Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
9 апреля 2006, 22:10 • Авторские колонки

Игорь Манцов: Арлекин и кочевники

Игорь Манцов: Феномен Берлускони

Игорь Манцов: Арлекин и кочевники

«Вам было странно, что я не требовал удовлетворения от этого пьяного сумасброда Р***. Вы согласитесь, что, имея право выбрать оружие, жизнь его была в моих руках, а моя почти безопасна: я мог бы приписать умеренность мою одному великодушию, но не хочу лгать. Если б я мог наказать Р***, не подвергая вовсе моей жизни, то я б ни за что не простил его».

Так говорил отнюдь не Заратустра, так говорил Сильвио – герой знаменитой повести Александра Пушкина «Выстрел». В наши беспокойные дни противостояние Сильвио – Р*** снова актуально! В преддверии итальянских парламентских выборов нынешний премьер страны Сильвио Берлускони яростно сражается со своим конкурентом Романо Проди.

Берлускони публично поименовал Проди «идиотом». Проди моментально отреагировал, выпустив в продажу несколько тысяч маек с надписью «Я – идиот», намекнув на то, что сумеет легко извлечь политическую выгоду даже из оскорбительных наветов конкурента. В последние дни физиономии обоих политиков не сходят с нашего телевизионного экрана. При этом Романо Проди не вызывает у меня ни малейшего интереса и сочувствия, зато Сильвио Берлускони попросту сводит меня с ума.

Берлускони – веселый итальянский миллионер, владелец заводов, газет, пароходов и прогулочных яхт

« - Вы с ним не дрались? – спросил я. – Обстоятельства, верно, вас разлучили?
- Я с ним дрался, – отвечал Сильвио, – и вот памятник нашего поединка.
Сильвио встал и вынул из картона красную шапку с золотою кистью, с галуном; он ее надел; она была прострелена на вершок ото лба». Вот он каков, этот бретер и дуэлянт, этот скандалист и весельчак Сильвио – моя надежда, мой любимчик и мой фаворит.

Берлускони – веселый итальянский миллионер, владелец заводов, газет, пароходов и прогулочных яхт. Я не знаю о нем ничего существенного, всего лишь периодически наблюдаю в телевизоре. Вот он на важном заседании Европарламента. Прямо за столом заседаний, на глазах общественности, в свете софитов, стремительным движением убивает надоедливого комара папкой с важным межправительственным соглашением!

А вот он уже в Москве на переговорах с президентом России. Вечерняя пресс-конференция, Владимир Путин и Сильвио Берлускони по очереди произносят итоговые речи, расположившись на некотором расстоянии друг от друга. Берлускони явно скучает, ведь все решения давным-давно согласованы, приняты и запротоколированы. Темпераментный итальянец не выдерживает протокола и, к великому изумлению собравшихся, прямо в процессе выступления движется в сторону Путина. Насторожилась и дернулась охрана, изумленно выдохнули журналисты с телевизионщиками…

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони (фото REUTERS)
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони (фото REUTERS)

«Уверен, мой друг Владимир Путин давно горит желанием накормить меня вкусным ужином!» – предельно весело произносит высшее итальянское лицо, шутливо боксируя в сторону российского президента. Кулак едва не касается президентского плеча. Стойка и амплитуда движений обнаруживают профессиональный боксерский навык. Берлускони в ударе. Берлускони хочется иного градуса взаимоотношений. Берлускони изящно ставит под сомнение протокол.

« - Вы знаете, – продолжал Сильвио, – что я служил в *** гусарском полку. Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством: я перепил славного Бурцова, воспетого Денисом Давыдовым. Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали, а полковые командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня как на необходимое зло».

Вот что пишет про комедию дель арте, то есть про итальянскую комедию масок, французский исследователь Патрис Пави: «Акцент ставится на пластическом мастерстве, искусстве замены длинных речей несколькими жестами-знаками, а также на искусстве «хореографической» организации игры. Задача комедианта состоит не столько в абсолютной выдумке и новой выразительности, сколько в искусстве вариации и находчивой подаче реплик, уместной жестикуляции. Актер должен уметь всю свою импровизацию привести в конечном счете к исходной точке для того, чтобы передать эстафету своему партнеру и убедиться, что импровизация не удаляет его от сценария…»

Коротко говоря, веселый итальянский миллионер Сильвио Берлускони вполне органично реализует себя в параметрах национальной культуры, не случайно его политическая партия носит название «Вперед, Италия!». Берлускони типичный Арлекин. Его публичные жесты – блестящая импровизация, не что иное, как бессознательное воспроизведение традиционных лацци, характерных для комедии дель арте. Основные компоненты лацци – кривлянье, гримасы, бурлескное и клоунское поведение, нескончаемое разыгрывание. Все это превращается в бравурные сценки, ожидаемые публикой.

Прочитал про Берлускони в каком-то информационном материале: «Многим итальянцам он по-прежнему нравится. Он – настоящий итальянец, влюбленный в жизнь…» А как же им не восхищаться, не гордиться?! За его спиной великие тени прошлого – от Вергилия и Данте до Гоцци и Феллини. Убил комара текстом европейской конституции: имеет право.

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент РФ Владимир Путин (фото REUTERS)
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент РФ Владимир Путин (фото REUTERS)

В какой-то очень хорошей европейской картине («Голубая бездна» Люка Бессона?) меня поразил в свое время следующий мотив: современные герои живут в каменных домах, сработанных, условно говоря, еще рабами Рима. Вот откуда преемственность и вот почему нашим ньюсмейкерам и телевизионщикам Сильвио Берлускони представляется потешным дураком, едва ли не дебилом. От их полного презрения итальянского арлекина спасают только миллионы и социальный статус. Наши властители дум останавливаются перед феноменом Берлускони в недоумении. Они попросту не умеют считать тот культурный код, который лежит в основе его социального поведения.

В минувшем столетии Россия претерпела невероятного масштаба миграции, разрушение традиционного уклада и размывание культурного слоя. Институт преемственности уничтожен. И вот, глядя на эксцентричного Берлускони, иные отечественные спесивцы спешат записать его в категорию «придурочные», не понимая, что на самом-то деле итальянский премьер – классический культурный герой.

Тоска и ничем не обеспеченная важность, написанные на лицах нынешних наших политиков и чиновников, символизируют усталость, сопряженную с процессом длительной и бессодержательной миграции советского, а затем и постсоветского общества в неизвестном направлении.

Как ни парадоксально это прозвучит, эксцентричная и будто бы вульгарная манера Берлускони символизирует оседлость. Зато удрученная, хотя и вальяжная манера наших актуализирует психологию кочевника, который долго скакал, загонял лошадей насмерть, парился, изнемогал, но в конечном счете позабыл маршрут и сбился с пути.

Некоторые наивные окружающие полагают, что переодевшийся в цивильные одежды и натянувший на лицо маску важности кочевник – человек со вторым и даже третьим дном, может, даже с глубокою мыслью. На самом же деле – ничего подобного. Он попросту устал. Бескрайняя степь, лошади, мыло и пена, ни одного опознавательного знака…

На улыбку и бытовой экстремизм Сильвио Берлускони благодарно отзывается, к примеру, и пушкинский «Выстрел», и пушкинская же «…любовь к отеческим гробам». На самодовольное угрюмство наших не отзывается никто и ничто. Ну, может, один эксцентричный Хармс.

«Откудова Вы, робята?»
Молчание.
Уже и не помнят.
Уже и не скажут.

А поверхностные журналисты снова напишут, что Сильвио Берлускони большой оригинал. Только это неправда: Берлускони предсказуем и очевиден, Берлускони плоть от плоти великой народной культуры, ничего особенного, человек нормы.

..............