Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
13 сентября 2006, 08:50 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Дорога между граблями

Леонид Радзиховский: Дорога между граблями

Сергей Мозгалев «откинулся» - вышел из колонии, где отсидел девять с половиной лет за убийство местного авторитета, с которым не поделил бизнес. Собрался с друзьями, отмечали это событие – на волю не каждый день выходят.

Ну, дальше известно… Заспорил с официантом. Слово – и дело. Драка. Официант позвал своих бандитов, крышу чеченскую.

Драка конкретная переросла в массовое побоище, трое убитых (все русские), стала известна на всю страну, как внезапно стал известен и город Кондопога.

С одной стороны, подобные (в меньшем, естественно, масштабе) события происходят по всей стране постоянно. Причем чаще всего криминально-бытовые драки идут без национального привкуса – в России дерутся русские с русскими, в Татарстане – татары с татарами, на Кавказе – тоже «свои» со «своими». 30 тысяч убитых в год – и ведь большая часть в драках да «бытовухах».

С другой стороны, число инцидентов с национальным привкусом резко увеличивается в последние годы. Ясно, насколько преступление огнеопаснее, когда речь идет не об отдельных людях, а о «типичных представителях». Коллективная вина – «один за всех, все за одного», боление фанатов «наши – ваши» – вот такой футбол, где счет «забитых и пропущенных» ведется не на мячи, а на головы …

Коллективная вина – «один за всех, все за одного», боление фанатов «наши – ваши», вот такой футбол, где счет «забитых и пропущенных» ведется не на мячи, а на головы

И отрицать здесь национальную составляющую, сводить все к чисто бандитским разборкам (с которых действительно часто все начинается, как в той же Кондопоге) – нечестно. Да и глупо – зачем эта страусиная политика? «Не буди лихо, пока спит тихо»? Да, конечно, раздувать не стоит. Но и замалчивать смешно, когда все ясно видят реальную картину. Так что надо не отмахиваться, а спокойно, не впадая в истерику, разбираться.

Ксенофобия… Всю историю человечества можно считать историей ксенофобии в разных ее видах – что в конце концов есть история, как не бесконечные столкновения «наших племен» с «вашими племенами»? Основания для деления на cвоих/чужих постоянно меняются, но сам факт такого различения имеет, видимо, фундаментальное значение для политического животного вида homo sapiens. Это различение – что-то вроде иммунитета нации.

Другое дело, что, как все на свете, меняются и формы ксенофобии.

В Средние века переселение народов, примерно такое по масштабу, как мы сейчас наблюдаем в Европе, означало резню, войны, погромы. Сейчас в Европе (и России) есть несомненный рост национального напряжения, но, конечно же, никаких массовых вспышек насилия не происходит.

Здесь надо спокойно рассмотреть все существующие мифы.

Первый, самый популярный. Во всем виновата власть, отсутствие гражданского общества (ГО) в России.

Несомненно, ГО смягчает нравы. Гуманизм, права человека, законность – все это действует (хотя бы невольно) даже на людей, весьма далеких от подобной идеологии. «К чему напрасно спорить с веком? Обычай – деспот меж людей». Сейчас обычай в Европе значительно более гуманный, чем 50–100 лет назад (не говоря уж про «средне-темные» века).

Вместе с тем как раз в странах демократически развитых (много более развитых, чем мы) национальные конфликты приобретали, а подчас и приобретают куда более жестокий и масштабный характер, чем в России. Это не «утешительная демагогия» на тему «а у вас негров линчуют», это правда. Вспомним 1960-е в США, когда шли настоящие, без преувеличения, БОИ в черных гетто Лос-Анджелеса и т. д. Вспомним недавние пожары в предместьях Парижа. Убийство Тео Ван Гога и последовавшую реакцию голландского общества.

Пока что, во всяком случае, ничего подобного у нас не было. (Впрочем, не будем зарекаться…)

Так что ГО, несомненно незаменимое во многих отношениях, в качестве прививки как раз от ксенофобии действует не самым эффективным образом.

Второй, противоположный, миф. Распустились, Сталина на них нет. Обычно под «ними» подразумевают тех, которые «понаехали тут». Впрочем, то же самое может относиться (по крайней мере теоретически) к тем же скинхедам.

Действительно, при Сталине таких национальных конфликтов не было – по крайней мере о них не писали, естественно, газеты. Но, как известно, никакие драки – да что там, сама гражданская война! – не сравнятся по масштабу резни с машиной государственного террора, «защищавшего» и «зачищавшего» своих граждан. Никакой страх перед уличным насилием не сравнится с «госстрахом», гнувшим к земле три поколения граждан России.

Но как бы то ни было, не открутишь назад кино – диктаторский режим сегодня просто невозможен. Да и нет на него на самом деле серьезного социального запроса – ни у «верхов», ни у «низов».

Обгоревший ресторан «Чайка» после массовых беспорядков в Кондопоге (фото: ИТАР-ТАСС)
Обгоревший ресторан «Чайка» после массовых беспорядков в Кондопоге (фото: ИТАР-ТАСС)

Итак, ни ГО, ни диктатура не есть способ избавления от национальных конфликтов.

Далее следуют еще два мифа. Соответственно: виноваты «биологически агрессивные» кавказцы (да еще и исламисты) – нет, кавказцы только невинные жертвы (вроде той самой таджикской девочки), во всем виноваты «русские фашисты».

Опять же для объективного (но где ж их взять?) наблюдателя очевидна «односторонность» (т. е. лживость) обоих взглядов.

Нет, не создал Бог наций «приятных-во-всех-отношениях», идеально добрых и незлобивых (а если создал, то их съели до того, как историки о них узнали). И не создал Бог «преступных наций», зато люди охотно создают мифы о таких нациях, «неприятных-во-всех-отношениях». Наконец, неверно и то, что все нации одинаковы, что, скажем, процент преступников (в том числе убийц и насильников) одинаков у всех народов, а если различается, то только из-за большей или меньшей сытости. Национальные характеры и особенности есть. Негры – лучшие бегуны и боксеры, евреи – шахматисты и физики-теоретики, итальянцы – певцы, русские – писатели, а немцы – композиторы и философы. Есть и национальная преступность, а не только национальная музыка и кухня. Самая сильная мафия – у поэтичных и открытых итальянцев, еврейские преступники – мастера мошенничества, топор легче представить в руках русского бандита, а кинжал – в руках кавказца.

Наконец, приезжие всегда и везде более активны, чем оседлое население (на то они и кочевники!), часто более сплочены. Характерно это и для приезжих с Кавказа. И распространенный взгляд «а пусть они уважают и изучают наши обычаи» очень хорош, да малореален. Люди приезжают в другую страну не с экскурсионными или краеведческими целями – они приезжают делать деньги. Всеми доступными способами – торговать, убирать, строить, а кто-то и воровать, и наркотики продавать…

Все это очевидно всем. Как очевидно для большинства здравомыслящих людей, что если скинхеды «защитники России», то, во всяком случае ТАКОЕ, лекарство ничуть не слаще, чем предполагаемая болезнь.

Каков же практический вывод?

Не впадать в истерику. Запас прочности государства достаточно велик, никакой «распад» сегодня России не грозит. Национальные инциденты неизбежны, но задача государства – стараться быть СПРАВЕДЛИВЫМ, не подыгрывать ни «той», ни «другой» стороне. Пройти между кавказскими и русскими граблями. Банальный, но трудновыполнимый совет. И тем не менее никакого «хитрого рецепта» тут нет: только то государство будут уважать, которое словом и делом показывает свою «равноудаленность» от бандитов любого цвета кожи и свою способность в равной мере защищать всех своих граждан, какой бы национальности они ни были.

..............