Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
5 ноября 2007, 18:49 • Авторские колонки

Сергей Ильин: Национализм не прошел

Сергей Ильин: Национализм не прошел

Итоги мероприятий 4 ноября в очередной раз показали, что националистическая идеология в России находится в состоянии глубочайшего кризиса.

Прочтя заголовок, многие читатели скажут: «Ага, очередная злобная агитка супротив русских националистов по случаю Русского марша!» Не угадали, не агитка – скорее размышления. И скорее грустные, чем злобные.

Притом что Русский марш 2007 и впрямь получился не шибко удачным. По крайней мере, в сравнении с предыдущими двумя маршами.

Нет, количество участников основного мероприятия (набережная Тараса Шевченко, первая половина дня) было если и меньше, чем в былые годы, то ненамного. Судя по всему, реальная цифра – где-то полторы тысячи, может, чуть побольше. И лозунги прежние. А вот что-то не то, что-то сломалось в механизме.

Православные ссорятся с язычниками, этнонационалисты – с имперцами. Слишком много линий разлома: прямо как на льдине раннею весной

Что достаточно хорошо заметно по «косвенным признакам». Со стороны властей – полное равнодушие. Никаких запретов. Никакой (ну, или почти никакой) травли в прессе. Никаких «внезапных сбоев» в работе «Живого журнала». Никаких задержаний на самой акции (вспомните-ка, что было год назад!).

Да и в блогосфере событие явно не пробилось на первый план. Опять-таки, если сравнить с прошлыми годами – небо и земля.

И так уж, по мелочам. С какого перепугу лидер ДПНИ Александр Белов (Поткин) вздумал произвести ребрендинг собственного имиджа?.. Усы, борода, очки – да, это, конечно, не очень «в стиле», но и тем не менее. Был яркий (чего уж там), узнаваемый образ – зачем же от него отказываться, маркетологи такое критикуют.

Проблема, похоже, в том, что националистическое движение… нет, не то чтобы выдохлось – а просто как-то растерялось. И в первую очередь, пожалуй, из-за чудовищных схизм/расколов, которые это самое движение последние пару лет сотрясают. Расколы шли себе по нарастающей – и, наконец, стали губить движение: когда все грызутся со всеми – это явно не «путь к храму».

Со стороны властей – полное равнодушие. Никаких запретов
Со стороны властей – полное равнодушие. Никаких запретов

Притом что сам по себе национализм (в широком понимании) – штука вовсе не маргинальная. Особенно с учетом того, что Хантингтон называет «конфликтом цивилизаций»; нравится нам это обстоятельство или нет – но этот конфликт действительно налицо. Причем вовсе не только в России (привет из пригородов Парижа и Амстердама).

То есть дискурс здорового национализма имел все шансы стать как минимум вполне мейнстримовым. Особенно с учетом того, что вокруг него сплотились немалые интеллектуальные силы (ну, и с поправкой на настроения в российском обществе).

Однако как сплотились – так и разбежались. Православные ссорятся с язычниками, этнонационалисты – с имперцами. Слишком много линий разлома: прямо как на льдине раннею весной. Плюс еще и личные амбиции: каждый мнит себя первейшим, а на выходе – банка со скорпионами.

Скорпионами злыми и кусачими, заметим: случаи, когда идеологические и околоидеологические разборки перерастают в натуральный мордобой, потихоньку становятся нормальной практикой.

Взять хотя бы скандалы в НС-движении: маргинальность их достаточно очевидна, но ситуация, когда суровые нацсоцы уделяют разборкам промеж себя внимания как бы не больше, чем борьбе с «антифой» и «прочими унтерменшами», удивительна, чтобы не сказать анекдотична. На этом фоне, к примеру, интернет-перебранка покидающих Думу депутатов Алксниса и Савельева выглядит доброжелательной светской беседой.

Кстати, о депутатах – да и о националистических лидерах в целом. Во многом вина в расколах лежит именно на них. Грубо говоря, если некие рядовые НС ругаются (вплоть до драки) с рядовыми дэпээнишниками – это, так сказать, быт и рутина. А вот когда еще один уходящий депутат – Николай Курьянович сначала активно тусуется с ДПНИ, потом не без скандала уходит в Славянский союз*, а потом с громкими заявлениями порывает и с СС – это уже серьезнее. Мне могут, конечно, возразить, что г-н Курьянович – шут гороховый, но у националистов не так уж много ярких фигур, чтобы ими разбрасываться. Те же депутаты Алкснис и Савельев – тоже, прямо скажем, не светочи разума, но при этом – фигуры вполне медийные и даже харизматичные. А главный «национал-харизматик» Дмитрий Рогозин, по всем признакам, счел, что договориться с властью – путь куда более перспективный. Биография Дмитрия Олеговича показывает, кстати, что тонущие лодки он покидает без каких-либо излишних комплексов.

Таким образом, национальное движение из-за расколов и безответственного поведения свои лидеров потеряло вполне реальные шансы стать в России реальной политической силой и стоит сейчас перед перспективой скатывания в сугубую маргиналь. Известный политтехнолог Марат Гельман** пишет в своем блоге, что у националистов сейчас нет ни лидеров, ни цели, ни организации – и с этим трудно не согласиться. Наиболее «чуткие к веяньям времени» активно сотрудничают с «Русским проектом» «Единой России», но при этом теряют себя как самостоятельную политическую силу. Перспективы остальных довольно очевидны – и весьма печальны.

Проблема, похоже, в том, что националистическое движение… нет, не то чтобы выдохлось – а просто как-то растерялось
Проблема, похоже, в том, что националистическое движение… нет, не то чтобы выдохлось – а просто как-то растерялось

А ведь могло сложиться совсем по другому. Вот просто для сравнения: наряду с нынешним раскладом вспомним о том, как (точнее, когда) мейнстримом стало жесткое патриотическое государственничество в сочетании со свирепыми нападками на либералов и олигархов. Что, скажете, с началом правления Владимира Путина?.. А вот и дудки: точное время взлета «нового дискурса» можно определить довольно точно: лето – осень 2003 года. То есть, еще весной-2003 апологетами «патриоэтатизма» выступали лишь отдельные смельчаки, но спустя полгода ситуация резко изменилась, завершившись сначала громким успехом «Родины» на парламентских выборах, а потом – и перехватом патриотических лозунгов Кремлем.

Другой вопрос – как сложились судьбы носителей этого самого этатистского дискурса. Получилось, как водится, по-разному: кто-то как был никем в плане своей позиции на общественной лестнице, так им и остался; кто-то, напротив, быстро выдвинулся в новейшие «властители дум». К тому же через короткое время и в «государственно- патриотическом» движении начались грандиозные схизмы. Собственно, именно тогда националисты и выделились в отдельную политическую силу; точкой бифуркации я бы назвал события вокруг Правого марша в 2005 году. В общем, пути «носителей дискурса» крепко разошлись – причем как в идеологическом плане, так и в личном. Но вот само идеологическое направление более чем очевидно взято на вооружение в самых верхах. Причем так лихо, что сейчас и впрямь может показаться, что так оно и было «с самого начала». Был в России подобный шанс и у здорового национализма. Был. А теперь, судя по всему, нет.

Такая вот грустная вырисовывается картинка. Был бы я сам русским националистом – в такой ситуации, скорее всего, шумел бы, ругался. Уже даже не в видах примирения (поздно) – а просто «чтоб совсем не провалился». Был бы, напротив, русофобом – сочился б злорадством («ну, что – просрали?»). Но поскольку не являюсь ни тем, ни другим – просто мрачно констатирую. Мрачно – и достаточно печально. А что, на похоронах веселиться прикажете, что ли?..

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............