Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
17 января 2007, 08:30 • Авторские колонки

Максим Григорьев: Справедливая энергетическая политика (НЭП-5)

Максим Григорьев: Энергетика и справедливость

Максим Григорьев: Справедливая энергетическая политика (НЭП-5)

Попробуем смоделировать ценностное оформление российской политики, которое: а) базировалось на российских ценностях - в виде продолжения принципа «справедливость для каждого в России, для России в мире»; б) было бы привлекательным в «не атлантических» странах; в) соответствовало бы правилам «атлантической фразеологии».

«Справедливость для каждого в России, для России в мире и народам мира с помощью России»

1. Российские ценности и наша политика

К сожалению, российская внешняя политика страдает от отсутствия внятных и привлекательных идей и ценностей в существенно большей степени, чем внутренняя. Между тем на протяжении всего ХХ века могущество России имело не только военную и не столько экономическую, но – в очень большой степени – ценностную природу. Нам необходима понятная, целостная и привлекательная для других стран система ценностей, из которой вытекает российская внешняя политика. В том числе и в особенности энергетическая политика.

У России есть друзья по всему миру, которые разделяют нашу преданность идеям справедливости

Не менее важно то, что ясно сформулированная внешняя политика несет важную функцию – придает уверенность в своих собственных силах, возвращает гордость за свою страну, а кроме того, отвечает на простой вопрос: «Что они там делают в Кремле, МИДе и Газпроме?» На этот вопрос нельзя отвечать, загадочно закатывая глаза и говоря о «защите национальных интересов».

2. Как конструировать политику на основе ценностей

Необходимо признать, что западному общественному мнению было привито понимание этого понятия не столько в виде участия России в решении этой проблемы, а в виде источника угрозы. Востребованность новых концепций в области энергетики налицо.

Попробуем смоделировать этот ценностный подход - не претендуя на исключительность и законченность результата, но будучи убежденными в ценности и полезности подхода. Итак, необходимо ценностное оформление российской политики, которое: а) было бы приемлемо внутри страны - в виде продолжения принципа «Справедливость для каждого в России, для России в мире»; б) было бы привлекательным в «не атлантических» странах; в) соответствовало бы правилам «атлантической фразеологии». При этом в случае полной идентичности этой системы ценностей «атлантическим» голос России потеряется, конкурентоспособные преимущества будут размыты, а просчеты западной политики придется разделить. Полное неприятие устоявшейся идеологической фразеологии может помочь попыткам изображать Россию ненадежным маргиналом. Не менее важно, чтобы этот подход обладал достаточной «идеологической» возвышенностью и долей здорового мессианства.

В качестве образца можно было бы использовать много разных примеров, в том числе времен Российской империи или СССР. Однако, в целях большей убедительности и соответствия западной фразеологии, обратимся к речи президента США Р. Кеннеди, которую он произнес 25 мая 1961 года в конгрессе США, призвав его поддержать программу высадки человека на Луну. Приведу выдержки из этой речи: «Наша сила, так же как и наши убеждения, продиктована ролью лидера в деле свободы. Ни одна роль в истории не может быть более сложной или важной. Мы стоим за свободу.

Сейчас время сделать большой шаг – время для новой американской инициативы – время для нации взять ясную лидирующую роль в достижениях в космосе, которые во многих смыслах могут дать ключ к нашему будущему на земле… Сейчас космос открыт для нас и наше стремление поделиться его значением не обусловлено чужим влиянием.

Мы идем в космос, так как, что бы ни предпринимало человечество, свободные люди должны иметь возможность этим полностью пользоваться… У нас есть друзья и союзники по всему миру, которые разделяют нашу преданность свободе».

Примем такую форму в качестве структуры, для большей показательности переформулировав речь американского президента максимально близко к тексту с новым содержанием.

Уверенность в главенстве категории «свободы» над всеми другими является классическим «атлантическим» заблуждением. Не меньшим заблуждением является их уверенность в том, что эту убежденность разделяют другие нации и страны.

Для китайской цивилизации свобода, как правило, понимается как внутренняя свобода. В конфуцианстве свободу дает лишь нравственное совершенствование при точном соблюдении традиций и норм во внешнем поведении. В буддийской традиции категория «свободы» противоположна окружающему миру и состоит во внутренней независимости человека от внешнего иллюзорного и неистинного мира, в индийской - в индивидуальном совершенствовании человека, а освобождение понимается как освобождение от материального мира и соединение с Брахмой. Для исламского мира атлантическая категория «свободы» в одинаковой мере непонятна и вредна. Основное предназначение мусульманина – подчиняться воле Аллаха, а свобода в западном понимании – путь, ведущий в ад. Надо ли говорить, что для православной культуры свобода это прежде всего способность направлять свою волю к добру или злу, а нравственная ответственность перед Богом - неотъемлемая часть представления о свободе.

Какая же категория относится к числу традиционных российских ценностей и может быть более или как минимум не менее важна и содержательна для различных культур и стран мира? Ответ прост – это категория «справедливости». Итак, перефразируя американцев: «Мы выступаем за справедливость».

В силу очевидности нет смысла обсуждать ее значение для русской цивилизации, в которой «свобода человека» традиционно рассматривалась лишь в контексте базовых понятий справедливости и нравственности. С точки зрения мусульман ислам предлагает идеальный вариант устройства общества, в том числе социального – отклонения от него остро воспринимаются как проявления несправедливости. С точки зрения Конфуция мерилом правления государством являлась справедливость и мир. У хасидов – «устраняя несправедливость в обществе, мы действуем как партнеры в поддержании творения».

Итак, перефразируя американцев: «У России есть друзья по всему миру, которые разделяют нашу преданность идеям справедливости».

3. Ценностная составляющая внешнеполитической части «Новой энергетической политики» (НЭП)

Наша политика не сводится к поставке нефти и газа - Россия обладает технологиями строительства плавучих АЭС, первая из которых уже строится
Наша политика не сводится к поставке нефти и газа - Россия обладает технологиями строительства плавучих АЭС, первая из которых уже строится

Итак, используя в качестве отправной точки американский пример и наполняя его новым содержанием, ценностная составляющая «Новой энергетической политики» (НЭП) в своей внешнеполитической части может выглядеть следующим образом: «Основой политики России является справедливость. Сейчас время сделать большой шаг – время для новой российской инициативы – занять лидирующую роль в справедливом обеспечении стран мира энергией, которое во многих смыслах может дать ключ к нашему будущему на земле. Наше стремление поделиться этими возможностями не обусловлено чужим влиянием. Россия делает это потому, что человечество должно иметь возможность справедливого доступа ко всем ресурсам, важным для жизни людей, в первую очередь - энергетическим.

Мы выступаем за то, чтобы любая страна мира могла получить или предоставить необходимые ей энергетические ресурсы у другой страны по справедливой цене без каких либо ограничений или угроз со стороны любых третьих стран, включая транзитные. Мы выступаем за стратегию доверия - справедливой и равноправной возможности компаний из стран-производителей и потребителей для инвестирования и приобретения энергетических активов в области разведки, добычи, переработки и сбыта в других странах. Мы выступаем за справедливое распределение рисков между всеми заинтересованными сторонами, задействованными в цепочке поставок энергоресурсов.

Наша политика не сводится к поставке нефти и газа - Россия обладает технологиями строительства плавучих АЭС, первая из которых уже строится. Эти энергетические блоки будут помогать удовлетворять потребности любой страны в электроэнергии в любой досягаемой точке. На сегодняшний момент почти пятая часть населения мира не имеет доступа к необходимым запасам питьевой воды. Россия обладает передовыми технологиями опреснения воды, а ядерные опреснительные комплексы помогут странам Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока получить пресную воду.

У России есть друзья по всему миру, которые разделяют нашу преданность идеям справедливости».

Остается добавить, что продекларированные выше ценности соответствуют официально принятому всеми членами G8 в июле 2006 года Санкт-Петербургскому плану действий в области Глобальной энергетической безопасности, в тексте которого прямо упоминаются «справедливые рынки», «справедливое распределение рисков», «справедливые системы регулирования».

Итак, в представленной серии статей читатель мог ознакомиться, какими историческими примерами и соображениями продиктованы контуры «Новой энергетической политики (НЭП)» под общим ценностным подходом «Справедливость для каждого в России, для России в мире и народам мира с помощью России».

..............