Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
12 декабря 2006, 08:43 • Авторские колонки

Максим Григорьев: Новая энергетическая политика (НЭП) для России – 2

Максим Григорьев: Новая энергетическая политика

Максим Григорьев: Новая энергетическая политика (НЭП) для России – 2

В предыдущей статье «Новая энергетическая политика (НЭП) для России» читатель мог ознакомиться с американским «энергетическим шантажом» образца 1941 года и с потерянным В. Ющенко «политическим кредитом» со стороны России.

Вновь мобилизуем историю, которая даст нам возможность сделать выводы, какой должна быть «Новая энергетическая политика» (НЭП).

Внешний контекст

И «борьба за газопровод», и «зерновое эмбарго» были частью более обширной «экономической войны» и прессинга, ставящего своей целью повлиять на политику СССР

1. Борьба за «центр прибыли» – иранский пример

С 1945-го по 1950 год Англо-иранская нефтяная компания (Anglo-Persian Oil Company), ныне называющаяся British Petroleum, получила в Иране 250 млн. долларов прибыли, отдав при этом Ирану меньше, чем заплатила налогов в Великобритании. «Центр прибыли» от использования ресурсов Ирана явно не находился в самой стране. Это привело к тому, что нефтяная промышленность была национализирована.

В свою очередь Великобритания при помощи США перекрыла доступ иранской нефти на мировой рынок. Экономическую блокаду осуществлял международный нефтяной картель с участием АРОС - так называемые «Семь сестер» (Standard Oil of New Jersey, Royal Dutch Shell, Anglo-Persian Oil Company, Standard Oil of New York, Standard Oil of California, Gulf Oil, Texaco). Кроме того, были отозваны иностранные специалисты, работавшие в Иране. В результате этого добыча нефти в Иране снизилась с 91 тысячи тонн в сутки в 1950 году до 2,7 тысячи тонн, что парализовало экономику страны.

В дальнейшем в ходе спецоперации США и Великобритании правительство М. Моссадыка было свергнуто, а к власти были приведен Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, который в 1954 году передал добычу нефти консорциуму компаний АРОС (40% акций), Shell (14%), FGK (6%, Франция), Standard Oil Company of New Jersey, Standard Oil Company of New York, Texaco, Standard Oil Company of California, Gulf (пo 8%, США). В дальнейшем в него вошли еще ряд американских компаний. Ускоренная политика шаха по вестернизации страны в будущем во многом привела к исламской революции 1979 года.

2. «Экономический прессинг» по-американски

«Зерновое эмбарго» было частью более обширной «экономической войны»
«Зерновое эмбарго» было частью более обширной «экономической войны»
Неудачные усилия США по блокированию энергетического диалога СССР и Европы в 80-х годах не были исключением – попытки использовать «экономическое оружие» и «экономический прессинг» разного рода для того, чтобы управлять действиями СССР предпринимались регулярно.

В январе 1980 года основная статья журнала Time называлась «Зерно стало оружием». Она была посвящена зерновому эмбарго США по отношению к СССР, которое ввело администрация президента Картера в качестве меры возмездия за политику СССР в Польше и Афганистане. В результате эмбарго были остановлены поставки на общую сумму до 2,6 миллиардов долларов. Большинство международных экспертов считают, что эмбарго не принесло результатов - только Канада и Австралия поддержали его. Например, журнал Foreign Affairs в статье «Уроки зернового эмбарго» (№ 1, vol. 59, 1980) пишет: «американские иллюзии по поводу собственного «продовольственного оружия» совершенно рассеялись.

Более того, часть американской прессы открыто писала о том, что и «борьба за газопровод», и «зерновое эмбарго» были частью более обширной «экономической войны» и прессинга, ставящего своей целью повлиять на политику СССР. Например, газета New York Times в статье «Будущее для Шульца – кризис внутри и за рубежом» за 27 июня 1982 года пишет: «Белый дом запустил широкую программу экономического прессинга или экономическую войну против Советского Союза. Идея экономического удушения Москвы… имела целью ее принуждение к уменьшению военных расходов и сдерживания ее поведения как в мире в целом, так и в Польше и Афганистане в частности».

3. Польша против Европы и России

Во время подписания договора о строительстве Североевропейского газопровода
Во время подписания договора о строительстве Североевропейского газопровода
Как известно, в сентябре 2005 года в ходе визита президента РФ В. Путина в Германию было прописано соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода, или Nord Stream. Это газопровод протяженностью 1200 км пройдет от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Германия) с возможным ответвлением для газоснабжения Калининградской области. Оператор морской части (1128 км) – Nord Stream AG (ранее North European Gas Pipeline Company) на 51% принадлежит Газпрому. Nord Stream будет поставлять газ в Германию, откуда далее он может быть транспортирован в Данию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию и Францию.

Проект напрямую затрагивает Польшу и прибалтийские страны, уменьшая их возможность получать газ по заниженным ценам как транзитные государства и шантажировать Россию, отказываясь от поставок газа в Калининградскую область. Реакция Польши и Прибалтийских стран была мгновенна. Литва и Эстония выступили с экологической критикой проекта, аргументируя позицию тем, что на дне Балтики хранится затопленное химическое оружие со времен Второй мировой войны. Президент Польши Александр Квасьневский назвал «подписанный пакт Путина – Шредера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения», сейм заявил, что соглашение «угрожает безопасности и независимости Польши», а министр обороны Р. Сикорский сравнил российско-германское соглашение с пактом Молотова - Риббентропа.

К концу 2006 года Польша блокировала принятие решения о выдаче объединенной европейской делегации мандата для переговоров с Россией и потребовала отмены запрета на ввоз польских мясных и растительных продуктов и подписание Россией транзитного протокола к Энергетической хартии.

Однако уже в декабре 2006 года Польша была вынуждена отказаться от своего вето под давлением ЕС, в особенности Германии и Франции. Обе страны настаивали на ускоренном подписании нового соглашения о партнерстве между Россией и ЕС.

4. Выводы:

Уникальное конкурентное преимущество нашей страны в области энергетики, несомненно, будет использоваться для решения внешнеполитических задач России
Уникальное конкурентное преимущество нашей страны в области энергетики, несомненно, будет использоваться для решения внешнеполитических задач России

«Иранский пример» является хрестоматийным случаем борьбы западных компаний и государств за перенос «центра прибыли» и «центра власти над ее настоящим и будущим» из страны. Кроме того, это прекрасный пример, как отсутствие контроля над продажей и дистрибуцией позволяет полностью заблокировать всю энергетическую цепочку «добыча – транспортировка – продажа».

Именно этим объясняется стремление России к прямому доступу к потребителям своих энергоресурсов и контролю над дистрибуцией своих энергоресурсов для того, чтобы исключить риски, связанные с политической составляющей со стороны западных стран. Именно с этим связана предлагаемая нашим государством политика по перекрестному владению системы дистрибуции в западных странах со стороны России и доступ к разработке месторождений западным странам в России. И то и другое должно стать неотъемлемой частью «Новой энергетической политики» (НЭП).

С другой стороны, этой политике противопоставлена попытка «сыграть в одни ворота» - заставить Россию сделать ее энергоресурсы доступными без одновременного допуска ее на свой рынок дистрибуции. Попытка лишить Россию своего конкурентного преимущества – возможности в отношениях с Европейским союзом иметь четкую позицию и стратегию единого игрока – Газпрома, поддержанного российским государством. Именно это и является сутью навязываемой нам Энергетической хартии с соответствующим протоколом.

Однако эти попытки, образно говоря, являются «дешевой разводкой». Никто не заставляет, например, присоединяться к Энергетической хартии Норвегию, которая продолжает сохранять в государственной собственности большую часть добычи энергоресурсов. В отличие от европейских стран, лишенных другой конкурентоспособной альтернативы, кроме как получения энергоносителей из России, в стратегической перспективе мы имеем возможность для выбора. Поэтому нынешняя государственная политика является правильной и необходимой. Добавить стоит лишь усилия в виде, например, понятной европейским странам «Стратегии взаимной энергетической безопасности», увязывающей взаимный обмен активов и перекрестного владения, и сделать акцент на развитии в этой области двусторонних отношений с отдельными странами и даже крупнейшими компаниями.
Это раз.

Очевидный урок из примеров экономического прессинга по-американски для «Новой энергетической политики» (НЭП) состоит в том, что уникальное конкурентное преимущество нашей страны в области энергетики, несомненно, будет использоваться для решения внешнеполитических задач России и «проецирования ее энергетической мощи». В тех случаях и в том объеме, в котором это будет необходимо для обеспечения национальных интересов нашей страны. Использоваться четко, аккуратно и продуманно.
Это два.

Борьба Польши с Россией и Европой является хорошим примером стремления использовать все возможности для защиты экономических интересов своей страны. Кроме того, она иллюстрирует очевидный вывод о том, что «Новая энергетическая политика» (НЭП) будет иметь естественных союзников и оппонентов в Европе. Союзниками являются страны «старой Европы», традиционно предпочитающие развитие своей экономики и загнанные в угол истощением своих газовых месторождений. Оппонентами станет ряд стран «новой Европы», таких как Прибалтика и Польша, теряющих «транзитные» дивиденды и политически ориентирующиеся на США. Однако интересы и возможности влияния «старой Европы» традиционно будут превалировать.

Поведение Польши и Прибалтики ясно показывает правильность выбранной стратегии России по диверсификации путей транспортировки энергоресурсов. И уж, конечно, не стоит полякам или эстонцам рассчитывать на то, что российский народ будет их кормить, в особенности в условиях их антирусской политики.
Это три.

«Новая энергетическая политика (НЭП)». Внутренний контекст - продолжение следует.

..............