Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
6 ноября 2006, 10:26 • Авторские колонки

Андрей Левкин: Ален Делон так и не пьет одеколон!

Андрей Левкин: ТВ зовет выпить

Андрей Левкин: Ален Делон так и не пьет одеколон!

Это правильно, накануне пятницы загрузить телезрителя дискуссиями про алкоголь. Потому что неважно, что именно обсуждается, через пять минут все равно начнутся речи о тотальном вреде употребления с обязательными криками «Доколе?!»

В четверг небольшая антиалкогольная кампания прошла на НТВ и «Первом». Что обсуждалось – осталось тайной. Потому что даже если обсуждаются технические последствия введения монополии на производство спирта, разговор все равно перескочит на то, что с пьянством надо завязывать вообще, поскольку нация с удовольствием деградирует.

В любой аудитории найдутся граждане, готовые эту позицию озвучить, и сделают они это громко. Как правило, это дамы неопределенной профессии, а также дамы, выступающие по профессиональной части (народные депутаты, медики и т. п.).

Реальность активизировалась до такой степени, что уже сама использует телевизионщиков, чтобы оказаться в телевизоре

Бывают также зрелые мужи, авторитетно напоминающие народу о трагедии, в которую алкоголизм опустил нацию. Тут уже конкретно имеются в виду И. Чубайс и Н. Бурляев в «Судите сами» у г-на Шевченко. Вот в чем проблема: уж, казалось бы, люди взрослые, опять же – непьющие. Должны же они понимать, о чем именно их спрашивают? Нет, они могут только о катастрофе и духовности, а вот прикинуть, будет ли так, что после введения монополии на спирт водка в магазинах будет трех сортов, или нет – не умеют.

Их пафосные речи на корню подрубали возможность чьих-либо порывов в сторону трезвости. Вот именно потому, что их об одном спрашивают, а они в ответ совсем о другом. Что же, вот не пьет человек, так, значит, уже и понять не может, о чем речь? Мало того, они же все об одном: главное - не пить. Чума. Хорошо, хоть все это было в ночь на пятницу, а пятница тут телезрителю должна была помочь.

Зато в той же программе было приятно услышать от депутата Яковлевой фразу о том, что жители Западной Европы, когда у них нет денег на выпивку, суррогатные и спиртосодержащие напитки не употребляют. Да, Ален Делон не пьет одеколон! Мы помним!

Конечно, не хочется быть огульно неконструктивным. Например, в студии у Шевченко две трети публики были за монополизм, у Соловьева процент был чуть меньше, но тоже в эту сторону. Следует предположить, что когда в студии говорят такие вещи, то в каждом из присутствующих что-то екает и он внутренне дает себе зарок завязать. Этот-то зарок он и подкрепляет голосованием. Значит, спрос на трезвость в обществе присутствует. Точнее, на речи о трезвости.

Поэтому соответствующие речи надо выпускать на DVD, тогда люди смогут слушать и смотреть И. Чубайса. Н. Бурляева, Т. Яковлеву и др. у себя дома, всякий раз, когда приспичит. Но речь не о том, чтобы увести с телевидения слова в пользу трезвости и здорового образа жизни! Просто там они работают явно в противоположном направлении.

Эту особенность ТВ некоторые уже понимают. Или, по крайней мере, используют ее интуитивно. «Первый» показал фильм «Русские миллионеры. Расплата за успех», и это был блистательный агитационный ролик по привлечению народа к занятиям бизнесом. Вот именно, что от противного. Главная мысль фильма, повторяемая в каждом из сюжетов, была простой: ну его, этот бизнес, целее будешь.

Разумеется, сплошные примеры. Заказные убийства, а как же. Сейчас, конечно, не девяностые, но тоже - одного предпринимателя вот за три дня до свадьбы убил его компаньон (он же – свидетель на свадьбе). Длинный сюжет, мнут на семь-восемь.

В четверг небольшая антиалкогольная кампания прошла на НТВ и «Первом»
В четверг небольшая антиалкогольная кампания прошла на НТВ и «Первом»
Еще: «Сегодня бандиты получили образование и начали действовать под прикрытием фондов. Строительство детского дома, фонд помощи жертвам... классические бандиты теперь редки, только в небольших городках».

Но и с дубьем, конечно, тоже ходят, недавно Волгодонск на уши поставили, только письмо президенту помогло – избавьте нас, Президент, от организованной преступности низшего уровня. Федеральный уровень отреагировал, да. Но ведь на всех пацанов с дубьем федеральная власть отреагировать не сможет, сами понимаете.

А еще есть рейдеры, и вообще, у нас легко перепишут вашу фирму на кого угодно, потому что у нас самая либеральная схема регистрации фирм. Станешь успешным, придешь в офис, а там – незнакомый директор. И это еще хорошо, если фирма маленькая, а если большая компания, так ее возьмут штурмом.

Также в фильме показано, как пролетела со своим бизнесом певица Понаровская со всеми ее связями. А какая-то пенсионерка вообще пострадала от взрыва в банке - некий золотопромышленник взорвал там себя в знак протеста против решения кредитного комитета банка, отказавшего ему в следующих деньгах. Золотопромышленник, и тот!

Если кто-то еще не понял, к чему все это, в финале скажут прямо. Покажут обложки глянцевых журналов: там яхты, блондинки и морские побережья. И – строгим голосом: «это все снаружи... но за обложкой скрывается другая жизнь. Ни шагу без охраны, бизнесмен живет в постоянном страхе за себя и близких. И меньше всего он уверен в завтрашнем дне».

Возможно, что тут имелось в виду уменьшить социальную напряженность по части отношения бедных к богатым, но это сомнительно, честно говоря. Дело в другом: вокруг и кругом всякие мелкие и крупные товарные производства, не говоря уже о бутиках, супермаркетах и оптовых рынках, – и все это работает!

Так что, раз уж на «Первом» категорически утверждают, что бизнесом заниматься вредно - значит, дело-то выгодное. Вот так, от противного, и действует теперь телевизионный мессидж. Это телевидение вступает в новый этап своего развития, переходя к иррациональному, но интуитивно понятному сообщению.

Осознанно себя вести так не получится. Именно внутренние тенденции телевидения заставляют телевизионщиков действовать именно так. Идет позитивный и конструктивный процесс, но об этом чуть позже, а пока - доказательство иррациональности телевизионных сотрудников.

В ночь на вторник был показан страшный фильм «Теория невероятности. (Власть толпы)», длиной в 50 минут. О том, как ужасна толпа, как она загребает в себя всех индивидуумов, заставляя их делать дикие действия. Для затравки была история с футболом и вандализмом на Манежной площади и в ее окрестностях (там картинки красивые). Сообщены виды толпы (насчитали три-четыре: потенциальная, созерцательная, буйная, что-то такое).

В ночь на вторник был показан страшный фильм «Теория невероятности. (Власть толпы)»
В ночь на вторник был показан страшный фильм «Теория невероятности. (Власть толпы)»
Тут же Фрейд, как же без него. Дальше эпопея перестроечных целителей, Жириновский как эксперт. Теория развивается («Толпа может стать панической и действующей»), в качестве примера приводятся похороны Сталина, хотя, казалось бы, там-то уж чего действовать? Битлы («битломания» связывается с сексуальным возбуждением), далее Ходынка («На халяву будут давать…», «Чей-то крик: «Всем не хватит!»), а потом про то, как в фильме «Октябрь» Эйзенштейн не справился с массовкой, отчего Зимний дворец потерпел ущерб больший, чем во время собственно экранизируемых событий.

Вопрос: «Так можно ли управлять толпой, и чьими руками?» Сообщено, что в толпе людям хочется быть вместе, а еще – им требуется вождь. Тут, очень неожиданно, приводится пример из жизни рыбок. Вот океан, в нем рыбки, и какая-то рыбка с деформированным мозгом в силу своего нетипичного поведения становится объектом для подражания. От рыбки - к попу Гапону, от него к Гитлеру и - через совет о том, что толпе надо говорить о простых и понятных вещах - к Сталину. Гармонично и назидательно

Но вот пункт: «Как выйти из толпы?» Увы, первый способ – не ходить в толпу на халяву. Почти как с алкоголизмом бороться: не пить на халяву, и непременно поможет. Второй совет - находясь в толпе, надо наметить себе точку, куда идти, - будто там будет такая возможность. Но тут честное признание: «В общем, психология не знает ответа на вопрос том, как уберечься от толпы».

Это не совсем так, но в фильме не был задан самый простой вопрос: как в толпу не попасть? Там не было ни одного интервью с гражданами, влипавшими в подобные истории, которые бы рассказали, как это случилось. Тема трактовалась как поведение крупных масс, вовсе не имея в виду отдельного гражданина. А тогда, конечно, не влипнуть не получится - фильм весьма точно оттранслировал особенности этого процесса: авторы сами оказались захваченными толпой. Повелись на теме, и толпа их использовала. И этот факт весьма важен для дальнейшего прогресса ТВ.

Какая проблема была перед телевидением в начале ноября? Например, ее озвучила в НГ А. Качкаева: «Исторический цикл этого телевидения, о котором мы с вами говорим, - он, скорее всего, заканчивается. Есть усталость материала - и менеджеров, и модели, и форматов, и содержания. Нельзя бесконечно говорить о «вчера», пора бы посмотреть в сегодня, а про сегодня мы так и не научились рассказывать. Ни языка не можем найти, ни способов показа…»

Так вот, уже не надо ничего искать – реальность активизировалась до такой степени, что уже сама использует телевизионщиков, чтобы оказаться в телевизоре. Новый исторический цикл зародился самостоятельно.

..............