туминас, и дай ему Господь удачи. Судя по спектаклю в «Современнике», с российскими артистами режиссер работает совершенно виртуозно, эквилибристически – заставляя играть форсированно, «с турбонаддувом». Не боится Римас Туминас Москвы, о чем и поставил хлесткий спектакль, на который нечего пенять.

        Петр Вайль и Александр Генис однажды провели такой эксперимент, опубликовав единый монолог, составленный из двух различных высказываний Чацкого и Фамусова.

        Получился цельный кусок, который никто не заподозрил бы в искусственной компиляции. Вроде бы лагеря различные, но объект критики один и тот же – галломания, низкопоклонничество перед Западом, или, как мы бы теперь сказали, недовольство московским гламуром.

        В этом и Чацкий-патриот, и Фамусов-ретроград солидарны.

        Москва – город эпохи потребления, бегущий за модой, как зверски голодный нищий за куском хлеба. Василий Розанов утверждал, что у Чацкого к фамусовскому кругу чисто эстетические претензии – не нравится старомодность, дряхлый стиль мышления.

        Молодому не нравятся старики, старикам не нравится молодежь. Такой конфликт иллюзорен и порождает уравновешенность, устойчивость – бунт и абсолютный покой самовозгораются и гаснут ради восстановления гармонии.

        Примерно такое же отношение у Туминаса к конфликту Чацкого и Фамусова – как в пословице «Чужие собаки грызутся, своя не приставай». Туминас изучает московскую молекулярную жизнь научно, не принимая ничьих точек зрения.

        На сцене колоссальных размеров круглая белокаменная печка. Возвышаясь, печка сужается, повторяя абрис колокольни Ивана Великого с отрезанной шапкой куполов и колоколов.

        Печка, она же колокольня; церковь, прислонившись задом к которой герои греются от столичной стужи, – может ли быть символ гаже этого для сознания яростного патриота?

        А на наш вкус, и остроумно, и свежо, и на Вавилонскую башню похоже. Церковь безъязыкая, комфортабельная – пригревшихся жирных ворон с нее еле-еле палкой только и можно согнать.

        Печка уютная, спасающая от холода земного. Религия семейного тепла, теплоты узкого круга. Блажен муж, иже сидит к печке ближе. Чацкого не пускают к его калориферу, к раскаленным батареям. Самим тепла мало.

        Чем дальше от семьи, тем реальнее возможность замерзнуть. Прислуживаться – это значит ближе к печке сидеть. Гарантия, которую дарует благонадежность.

        В левой части сцены второй важный топоним – завалинка с огромной кучей дровишек. Хорошее хозяйство у Фамусова – на всю долгую зиму топлива нарубили. В ознаменование своей топорной жизни Фамусов Сергея Гармаша возьмет топорик в руки и резкими ударами обрубит большую французскую книжку Софьи до размеров покетбука, засунув причину развращения малолетних в прокрустово ложе отцовских запретов.

        Премьер «Современника» Сергей Гармаш играет изящно и размашисто, балансируя на умении быть одновременно домашним и партикулярным.

        В его грубости и резкости чувствуется военная хватка, но грубость эта оказывается оборотной стороной нежности к подчиненным, экстремальным проявлением природного веселого нрава.

        У этого отца семейства давным-давно все сложилось хорошо. Он скользит по жизни, опираясь на свой авторитет, не боясь быть осужденным за самоуправство, которого в таком авторитарном обществе не может не быть.

        Тяжелый камень взвалил на себя Римас Туминас, и дай ему Господь удачи
        Тяжелый камень взвалил на себя Римас Туминас, и дай ему Господь удачи

        Фамусов – хозяин, у которого хозяйство налажено так прекрасно, что прибегать к мерам воздействия нет частой необходимости. Он уже генерал в отставке, стареющий, добреющий душой, которая раньше исходила молниями.

        Хамоватость его изящна и стильна, отработана годами и не ранит домочадцев. Римас Туминас дает нам возможность насладиться аттракционом – подле Фамусова постоянно как привязанный находится его Петрушка.

        Часто это просто одно тело – этакий разнонаправленный Тянитолкай. Фамусов откуда-то из-под своей мышки достанет голову Петрушки и будет рыться в ней в поисках вшей, словно бы все, включая такие подробности физиологии, должно касаться его хозяйственного сканирующего взгляда. Отношения Фамусова с Петрушкой похожи на нежное общение бабуинов, в основании которого лежит потребность в чесании спинки и ловле блох на теле друг друга. Взаимовыручка – основа фамусовской Москвы. Рука руку моет, наглядно показывают нам Фамусов с Петрушкой.

        Вообще в этой фамусовской Москве все – милое, родственное, сладкое. Скалозуб Александра Берды – не солдафон, а, скорее, тыловая милашка, цветочек, растеньице, пусечка; говорит тихонечко, смотрит ласково, дитя неразумное, глупое, но удобное, зла никому не делающее. Мать солдатам.

        В сцене бала Римас Туминас посмеется над Москвой совсем ядовито – он усадит фамусовское общество смотреть домашний спектакль. А именно пустопорожнее искусство балета под городской полублатной романс.

        Мужик в трико с мошной, знойная красотка в глубоком декольте и кудрях, красной розой в волосах. Вот искусство для буржуазной Москвы – высокие отношения, страстная испанская любовь, любила – убила, кровь – любовь, сделайте мне красиво.

        Пародируя светскую вечеринку, Туминас показывает образ культуры, который удовлетворяет публику полусвета, – комфортное, с искусственным конфликтом, пафосное, красивое, съедобное, вкусное и бессмысленное от начала и до конца искусство.

        Публика впечатлена, дамы падают в обморок.

        Чацкого (Иван Стебунов), объявленного безумным, раскладывают на кушетке, словно бы готовя к нейтрализующей лоботомии. Он, перевязанный, уязвленный, может только озлобленно, по-матерному чертыхаться на мир, насильственно клонящий его к вечному сну.

        В такой Москве беспокойным, нервическим не место – ну разве что только таким полупьяненьким риторам-авантюристам, каким изображает Репетилова в блестяще, бенефисно сыгранном монологе актер Илья Древнов.

        Туминас покажет и еще одну человеческую трагедию – графиня Горич (Елена Плаксина) мечется в любовной истоме, не удовлетворенная ни светом, ни мужем.

        Ей все время грезятся соловьиные трели, эротические видения, природная первобытная страсть. Супруг, уставший от блажи жены, просто прикроет ей, бешеной, мятущейся, глаза, как мертвой, – этот короткий эпизод закончится так страшно, как только возможно.

        Возле горячей печки жизни нет никакой, только сон. Сон и покой, сон и благость. Римас Туминас рисует Москву в объятиях Морфея, туповатой, почтенной, засасывающей в свое болотце, путину.

        В финале, когда уже Чацкий нейтрализован и угроза бунта миновала, в бессловесной сценке Туминас воссоздаст это белое, белокаменное безмолвие под церковкой без куполов и колокола.

        Сонное царство, сонный мир, дом покоя, тихий час.

        Так «Современник» давно не играл. У этого варяга Римаса Туминаса есть какой-то чудодейственный рецепт, какая-то бодрящая гуарана, карнитин, таурин, энергетик, способный взвинтить и наэлектризовать труппу до треска совершенства. «Горе от ума» – это огромная актерская победа «Современника», победа по идеальной организации спектакля.

        Русский театральный канон всегда диктовал необходимость стихотворную пьесу играть особо – во французской манере, чеканя стих, превращая актерское чтение в медитацию, ритмическую гимнастику для языка.

        Римас Туминас успешно рушит и этот стереотип. Актеры грибоедовский стих словно бы и не замечают, он естественно ложится на язык как проза. Никакого особого приема не заметно, или же этот прием доведен до автоматизма так, что исчезают признаки приема, не видны швы.

        Туминас обращается со стихами как с прозаическим текстом – может приостанавливать ритм, замедлять, рубить строфы на отдельные слова, прерывать монологи в середине строчки и так далее и тому подобное.

        Вольность, не обремененная канонами, у Туминаса впечатляет, как впечатляет нас любое свободолюбие.

        Римас Туминас не ищет точек соприкосновения с горячей печкой, а танцует от нее изящно и иронично, цыганочкой с выходом.

        Дома новы, а предрассудки стары

        Юрий Любимов дает конкретный революционный выстрел по лужковской новодельной Москве
        Юрий Любимов дает конкретный революционный выстрел по лужковской новодельной Москве

        Но еще злее анализ Москвы у по-прежнему социального театра на Таганке. Юрий Любимов дает конкретный революционный выстрел по лужковской новодельной Москве – бравурный и точечный.

        В тот момент, когда Чацкий Тимура Бадалбейли произносит сакраментальное: «Дома новы, а предрассудки стары», в зале зажигается свет и труппа вглядывается в глаза москвичей и гостей столицы так, словно бы в зале сидит департамент Ресина с их предрассудками.

        Спектакль театра на Таганке, начинающийся как псевдоклассический – дамы на пуантах и в балетных пачках, топорные мужчины в тройках, – по-настоящему разворачивается в сцене бала, где Чацкого признают сумасшедшим.

        Здесь Любимов напускает в спектакль настоящего светского мрака, ужаса, булгаковщины – бегающий всклокоченный господин D Эрвина Гааза, не способный оторваться от своей беспочвенной маниакальности, но передающий информацию о болезни Чацкого с четкостью телеграфа.

        Здесь же актерски роскошный минутный эпизод с Хрюминой Марии Полицеймако и князем Тугоуховским Дмитрия Межевича, у которого лицо почему-то (и это очень смешно) закрыто садомазо-полиэтиленом.

        Абсурдная картинка переходит в апофеоз, придуманный за Грибоедова. Гости бала рассаживаются в кружок, как бы у костра в лесу, и начинают петь-подпевать дворовые подблюдные песни под плохо настроенную гитарку, на которой лабает всей клешней князь Тугоуховский по-прежнему с полиэтиленом на лице.

        Эта превосходная пародия, имитация хаоса, мракобесия светской жизни заставляет зрителя прийти к очень простой, доступной идее.

        В основании истеблишмента лежат коллективные воспоминания о совместно проведенной молодости и кавээновской самодеятельности. Суть современной чиновническо-телевизионно-гламурной Москвы – в этом каэспэшном дворовом образовании. Новая фамусовская Москва навек объединена коллективным распитием водки и перекрестным использованием чужих жен.

        Юрий Любимов смел и точен в своем диагнозе общества, ставшего жить по закона общака и корпоративной культуры. Кумовство и клановая система стали движущим инструментом карьерного роста, роста благосостояния.

        Легенда о сумасшествии Чацкого забавляет такую фамусовскую Москву только лишь в том аспекте, что и у единой кумовской кормушки не будет лишнего рта, а мужем Софьи станет свой человек из клана.

        Не чужак.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Четыре причины популярности Абэ

        Николай Мурашкин, эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник Института Азии Унивеситета Гриффита (Австралия)
        Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сохранил свой мандат еще на три года. У популярности Абэ много причин – как системных, так и конъюнктурных. Но остаются открытыми вопросы о дальнейших этапах «абэномики» и внешней политике – в том числе отношениях с Москвой. Подробности...

        Советская власть не только боролась с предателями, но и создавала их

        Дометий Завольский, историк-архивист
        С июня по сентябрь проходят ежегодные марафоны ненависти к России со стороны ее соседей. Сегодня белорусские змагары напомнят ей о «совместном параде Красной Армии и Вермахта в Бресте». Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        Как беззаконие Ельцина помогло России

        Антон Крылов, журналист
        Как без 22 июня не было бы 9 мая, так и без указа № 1400 не было бы столкновений в октябре 1993 года. Однако этот очевидно антиконституционный шаг Ельцина дал нашей стране кое-что важное. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        Мифы и реальное значение Куликовской битвы

        Егор Холмогоров, Публицист
        Нелюбовь к Дмитрию Донскому является иррациональной чертой многих историков. Создателя Московского великодержавия пытаются извалять в грязи, объявляя то «деспотом», то «трусом», то недальновидным политиком. Подробности...
        Обсуждение: 36 комментариев

        США граничат с Мексикой, а Россия – с Богом

        Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
        Европейцы, научившиеся жить друг с другом, не нарушают границы собственных загончиков, поскольку отчетливо их осознают. Но русский человек безмерен – ему нужно все. Потому он никак не может принять какую-либо границу. Подробности...
        Обсуждение: 48 комментариев

        Меркель больше не канцлер всех немцев

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Единственный политик из всех немецких – глава политического сыска Ганс-Георг Маасен – посмел публично усомниться в правдивости мадам Меркель. И понеслось. Если вы думаете про поздний брежневизм, то я про ранний сталинизм. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Государством тоже надо уметь пользоваться

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Поскольку выборы мэра завершились, надеюсь, меня не станут упрекать, что я «топлю за Собянина». Нет, в данном случае я «за Егоровну». И за то, чтобы каждый умел получать от государства все то, что можно получить. В любом возрасте. Подробности...
        Обсуждение: 98 комментариев

        Скандал в Приморье пошел на пользу и обществу, и государству

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Государство за последние годы затратило колоссальные усилия на очищение репутации отечественной избирательной системы. В результате в обществе стало складываться новое восприятие российских выборов. Подробности...
        Обсуждение: 62 комментария

        Наш русский Колумб – Фаддей Беллинсгаузен

        Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
        В том, что именно Россия закрывает историю по-настоящему великих географических открытий, есть нечто символическое. Умелый картограф Беллинсгаузен обозначит контуры последнего материка, и на земле не останется великой неизвестности. Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев

        Как с помощью лопаты радикально улучшить имидж России

        Михаил Ковалев, политический аналитик
        Представим, что в России внезапно озаботились интенсивным выращиванием лесов, чтобы охладить планету и вообще дать планете больше чистого воздуха. И именно этот благородный порыв претендует на новый позитивный имидж России. Подробности...
        Обсуждение: 87 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............