Взгляд
9 февраля, четверг  |  Последнее обновление — 13:06  |  vz.ru
Разделы

Как Россия отвоевала у поляков Левобережную Украину

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
9 февраля 1667 года было заключено Андрусовское перемирие, завершившее русско-польскую войну, длившуюся 13 лет. По итогам масштабного, полного побед и поражений противостояния миру явилась уже другая Россия, которая могла копить силы для грядущего рывка Петра Великого. Подробности...

Наши мертвые нас не оставят в беде

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Снос памятника освободителю Киева работы самого известного и всемирно признанного скульптора-монументалиста советской эпохи – это прежде всего плевок в сердце киевлян и других наших бывших и будущих соотечественников. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Россиянам пора учиться помнить СВО

Никита Сетов
Никита Сетов, замруководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»
Наследие СВО, вне всяких сомнений, станет частью национальной идентичности и политико-культурного кода россиян – с укоренением в коллективном сознании результатов, наследия, итогов и последствий этой исторической эпохи. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Иран показал уникальную подземную авиабазу

Иран впервые продемонстрировал кадры со своей подземной базы «Орел 44», на которой хранятся истребители с крылатыми ракетами большой дальности и беспилотники. Местонахождение объекта не раскрывается, однако в Тегеране утверждают, что располагают несколькими такими объектами в разных уголках страны
Подробности...

Мощное землетрясение в Турции и Сирии унесло сотни жизней

В Турции произошло мощное землетрясение, толчки от которого ощущались также в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле. Зарегистрирована магнитуда 7,4. Землетрясение привело к большим разрушениям и унесло сотни человеческих жизней. Россия уже предложила помощь в ликвидации последствий бедствия
Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: На Ставрополье уничтожили планировавших подрыв ж/д станции террористов

    Главная тема


    Известный разоблачитель рассказал, кто и как уничтожил «Северные потоки»

    военное преступление


    Опубликовано видео расстрела украинским военным российского пленного

    государственная политика


    Польша назвала смыслом своего существования «поражение России»

    «президент-террорист»


    Володин потребовал от Байдена компенсаций за уничтожение «Северных потоков»

    Видео

    неразумная помощь


    Британия разоряется ради вооружения Украины

    ультиматум Евросоюза


    Запад превратил симулянта Саакашвили в таран против Грузии

    потолок цен


    Европа решила помочь российским нефтепродуктам

    спутниковая система


    Россия изменит подход к космической разведке

    деоккупация ДНР


    Украина лишается «третьего столпа» обороны в Донбассе

    на стороне России


    Марина Хакимова-Гатцемайер: Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

    исторический фактор


    Олег Хавич: Поляки мечтают о Переяславской раде наоборот

    государственное предательство


    Антон Беликов: Где готовили этот креативный класс

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?

    Вадим Пономарев: От Зыкиной к «Мельнице»

    5 февраля 2006, 22:09

    Этническая музыка возродилась из пепла перестроек. За время, которое прошло с момента исчезновения из телерадиоэфиров этнической и народной музыки, выросло целое поколение.

    Это поколение не может себе представить, что когда-то в советское время русские народные песни крутились в эфире часами. А от переизбытка «фольклора народов СССР» у любого нормального человека кругом шла голова.

    Все изменилось разом. В 80-90-е годы на планете появился всеобъемлющий жанр world-music, а в России из любых эфиров изгнали бабушек в сарафанах и дедушек с балалайками. В свете всеобъемлющей коммерциализации они оказались лишними на празднике жизни.

    По всей стране быстро приватизировали и тут же разогнали оркестры народных инструментов, прежде непременной части штатного расписания любого Дома культуры. Народные хоры и кружки тоже пали в неравной борьбе. В живых остались только некоторые академические народные хоры. Даже борцы с большим стилем Зыкиной в народной музыке, вроде Жанны Бичевской, тоже оказались не ко двору.

    В России появилось MTV. В России исчезла народная песня.

    По всей стране быстро приватизировали и тут же разогнали оркестры народных инструментов

    И тут произошла удивительная вещь. Молодежь сама потянулась к фольклору. Лишенное корневой традиции поколение принялось жадно искать иную музыку. Отцы не передали им любовь и заботу о родной музыке. Не умея толком играть на инструментах, однако чувствуя фальшь советского большого этно-стиля, – что они могли выбрать? Никак не архаичный хор Александрова. В эпоху свободы информации выбор всегда падает на самую яркую, самую насыщенную мифологией сказку. Забавно, что оказалась ею именно ирландско-кельтская традиция.

    Могла бы стать старофранцузская музыка, но она слишком беззаботна для наших ушей. Могла бы стать индийская традиция, но четвертьтоновые интервалы – это чересчур. Ближе всего к порогу массового признания подошло американское кантри, но как-то быстро выяснился полный дефицит душевности в этом замечательном жанре.

    Зато ирландская традиция обладала всеми преимуществами – мелодичностью, совместимостью с рок-музыкой, пивом и плясками. Любовные же ирландские баллады обладают не меньшей душещипательностью, чем ритм-н-блюзы Уитни Хьюстон. Единственный минус этой традиции –некоторая однообразность мелодий – легко обернулась плюсом, если вспомнить, что среди интересующихся фолком тинейджеров профессиональных музыкантов было совсем немного.

    С момента зарождения нового российского фолка прошло уже немало лет. Многое произошло за эти годы. Талантливые музыканты уезжали из России навсегда, появлялись новые, прошли большие фестивали фолк-музыки. Сегодняшняя этносцена выглядит очень неоднородно, и главная тому причина – зарабатывать серьезные деньги на ней по-прежнему нельзя. Нет денег, и нет инвестиций в жанр. Если в Америке кантри-звезда зарабатывает больше многих поп-звезд, то в России пока о таком можно шутить.

    Группа «Мельница»
    Группа «Мельница»
    Фолк-исполнители поделены на три недружных меж собою пула. Самый большой – ирландско-кельтский («Мельница», Tintal, Mervent, «Ветер воды», Puck & Piper, «Воинство Сидов» и т. д.). Менее многочислен славянский пул («Рада & Терновник», Старостин, «Ва-Та-Га», Инна Желанная, «Волга» и т. д.). Третий пул образуют исполнители тувинской и бурятской музыки (Николай Ооржак, «Намгар», «Хуун-Хуур-Ту» и т. д.).

    Надо понимать, что деление на пулы во многом условное, поскольку стилистика музыкантов время от времени меняется, да и делить им особенно нечего. Есть музыканты и группы, вообще живущие вне большой сцены, – это касается в первую очередь национальной музыки. Например, татарская или чукотская народная музыка исполняется преимущественно «для своих». Однако при всей приблизительности такой расклад сил вполне объективно описывает состояние дел на российской этнической сцене.

    Кроме различий, есть и много общего среди этих пулов. Во-первых, ориентация на рок-музыку как на кладезь аранжировочного искусства (отчасти именно из-за рок-прошлого многих этномузыкантов). Из первого вытекает второе: почти полное отсутствие аутентичности. Сырую народную музыку почти не встретишь на концертах. И третья деталь: любовь к родному языку. В отличие от общемировой тенденции world-music, где принято перемешивать родной язык с английским или вообще петь на английском, отечественные этномузыканты предпочитают петь на родном без всяких там билингвальностей.

    Надо признаться, что мне немного стыдно за то, что я не стал упоминать события в этномузыке, подводя в своей новогодней колонке итоги 2005 года. Дело в том, что пока по массовому интересу слушателей этномузыка сильно отстает от безоговорочно торжествовавшей в прошлом году попсы и даже от рок-фестивалей. Было бы несправедливо сравнивать события в этнической или джазовой музыке с событиями, происходящими в большом шоу-бизнесе. Зато теперь есть возможность спокойно поговорить о них. Потому что произошло в прошлом году немало.

    Начнем с фестивалей. Два больших open-air «Пустые Холмы» и «Этнолайф», а также клубная «Этнотроника» по сути сделали первый шаг к большому движению. Правда, одновременно скончался фестиваль «Этна», проводимый центром «Дом». Но этническая музыка идеально сочетается со свежим воздухом и лесными видами, и сразу два успешных фестиваля дали почву для прихода хотя бы в сегмент open-air некоторых инвестиций. Так и случилось. Недавно Дмитрий Дибров и Борис Гребенщиков объявили, что летом 2006 года подмосковные Сорочаны превратятся в один большой трехмесячный фестиваль с участием звезд мировой этносцены. Присутствие ТВ и спонсоров даст возможность вывести популярность удачно выступивших там групп на совершенно новый виток. Совсем неплохо.

    Кадр программы Дмитрия Диброва «ПроСВЕТ»
    Кадр программы Дмитрия Диброва «ПроСВЕТ»

    Сам факт возобновления Дмитрием Дибровым своей «Антропологии» на другом федеральном телеканале (РТР) и под другим названием («ПроСВЕТ»), но с прежним высококачественным наполнением лучшими образцами этномузыки, является одним из важнейших событий года. Как это удалось Диброву, совершенно непонятно. В ситуации, когда даже музыкальные телеканалы прекращают показывать музыкантов и переходят на низкопробные сериалы, час ночного эфира на всю Россию с этническими музыкантами выглядит просто фантастикой. Больше, чем фантастикой. Очень характерно, что такое чудо происходит именно на государственном телеканале.

    За 2005 год выпущено несколько очень сильных альбомов. Стоит выделить изумительные по мелодике и атмосфере «Заговоры» группы «Рада & Терновник», а также мощный и пронзительный «Перевал» группы «Мельница» (о которой чуть позже). Любителей пивного фолка порадовал веселый «Праздник Похмеляйнен» от группы «Тролль Гнет Ель». Тувинские легенды обрели новую жизнь в сказке «Аржаана» Саинхо Намчылак. Психоделический этно-джаз «Safety Magic» от одноименной группы внес индийскую ноту в музыкальный пейзаж.

    Но самый большой переполох в прошлом году произвела, конечно, «Мельница». Кроме сразу нескольких больших концертов и записанного альбома, Хелависе и ее музыкантам удалось попасть в горячую ротацию на «Нашем радио». Этнический первенец большого эфира, песня «Ночная кобыла» не просто попала в ротацию. Она пробыла в чарте почти полгода, и занимала первое место в хит-параде самой влиятельной рок-радиостанции много недель. Такого успеха нынешнее поколение отечественных этномузыкантов не имело еще никогда. На фоне такой победы можно закрыть глаза на то, что «Ночная кобыла» – вполне себе рок-песня, и от кельтского или ирландского у нее – только мелодия.

    Мимоходом из группы «Мельница» ушли большинство музыкантов, недовольных чересчур «роковым» звучанием группы, и организовали свою группу. Хелависа набрала новых, и наверняка продолжит развиваться в сторону рок-звучания.

    Таковы тенденции и самые важные, на мой взгляд, события в этномузыке за последний год. Возвратимся ли мы к своми корням – вопрос риторический. Состояние общества слишком еще болезненно, чтобы ждать каждого усредненного жителя страны на концертах с музыкой хотя бы того народа, которому он принадлежит по рождению. Не придет он.

    Но музыканты его уже ждут.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •