Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
5 ноября 2007, 12:04 • Авторские колонки

Борис Кагарлицкий: Пьеса без сюжета

Борис Кагарлицкий: Пьеса без сюжета

Борис Кагарлицкий: Пьеса без сюжета

Прогноз погоды обещал мороз и снег. Вместо этого за окном моросил мелкий отвратительный дождик. Однако снег и мороз обязательно будут, надо только дождаться. Ноябрь – тоскливый месяц. Мутный какой-то.

Серое небо, короткие дни. Еще не зима, но уже холодно. Ни лыж, ни коньков, один телевизор. Телевизор показывал мультики, и это радовало: все лучше, чем политические новости. Хотя, с другой стороны, сериалы еще хуже. Включив Интернет, я получил неизбежную порцию сообщений об избирательной кампании, а спустя полчаса уже звонил телефон и журналист очередного издания просил прокомментировать очередное заявление очередного думского политика.

Даже рост цен на продовольствие и плохая погода на улице настроение лояльного гражданина не изменят

И журналист, и я прекрасно понимали, что заявление не имеет никакого смысла, никому не интересно и не будет иметь никаких последствий. Однако номер газеты все равно надо было выпускать, а раздел политики требовалось заполнять какой-то информацией.

Потом позвонили из издательства. Выяснилось, что планы публикации книг, о которых мы договаривались, сдвигаются из-за выборов. Типографии загружены заказами политических партий, печатающих свои листовки. Уже через несколько дней эти бумажки забьют наши почтовые ящики и мусорные баки. Сколько деревьев будет срублено, страшно даже подумать!

По правде говоря, я надеялся, что функционеры политических партий просто разворуют деньги и оставят нас в покое. Но не тут-то было. Как на зло, они оказываются честнее, чем нужно, добросовестно отрабатывая выделенные им деньги и не оставляя в покое избирателя. Исход выборов известен заранее, и никакие политические технологии не изменят результата, однако… the show must go on. Игра будет продолжаться до финального свистка.

Признаться, мне больше всего жаль функционеров «Единой России». После того как Владимир Путин объявил, что баллотируется по списку данной партии, успех ее уже совершенно не зависит от того, как она будет вести кампанию.

Лояльный к президенту избиратель (а это подавляющее большинство голосующего населения) в любом случае явится к избирательным участкам и опустит свой бюллетень за «Единую Россию». Что будут говорить и делать ее лидеры и активисты в предстоящие четыре недели – не имеет уже никакого значения. Рейтинг сам собой уперся в потолок.

Президент уже сделал за «Единую Россию» всю работу
Президент уже сделал за «Единую Россию» всю работу

Какую бы бурную деятельность ни разворачивал предвыборный штаб, улучшить результат он уже не сможет. Ухудшить сможет. Но незначительно. Президент уже сделал за «Единую Россию» всю работу. Даже рост цен на продовольствие и плохая погода на улице настроение лояльного гражданина не изменят.

Самое правильное для аппарата «Единой России» сейчас было бы уйти в отпуск. В полном составе. На все время кампании. Есть много теплых стран, где еще можно отдохнуть. Поехать в Египет. Улететь в Таиланд. Отправиться на пароходе в корпоративный круиз по Средиземному морю.

Что касается других партий, то они так же бессильны улучшить свой результат, как «Единая Россия» – ухудшить. Партия Зюганова получит своего привычного избирателя, который, естественно, телевизору не доверяет, журналов наших не читает, а про существование Интернета не ведает.

На прошлых выборах у КПРФ были и другие избиратели, но за прошедшие годы партия сделала все возможное, чтобы их распугать. Единственная проблема, волнующая партийный аппарат, – как будут распределены ресурсы, привычно выделяемые на совершенно ненужную кампанию.

Не доверяя собственным активистам, партийное начальство предпочло заплатить коммерческой фирме, которая должна будет распространять агитационные материалы. Часть этих материалов отправляется напрямую в пункты сбора макулатуры, но на исходе выборов это не скажется, а потому подобный подход следует считать правильным. Удаляется лишнее звено в виде наших почтовых ящиков.

Впрочем, для активистов московской организации КПРФ это плохая новость. Мало того что их обвинили в «неотроцкизме», так еще и обошли с предвыборным финансированием. Москвичи возмущаются, молодые коммунисты пишут гневные письма, обвиняя лидеров партии в оппортунизме и политической беспринципности. Правильно, на мой взгляд, обвиняют. Только какое это теперь имеет значение?

Один из кандидатов «Справедливой России», приехав в отведенный ему регион, снял дорогую дачу и проводит время, наслаждаясь ресторанами и походами в сауну. Это самое правильное применение средств избирательного фонда. Прилетевшего к нему (по предварительной договоренности) политтехнолога он отправил назад, честно с ним расплатившись. Двое молодых людей, прибывших из Москвы вместе с кандидатом, пьют горькую.

Разумеется, на протяжении предстоящего месяца нас еще порадуют некоторым количеством скандалов и натужных «сенсаций», хотя бы ради сохранения рабочих мест в отделах политики ведущих изданий.

Говорят, что Жириновский уже не тот, что он устал
Говорят, что Жириновский уже не тот, что он устал

Единственная партия, от которой можно ждать чего-то интересного, – ЛДПР Владимира Жириновского. Политическое выживание и партии, и ее вождя зависит от того, пройдут ли они в очередную Думу. А успех на думских выборах для подобной организации прямо пропорционален количеству скандалов, с ней связанных. Только скандалы должны быть настоящие, шумные, интересные.

Пусть постараются нас удивить, задеть, обидеть на худой конец. Говорят, что Жириновский уже не тот, что он устал, выдохся, потерял обаяние. И все-таки я верю, что лучший шоумен нашей политической сцены напоследок выдаст какой-нибудь трюк, о котором мы будем вспоминать с таким же удовольствием, как об апельсиновым соке, вылитом на дорогой пиджак Бориса Немцова.

Но даже если к Жириновскому вернется вдохновение и он превзойдет самого себя, вряд ли ему удастся справиться с непобедимой скукой нынешней предвыборной кампании. Эта скука превращается во всепоглощающую стихию, устраняющую на своем пути любые препятствия. Она настолько заметна и очевидна, что скрывать ее бессильны даже участники шоу.

Произнося свои речи, они отчаянно борются со сводящей скулы зевотой. Возможно, нынешняя скука даже будет иметь положительный эффект для нашей общественной жизни. Конечно, в 2007 году отсутствие сюжета не повлияет на итог голосования, поскольку сработает инерция. Но к следующим выборам придется что-то менять. Придется пустить в шоу новых персонажей – это закон жанра, о котором знают даже организаторы бессмертного проекта «Дом-2».

В политике тоже нужна хоть какая-то драматургия. Конфликт, борьба.

Не исключено, что, проанализировав итоги выборов, депутаты решат провести очередную реформу избирательного законодательства. В противном случае в следующий раз не удастся получить людей не только на участки для голосования, но и к экранам телевидения. Может быть, таким способом удастся вернуть в политику сюжет…

Я вышел на улицу. Серый осенний день не сулил ничего хорошего, но и не грозил ничем плохим. Надо было заниматься рутинными делами, выполнять привычные обязательства. Погрузившись в троллейбус, я обнаружил, что избирательная кампания добралась уже до общественного транспорта.

Возле кабины водителя был приклеен простенький плакат, напоминавший про дату выборов и грозивший избирателю, что если он проспит воскресенье, 2 декабря, то потом горько пожалеет об этом. Тут же была изображена кровать, на которой сладко спал симпатичный рисованный человечек.

В этой картинке было что-то интригующее и убеждающее. Передо мной был единственный удачный пример избирательной агитации 2007 года.

«Правильно! – подумал я. – 2 декабря надо будет хорошенько выспаться».

..............