Взгляд
8 февраля, среда  |  Последнее обновление — 18:54  |  vz.ru
Разделы

Россиянам пора учиться помнить СВО

Никита Сетов
Никита Сетов, замруководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»
Наследие СВО, вне всяких сомнений, станет частью национальной идентичности и политико-культурного кода россиян – с укоренением в коллективном сознании результатов, наследия, итогов и последствий этой исторической эпохи. Подробности...

Китай накануне генерального сражения

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Инцидент с воздушным шаром или развертывание новых вооружений США вблизи китайских берегов не являются признаками изменения отношений этих стран. Они уже давно являются противниками. Стороны перемещают свои силы в направлении той невидимой линии, после которой Вашингтону и Пекину останется только драться. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Российским женщинам не нужен феминизм

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Кому же нужен был феминизм в нашей стране? Прежде всего самим активисткам этого движения. Оборотистым девушкам и дамам, пытавшимся заработать на хлеб с маслом, паразитируя на своих несчастных сестрах, которым не удавалось выстроить отношения с мужчинами и с миром в целом. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Иран показал уникальную подземную авиабазу

Иран впервые продемонстрировал кадры со своей подземной базы «Орел 44», на которой хранятся истребители с крылатыми ракетами большой дальности и беспилотники. Местонахождение объекта не раскрывается, однако в Тегеране утверждают, что располагают несколькими такими объектами в разных уголках страны
Подробности...

Мощное землетрясение в Турции и Сирии унесло сотни жизней

В Турции произошло мощное землетрясение, толчки от которого ощущались также в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле. Зарегистрирована магнитуда 7,4. Землетрясение привело к большим разрушениям и унесло сотни человеческих жизней. Россия уже предложила помощь в ликвидации последствий бедствия
Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ВСУ лишились американских гаубиц в Запорожской области из-за просроченных боеприпасов

    Главная тема


    Британия разоряется ради вооружения Украины

    под прикрытием учений


    Американский журналист раскрыл заказчиков и исполнителей подрыва «Северных потоков»

    «запасы точно есть»


    Латвийский военный проговорился о применении ВСУ хлора под Артемовском

    репрессии и чистки


    Названы цели Зеленского при назначении глав пророссийских регионов Украины

    Видео

    ультиматум Евросоюза


    Запад превратил симулянта Саакашвили в таран против Грузии

    потолок цен


    Европа решила помочь российским нефтепродуктам

    спутниковая система


    Россия изменит подход к космической разведке

    деоккупация ДНР


    Украина лишается «третьего столпа» обороны в Донбассе

    шокирующий прогноз


    Запад признал скорую кончину доллара

    на стороне России


    Марина Хакимова-Гатцемайер: Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

    исторический фактор


    Олег Хавич: Поляки мечтают о Переяславской раде наоборот

    государственное предательство


    Антон Беликов: Где готовили этот креативный класс

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?

    Виктор Топоров: Шарашка и Зона

    23 февраля 2006, 13:57

    Зимняя олимпиада сериалов, на наших глазах развернувшаяся на метровых телеканалах, принесла сенсационную победу «Зоне» (НТВ), не только завоевавшей золото живого зрительского внимания, но и установившей «рекорд», причем двойной сразу.

    Сначала ее запретили «по просьбам трудящихся», а потом – как раз под «туринское столпотворение» – триумфально вернули в ночной эфир.

    Примечательно это и потому, что «Зону» смотрит мужская половозрелая и полная сил аудитория, тяготеющая к силовому единоборству и зимним видам, а вовсе не к мыльной опере. А тут – надо же! – серьезные дядьки подсели на «мыло». И категорически требуют продолжения, хотя другие серьезные дядьки уже выразили готовность прислушаться к «просьбам трудящихся».

    Такого на нашем телевидении еще не было, да и не только на телевидении. Партия жизни имеет один процент, Партия автолюбителей не покатила, Партия любителей пива и вовсе сгинула в мутной пене дней, – а вот не учредить ли к ближайшим выборам Партию зоны? Тем более что и с кандидатурой председателя партии затруднений вроде бы не возникнет.

    Деликатность триумфа «Зоны» усугубляется и тем, что в числе (заслуженно или нет) побежденных оказалось долгожданное солженицынско-панфиловское детище «В круге первом», вызвавшее при премьерном показе – как чуть ли не все связанное с именем великого старца – лишь почтительно-сдержанную зевоту. Непритязательная (без громких имен и явно на медные деньги снятая) «Зона» переиграла знаменитую «Шарашку» по всем статьям, кроме разве что 58-й!

    К чему бы это? А главное – почему?

    Немногие узники ГУЛАГа дожили до наших дней, скажет кто-нибудь, – а Зона пропустила и пропускает через себя миллионы

    Некогда прославленный «Новый мир» (в котором до сих пор печатается и сам нобелевский лауреат) уже лет пятнадцать едва ли не в каждом номере ставит вопрос в одной-единственной плоскости: достаточно ли мы хороши, чтобы суметь возвыситься в глубину и углубиться в высоту равнобожественного солженицынского дерзания? Это, конечно же, превосходно обоснованное сомнение, однако критику поневоле приходится действовать на свой страх и риск.

    Немногие узники ГУЛАГа дожили до наших дней, скажет кто-нибудь, – а Зона пропустила и пропускает через себя миллионы. И попадают в Зону (за редчайшими исключениями) все-таки не из дипкорпуса, не из высшего офицерского состава и не с университетской кафедры – и философских диспутов в застенке, соответственно, не ведут. Не ведут, не вели и прислушиваться к ним не станут, даже «откинувшись», – пусть и озвучены эти споры подлинной dream team отечественного кино. Да и про Сталина – хоть так, хоть сяк, хоть наперекосяк – всем давно остозвездило. Трудно им там, на шарашке, – поверим на слово, – а кому легко?

    Это, однако же, полправды, а может, и четверть правды. Потому что, с одной стороны, роману Солженицына (и всему его творчеству в целом) присущи, не скажу – недостатки, но особенности, сводящие возможность успешной экранизации – даже в условиях мобилизации лучших сил и средств – к исчезающе малой величине. А с другой, как раз «Зона» –во всей своей непритязательности и, строго говоря, не свободная от натяжек и передержек – эти особенности солженицынского письма (скрупулезно, слишком скрупулезно воссозданные Глебом Панфиловым) более чем контрастно высвечивает.

    О проблеме «Круга-99» уже написано. То есть о том, что в основу экранизации (в отличие от театральной инсценировки Любимова) положена полная версия романа, опубликованная позднее «журнальной» (то есть предназначенной для публикации в «Новом мире» Твардовского, напечатанной, однако, не там, а на Западе и широко разошедшейся по советской стране в самиздате).

    Сюжет романа строится на телефонном звонке Иннокентия Володина – поступке однозначно благородном в «журнальной» версии и чудовищно двусмысленном в «полной» (а значит, и в экранизации), где преуспевающий советский дипломат сообщает американцам о том, что русские вот-вот похитят у них секрет атомной бомбы. То есть встает на путь государственной измены.

    Мысль о том, что такому государству, как СССР, не изменить нельзя, чрезвычайно дорога Солженицыну. Сравни, скажем, «Архипелаг ГУЛАГ», том третий. Но пример в данном случае выбран, мягко говоря, не самый удачный. Потому что именно ядерный паритет предотвратил мировую войну во второй половине прошлого века. И, да, без кражи американских военных секретов это не обошлось (и супруги Розенберг были казнены за это на электрическом стуле). И создание советской атомной бомбы – в шарашках и полушарашках – курировал лично Берия. Но нет никаких сомнений в том, что, обладай американцы ядерным оружием в одностороннем порядке, они его – против нас с вами – и применили бы. И стерли бы трехсотмиллионное население нашей тогдашней страны в порошок, заодно избавив его и от ужасов «преступного режима».

    Александр Солженицын (фото: lgz.ru)
    Александр Солженицын (фото: lgz.ru)

    Солженицын когда-то думал иначе. Он и в Америку-то так рвался, будучи уверен в том, что советские танки не сегодня, так завтра прокатятся по всей Европе и раздавят героического борца с режимом многопудовыми гусеницами в заранее облюбованной им Норвегии, потому что «дракон не выбрасывает из пасти дважды» (из книги мемуаров «Угодило зернышко меж двух жерновов»). Да и роман «В круге первом» не только написан, но и прочитан тридцать с лишним лет назад. А вот телефильм по нему мы смотрим (а в большинстве своем и не смотрим) сегодня!

    И тот, кто все-таки смотрит, поневоле приходит к непредусмотренным создателями сериала выводам. Да, таких изменников, как Володин, надо выявлять и обезвреживать! И, да, в деле обезвреживания надо пользоваться новейшими достижениями науки и техники. И если вольнонаемные ученые ленятся или терзаются нравственными сомнениями, то, да, надо создавать шарашки, надо шантажировать интеллигентных специалистов этапом и зоной.

    И, да, чтобы не либеральничали директора и генералы, сажать – а лучше сразу расстреливать – надо в случае малейшего сбоя и генералов. И, да, никто, кроме Сталина, на такое не решится. А если так, то, выбирая между уничтожением нашей страны в пламени Хиросимы и таким чудовищем, как Сталин, мы голосуем за Сталина!

    Конечно, до логического конца эту цепочку рассуждений доводят немногие. А вот ощущение, что тебе вешают лапшу на уши и гонят туфту, возникает едва ли не у каждого. И только под воздействием неоспоримого солженицынского величия трансформируется (по принципу замещения) в почтительную скуку. И сериал не смотрят – или смотрят бездумно (как привыкли смотреть телеоперы), и слава богу, что дело обстоит именно так.

    Потому что – исходя из вышесказанного – перед нами апологетика сталинизма и Сталина.

    Это, разумеется, изъян, причем изъян пагубный, однако еще существеннее вскользь упомянутые нами ранее особенности солженицынского письма. В творчестве писателя на равных уживаются два начала – сатирическое и соцреалистическое.

    Иосиф Сталин (фото: upload.wikimedia.org)
    Иосиф Сталин (фото: upload.wikimedia.org)

    В первую очередь он, конечно, сатирик – и блистательнее всего выступает в жанре памфлета: антисоветского («Архипелаг…»), антиленинского («Ленин в Цюрихе») и антисемитского («Двести лет вместе»; последний пример, впрочем, наименее показателен, так как здесь, особенно в томе первом, писатель явно осторожничал). Сатирические, чисто памфлетные страницы великолепны и в «Круге…» – это ряд вставных новелл и вся линия, связанная со Сталиным.

    Но Солженицын и соцреалист: он укрупняет и идеализирует положительные персонажи (начиная, естественно, с alter ego), он «лакирует» их и все с ними связанное, он выдает единичное за типическое, точь-в-точь как Горький в пресловутой «Матери» (которую, кстати, экранизировал тот же Панфилов), он создает свой аналог «Кубанских казаков», не уступающий первоисточнику ни художественной убедительностью, ни жизненной достоверностью.

    И Панфилов идет за ним след в след. И снимает «Кубанских казаков» в тюремной части сериала. И снимает чаплиновского «Диктатора» в кремлевской части сериала. Превосходно снимает и то и другое. Но столкновение антисоветской сатиры со стопроцентно советской «лакировкой действительности» приводит к взаимоуничтожению. И над обуглившимися километрами кинопленки в воздухе вырастает карикатурный «гриб».

    В романе, строго говоря, дело обстоит точно так же, но роман прочитан давным-давно, а сериал профессионально отсмотрен сегодня. Снять по «Кругу…» сильное кино можно, наверное, и сейчас – но только «вольно переведя» его на язык современных реалий и проблем. Тогда как Панфилов «перевел» его не буквально, а буквалистски – правда, не «с листа», а по памяти, по впечатлениям от первого прочтения тридцатилетней давности (по впечатлениям, напомню, от «журнальной» редакции).

    И в заключение опять «Зона». Что же есть в ней такое, чего так отчаянно не хватает панфиловскому телефильму и роману, по которому он снят?

    Есть человеческая неоднозначность подавляющего большинства персонажей – в одно мгновенье героев, в другое – мерзавцев, в третье – героев и мерзавцев одновременно; есть достоверность предлагаемых обстоятельств (поверх сюжетных и специфически «мыльных» натяжек). Есть, наконец, подкупивший как минимум мужское население страны лейтмотив не двуединства даже, а полной гомогенности Воли и Зоны. Люди живут и умирают и здесь, и там – причем живут и умирают по одним и тем же правилам, по труднопереносимым (а кому легко?) правилам, ни к юридическим законам, ни к воровским «понятиям», ни уж подавно к библейским заповедям не сводящимся.

    Любопытно и горько – хотя в каком-то смысле отрадно, – что и этот актуализированный создателями «Зоны» лейтмотив впервые прозвучал в творчестве Солженицына.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •