Советуя человечеству дышать через раз, чтобы уменьшить углеродный «выхлоп», подумайте, заметят ли это вулканы. И вообще, углекислый газ – не вредное вещество, синтезируемое человечеством в процессе своей индустриальной и аграрной деятельности, а газ, созданный природой и используемый ею в процессе фотосинтеза.
12 комментариевЯрослав Лисоволик: Российский магнит для миграционных потоков
Ярослав Лисоволик: Что делать с миграцией
В последние несколько недель конфликт России и Грузии наряду с целым рядом политических проблем между двумя странами выявил ключевую роль, которую играет трудовая миграция на постсоветском пространстве.
По данным ООН, в России находится примерно 12 млн. иностранных мигрантов, что делает нашу страну вторым в мире реципиентом трудовых мигрантов после США.
Россия является мощным магнитом для рабочей силы из стран СНГ по двум основным причинам. Первая – это демографическая ситуация: темпы роста рабочей силы в большинстве стран СНГ выше, чем в России. В последнее время особенно высокими темпами роста населения отличались некоторые страны Средней Азии, среди которых безусловным лидером является Таджикистан. Вторая причина масштабного притока мигрантов в Россию заключается в различном уровне доходов в странах СНГ, среди которых Россия является самой богатой. В частности, ВВП на душу населения в России почти в три раза выше, чем на Украине, а в ряде случаев (например, по сравнению с Таджикистаном) – более чем в 10 раз.
Властям ничего не остается, как пойти на допуск в нашу страну трудовых мигрантов, если они всерьез намерены решать задачу удвоения ВВП в течение ближайших десяти лет
Для России основной мотивацией в привлечении трудовых мигрантов является демографический кризис в стране – начиная с 2008-2009 годов в России начнется сокращение трудоспособного населения, в то время как в последние несколько лет снижение населения в целом по стране достигает почти 1 млн. человек ежегодно. Помимо миграции Россия также должна решать демографическую проблему за счет принятия мер по снижению смертности и росту рождаемости. Однако увеличение рождаемости способно привести к увеличению трудовых ресурсов страны лишь по прошествии определенного периода времени, поэтому единственным способом решения проблемы в ближайшей перспективе, по-видимому, будет привлечение большего числа иммигрантов из стран СНГ с избыточной рабочей силой. При всех политических соображениях властям ничего не остается, как пойти на допуск в нашу страну трудовых мигрантов, если они всерьез намерены решать задачу удвоения ВВП в течение ближайших десяти лет. Как показывают наши расчеты, чтобы обеспечить увеличение темпов роста ВВП на 0,5%, России необходимо ежегодно принимать 350-400 тыс. трудовых мигрантов.
Заработанные в России деньги иммигранты либо частично сберегают и затем переправляют на родину, либо тратят на удовлетворение потребительских нужд. В последнее время вклад рабочих-иммигрантов в набирающий обороты потребительский бум в России увеличился, хотя в целом эта категория в меньшей мере склонна тратить деньги на потребление. Не исключено, что именно иммигранты стоят за рядом аномальных явлений на потребительском рынке. Характерным примером может быть уровень проникновения сотовой связи в Москве (где присутствие иммигрантов особенно заметно), который можно считать косвенным свидетельством присутствия миллионов неучтенных мигрантов. Если в западных странах рост проникновения сотовой связи резко замедлялся при достижении отметки в 70%, то в Москве/России такого замедления не наблюдается. Кроме того, разрыв в уровне потребления на душу населения между Москвой и регионами, возможно, также необходимо оценивать с поправкой на присутствие в столице значительной прослойки нелегально работающих иммигрантов.
Еще более важный аспект – это сбережения иммигрантов, переправляемые на родину. В соответствии с официальными данными можно говорить о неуклонном увеличении объема денежных переводов за пределы России – по данным
Разрыв в уровне потребления на душу населения между Москвой и регионами, возможно, также необходимо оценивать с поправкой на присутствие в столице значительной прослойки нелегально работающих иммигрантов |
Учитывая размер оттока денежных средств из России, нет ничего удивительного в том, что российские власти начинают уделять больше внимания финансовым каналам, используемым для таких операций. По просьбе Минфина несколько недель назад Банк России впервые провел аудит системы денежных переводов. При всей важности оптимизации системы денежных переводов остро стоит и вопрос о проведении банковской реформы, которая должна сыграть ключевую роль в сохранении доходов иммигрантов в России (в основном за счет увеличения объема банковских вкладов вместо перевода денежных средств за рубеж или их конвертации в доллары). В свою очередь это способствовало бы дедолларизации российской экономики, поскольку значительная часть операций в теневой экономике осуществляется в долларах. Постепенная дедолларизация наряду с повышением доверия к финансовой системе страны приведет к снижению оборачиваемости денежной массы и ослаблению инфляционного давления.
Более неприглядным аспектом иммиграции является тот факт, что подавляющее большинство трудовых мигрантов работают нелегально. Соответственно, не платятся налоги и не осуществляются отчисления в социальные фонды (по оценкам Минфина, связанные с этим потери достигают 2 млрд. долларов в год). В результате подрывается система социального обеспечения, в частности ставится под угрозу нормальное функционирование пенсионной системы. По оценкам Росстата, в теневой экономике заняты 13,5 млн. человек, большинство из которых, по-видимому, составляют иммигранты. Росстат также дает разбивку занятости в теневой экономике по секторам, которая свидетельствует о том, что значительная часть теневой экономики приходится на сферу услуг и сельское хозяйство. Рисуемая статистическим ведомством картина в целом соответствует структуре занятости иммигрантов в России, что отчасти подтверждает значительную роль иммигрантов в теневой экономике России.
Такого рода негативные стороны нелегальной миграции вызывают недовольство многих россиян, на чем активно пытаются спекулировать популисты. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в апреле этого года, до 40% россиян выступают за ужесточение правил въезда в страну. Только 20% видят в иммиграции благо для развития экономики, в то время как 38% с этим не согласны. Примерно 50% респондентов признают, что выходцы из других стран восполняют нехватку малоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих, а 19% считают, что с помощью иммиграции можно решить демографические проблемы. В то же время подавляющее большинство (63%) полагают, что иммигранты повышают уровень преступности и коррупции, а до 60% респондентов уверены в том, что иммигранты отнимают работу у россиян.
40% россиян выступают за ужесточение правил въезда в страну |
Именно в силу данных ограничений в теневой экономике активно используется нелегальная рабочая сила, при этом именно теневой характер трудовой миграции в Россию позволяет бюрократам получать огромные барыши от «регулирования» данной сферы. В то же время потенциальные дивиденды от легализации нелегальных мигрантов значительны – по нашим оценкам, если предположить, что на законных основаниях в России работают лишь 10% трудовых мигрантов, легализация трудовой деятельности трети мигрантов, занятых в теневой экономике, способна обеспечить прирост ВВП примерно на 1%.
Что также чрезвычайно важно, легализация трудовых мигрантов могла бы способствовать нормализации отношений России со своими соседями по СНГ.
Действительно, едва ли не единственной сферой экономики, где наблюдается реальная интеграция России и стран СНГ, является миграция. Зависимость ряда стран СНГ, таких как Грузия, Молдова, Таджикистан, от притока денежных переводов уже достигла высоких значений, сопоставимых с годовым бюджетом этих стран. Так, согласно данным платежного баланса денежные переводы из России в Таджикистан составляли около 12% ВВП, в то время как по оценкам МВФ этот показатель может достигать 20-50% ВВП.
Соответственно, Россия должна с большой осторожностью подходить к использованию и совершенствованию такого «инструмента», как трудовая миграция. При этом одни лишь запретительные меры могут привести к уходу трудовых и финансовых потоков обратно в теневой сектор.
Гораздо более плодотворным представляется снижение административного пресса и численности бюрократии, при одновременном определении четких правил для мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Вместо того чтобы от трудовой миграции кормились чиновники и теневые структуры, необходимо, чтобы данный процесс способствовал интеграции между странами СНГ и ускорению экономического роста в России. Печальным результатом предыдущего десятилетия (с 1992 по 2002 год) для России стало удвоение бюрократии.