Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
3 августа 2006, 10:48 • Авторские колонки

Вадим Пономарев: «Новая волна» как «русское «Евровидение»

Вадим Пономарев: «Русское «Евровидение»

Вадим Пономарев: «Новая волна» как «русское «Евровидение»

Прошедший в Юрмале конкурс молодых эстрадных исполнителей «Новая волна – 2006» стал серьезным испытанием для любителей поп-музыки в России.

Наблюдать, как не самая техничная молодежь из разных стран вчистую перепевает все сливки отечественного шоу-бизнеса оптом, – наверное, болезненное занятие.

Умение петь уже давно не числится в важных умениях для российских поп-звезд. Многим-то и петь живьем почти не приходится. На гастрольном чесе аппаратура плоха, в клубах пьяных зрителей много, и вообще более качественное шоу получается под фонограмму. Так и спели на «Новой волне» под «фанеру» все до единого, включая Примадонну.

И получили мощнейший удар по самолюбию. Потому что совершенно не звездные, недавно начавшие петь молодые люди под названием «конкурсанты» один за другим стали петь так, что предыдущая студийная «фанера» звучала детсадовским заезженным проигрывателем. Вдруг прояснилась простая истина – живой обработанный человеческий голос звучит гораздо выигрышнее любой звукозаписи.

Не все решается деньгами в цивилизованных странах, и престижа «Евровидения» конкурсу «Новая волна» в ближайшие десятилетия не снискать

Победу на конкурсе одержала американка Анжели Ла Роуз. Многие оценили ее глубокий фактурный и при этом легкий вокал, блестящее интонирование и шарм. Но не все еще знают, что она работает парикмахером в салоне на Манхеттене и никогда профессионально музыкой не занималась. На досуге Анжели поет каждое воскресенье госпелы в церковном хоре.

Конечно, отечественный шоу-бизнес не был бы самим собою, если бы на конкурсе под эгидой медиамонстра «АРСа» вдруг победила бы совершенно никому не известная девочка из Нью-Йорка. Все вовсе не так.

Анжели Ла Роуз продюсирует Вячеслав Тененбаум – композитор, автор многих хитов певца Александра Серова (в частности «Сеньорита» и «Моя богиня»). Двадцать лет назад он выехал из России в США. К «Новой волне» Тененбаум готовил Анжели два года.

Если вспомнить, что с А. Серовым более чем плотно сотрудничал глава АРСа Игорь Крутой, становится понятно, что речи нет о феномене неожиданно выскочившей, как черт из табакерки, голосистой американской парикмахерши.

Отчасти приток интересных вокалистов из разных стран был вызван объявленной еще на этапе приема заявок новостью об увеличении призового фонда. 50 тысяч, 30 тысяч и 20 тысяч долларов за первые три места – вполне лакомая сумма для многих малоизвестных европейских исполнителей.

Не все решается деньгами в цивилизованных странах, и престижа «Евровидения» конкурсу «Новая волна» в ближайшие десятилетия не снискать. Но тот непреложный факт, что компании Игоря Крутого удалось добиться серьезных успехов на пути превращения русскоязычного местечкового конкурса в серьезный известный поп-фестиваль, говорит о многом.

Мы услышали чрезвычайно одаренного баритонального тенора Джанни Фиореллино, поразившего публику не только знойными итальянскими интонациями.

После виртуозного инструментального стаккато на фортепиано Джанни неожиданно легко переходит в танцевальный хаус под минусовую фонограмму, экспрессивно поет, иногда уходя в фальцет, а в паузах столь же экспрессивно бросается играть инструментальные соло в песнях.

Конечно, мы все эти приемы уже видели у многих исполнителей, от Элтона Джона до Билли Джоэля. Но вот чтобы так, на вокальном конкурсе…

Анжели Ла Роуз
Анжели Ла Роуз

На фоне занявшего второе место Джанни Фиореллино как-то совсем блекло смотрится на третьем грузинская певица Софико. Унылое подражание манере Тамары Гвердцители при очевидных внешних и вокальных достоинствах выглядит все-таки ретроградно и как-то слишком по-ученически.

Алла Пугачева сделала, как всегда, самый неожиданный выбор. Со словами «Все достойные, все прекрасные, но мой приз уйдет тому, кому, как я чувствую, нужна поддержка», Пугачева отдала приз в 50 тысяч долларов казанской акапельной группе Jukebox.

Ребята, действительно, продемонстрировали не только отменное слияние голосов, но и совершенно никчемную по нынешним временам музыкальную ориентацию. И не джаз, и не рок, и уж точно не попса. Хотя именно в дни конкурса Jukebox должен был открывать рок-фестиваль «Крылья» в Москве, но предпочел все-таки Юрмалу.

А ведь если бы Пугачева не вручила казанским парням свой приз, вряд ли они бы считали за большую удачу свое пятое место в общем зачете. Но радоваться им все же рано. Весь конкурс их сравнивали с недавними победителями «Новой волны» – латвийской акапельной группой Cosmos.

Так вот, от победы на «Новой волне» латыши не получили практически ничего – ни ангажементов в России или Европе, ни даже приглашений на дорогие корпоративы. Как бы Jukebox не пришлось бы сравнивать с Cosmos еще и по этой печальной параллели.

Тяжела и неказиста жизнь настоящего вокалиста.

Но что такое слава и успех? Риторический вопрос. Разве кто-нибудь верит в успешные гастроли по России и горячие радиоротации победительницы «Новой волны» Анжели Ла Роуз? Пусть Вячеслав Тененбаум, пока горячи пирожки, и грозится выпустить в России ее сольный альбом. На студии «АРС-Рекордз», надо полагать.

В жюри собрались настолько разноформатные люди, что трудно даже вообразить единые критерии, по которым они ставят оценки. Возможны ли адекватные оценки находящимся на сцене вокалистам?

Алла Пугачева сделала, как всегда, самый неожиданный выбор. Со словами «Все достойные, все прекрасные, но мой приз уйдет тому, кому, как я чувствую, нужна поддержка»
Алла Пугачева сделала, как всегда, самый неожиданный выбор. Со словами «Все достойные, все прекрасные, но мой приз уйдет тому, кому, как я чувствую, нужна поддержка»

Если проходит конкурс пианистов, то жюри основывается на классической пианистической технике. Если конкурс советской эстрадной песни – то на традициях советской эстрады.

Скажите, на каких традициях основываются в своих отметках одному и тому же конкурсанту гитарист Ал Ди Меола и продюсер электронного лейбла Ministry of Sound Вольфганг Босс?

А если добавить Игоря Крутого и Валерия Меладзе?

Размытость критериев видна невооруженным глазом. Конкурсант получал от одного члена жюри 6 баллов, а от другого – наивысшие 11 баллов. Такое немыслимо при профессиональном судействе. Зато хорошо знакомо нам по любительскому голосованию на «Евровидении».

Несомненно, уважаемые члены жюри были искусственно поставлены в ситуацию суда «по интересам», а не по каким-либо профессиональным мотивам. А личные интересы у членов жюри могут быть не такими уж личными…

Стоит еще упомянуть о техничном ирландском бойз-бэнде D-Side (4-е место), о сладком поющем мальчике Аароне из Лондона (7-е место), об изысканной узбекской чаровнице Saya Tash (11-е место)…

Отношение к ним – как к одаренному пластилину: лепи что хочешь. Как к самостоятельным артистам относиться все же нельзя – тот тур, в котором конкурсантам предложили спеть не общепризнанные хиты, а собственные песни, иначе как продолжительным кошмаром назвать не получится.

Нет у них своих хитов.

Нет ни одной приличной песни – что по европейским, что по российским стандартам.

Кроме Jukebox, российские конкурсанты не порадовали. Серая мышка Юлия Валеева, финалистка «Народного артиста – 2003», и явно перегоревший от волнения экс-«Премьер-министр» Дмитрий Ланской выглядели блекло. А Ланской еще умудрился дать несколько «петухов».

В целом конкурс «Новая волна» явственно смещается в сторону эдакого «русского «Евровидения». С миру по вокалисту, непредсказуемые баллы жюри – это от «Евровидения».

А неизменные победы «своих фаворитов», драки между артистами в гримерках и неумеренно обильные возлияния после концертов – от России.

..............