17 октября, среда  |  Последнее обновление — 06:32  |  vz.ru
Разделы

От чего «Рабыня Изаура» спасла советских людей

Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
Тоска по вымыслу, над которым можно, по словам классика, облиться слезами, была утолена на излете советской истории. Этого никто не ожидал. Подробности...

На материале «Мумий Тролля» нужно защищать диссертации

Василий Авченко, писатель и журналист
Пророческий потенциал Лагутенко очевиден, но расшифровываются его предсказания задним числом, поначалу представляясь сумбурным набором фраз. Когда чайки вдруг запели на знакомом языке, к ним следует прислушаться. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Православные в этом конфликте именно мы

Егор Холмогоров, Публицист
Разрыв евхаристического общения Московского и Константинопольского патриархатов породил легкую панику: «Если мы разорвали с главным православным патриархом мира, то мы теперь не православные? А тогда кто?» Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

    «Союз» с космонавтами не долетел до МКС

    Во время старта с Байконура ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с космонавтами произошла авария носителя. Членам нового экипажа МКС пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг не пострадали
    Подробности...

    Умерла Монсеррат Кабалье

    В Барселоне на 86-м году жизни скончалась всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье. Она до последних дней продолжала выступать на сцене. С самого начала карьеры ее любили за яркий голос и характерную манеру исполнения
    Подробности...

    Умер Роман Карцев

    Ушел из жизни советский и российский артист, актер эстрады, театра и кино Роман Карцев. Карцев выступал в дуэте с Виктором Ильченко, снимался в кино и служил в Московском театре миниатюр. Около двух месяцев назад 79-летний артист перенес инсульт
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:США собрались ввести санкции против российских компаний за восстановление Сирии

        Дмитрий Бавильский

         
        Дмитрий Бавильский (1969) закончил Челябинский университет. Сначала стал известен как литературный критик, затем как автор многочисленных романов («Семейство паслёновых», «Едоки картофеля», «Ангелы на первом месте», «Нодельма»), переведенных на многие европейские языки. Действительный член Академии российской современной словесности, много сил положивший на борьбу с шестидесятниками и постмодернизмом. Несмотря на записной мизантропизм, добрый и отзывчивый, в сущности, автор, ратующий за «правильную искренность» в искусстве.

        Мнения

        Егор Холмогоров
        Разрыв евхаристического общения Московского и Константинопольского патриархатов породил легкую панику: «Если мы разорвали с главным православным патриархом мира, то мы теперь не православные? А тогда кто?»
        Обсуждение: 35 комментариев

        Екатерина Ракитина
        Тоска по вымыслу, над которым можно, по словам классика, облиться слезами, была утолена на излете советской истории. Этого никто не ожидал.

         Василий Авченко
        Пророческий потенциал Лагутенко очевиден, но расшифровываются его предсказания задним числом, поначалу представляясь сумбурным набором фраз. Когда чайки вдруг запели на знакомом языке, к ним следует прислушаться.
        Обсуждение: 8 комментариев

        Александр Чаусов
        Есть подозрение, что население в Хакасии несколько устало от политических маневров и бесконечных ожиданий «второго тура» , а голосовать будет с поправкой на этот психологический настрой.
        Обсуждение: 4 комментария

        Лев Пирогов
        Был в «святые девяностые» такой «арт-проект»: ездили по кладбищам, находили толпу возле свежей могилы, выпускали из машины голую девицу, фотографировали её на фоне похорон и сматывались. «Интересный контраст».
        Обсуждение: 15 комментариев

        Андрей Медведев
        Из того, как развивалась наша история, следует простой вывод – «глушилки» не работают. Люди начинают страшно хотеть узнать, что же такое говорят на этом ужасном русском, насквозь лживом кремлевском канале.
        Обсуждение: 7 комментариев

        Сергей Худиев
        Если кто-то заявляет, что Бог вручил ему власть командовать и вами, и всем православным миром, вы можете или поверить и покориться, или сказать наконец свое окончательное «нет».
        Обсуждение: 41 комментарий

        Елена Кондратьева-Сальгеро
        Истории с кинофильмами, успевшими оскандалиться еще до своего выхода, лишний раз подтверждают старую истину: дайте людям выговориться, и они сами о себе всё расскажут.
        Обсуждение: 20 комментариев

        Дмитрий Дробницкий
        Закачался один из столпов глобального миропорядка, установившегося после распада СССР. Чтобы из «искры разгорелось пламя», нужна была правильная искра. И высекла ее Турция.
        Обсуждение: 8 комментариев

        Владас Повилайтис
        От Чернышевского хотелось спать, а Писарев был свой – про свободу, про говорение дерзостей. Теперь таких почти не делают. Последний выпуск, говорят, был во времена «Кино» и алюминиевых огурцов.
        Обсуждение: 14 комментариев

        Дмитрий Бавильский: Поколение Барселоны

        6 сентября 2005, 11:28
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Подводя итоги литературного сезона, «Коммерсант» обнародовал чертову дюжину самых перспективных писателей до сорока лет. Именно эти «молодые» определяют сегодня лицо русской словесности

        Если отбросить имена-бренды писателей «старшего» поколения (все они - от Пелевина и Сорокина до Битова и Улицкой стали известны в иной социокультурной ситуации), то окажется, что именно эти «молодые» определяют сегодня лицо русской словесности.

        Судите сами. Список, составленный Лизой Новиковой, открывают Андрей Геласимов (1966) и Юлия Латынина (1966), продолжают Дмитрий Быков (1967) и Евгений Гришковец (1967). Есть в нем Антон Уткин (1967) и Анна Матвеева (1972), совсем недавно прозвучавшие Майя Кучерская (1971) и Роман Сенчин (1971), поэт Глеб Шульпяков (1974) и Гаррос с Евдокимовым (1975). Список заканчивается открытыми премией «Дебют» Аркадием Бабченко (1977) и Сергеем Шаргуновым (1980).

        Лично мне не хватило в этом списке Олега Постнова и вечно молодой Веры Павловой, Павла Крусанова и Ильи Стогова. Сергея Болмата и Маргариты Меклиной. Впрочем, книжный обозреватель «Коммерсанта» имеет право на избирательность: ведь подводятся итоги конкретного периода, в котором Постнов и Болмат молчали, а, например, Стогов продолжал разбазаривать свои многочисленные таланты. Зато блистательный Вадим Темиров выпустил потрясающий дебютный сборник «Листая», который в силу головокружительно-экспериментальной породы мало кто заметил и оценил.

        «Эти выросли, взошли на рубеже на острие двух миров – одной ногой в прошлом, другой в настоящем и, возможно, будущем»

        Разумеется, писатели в дюжине собрались самые разные. И мало чего общего можно найти между высоколобым эстетом Шульпяковым, что слова в простоте не скажет, и, например, Аркадием Бабченко − автором пронзительных физиологических очерков о Чеченской войне, между новым сентиментализмом Гришковца и экономическими расследованиями Латыниной. Однако едва уловимые связи между всеми вышеперечисленными все-таки есть. Имеются. Скорее психологические, а не эстетические. И иначе как п о к о л е н ч е с к и м и их назвать трудно.

        Люди, родившиеся во второй половине 60-х и в первой половине 70-х, - возможно, единственное поколение, которое сформировалось в той, п р е ж н е й жизни, однако сохранило силы и активно осваивает жизнь н о в у ю. Когда детство-отрочество-юность прошли при большевиках, когда перестройку встретили на пороге физической и интеллектуальной зрелости и вошли в новый век на пике своей формы. С равным рвением осваивая капитализм и компьютер.

        Родись ты чуть раньше или чуть позже, тонкий баланс внутреннего соотношения был бы нарушен: чуть больше советского, как у тех, кому за сорок («дворники и сторожа», воспитавшие эзотеричных восьмидерастов), или же, наоборот, чуть меньше («кто такой дедушка Ленин?») - и ты принадлежишь уже совершенно к иной формации.

        А эти выросли, взошли на рубеже на острие двух миров – одной ногой в прошлом, другой в настоящем и, возможно, будущем. Всегда между. Чуть-чуть в стороне. Невидимые наблюдатели. Незаметное поколение, растворенное в своей собственной жизни, не рвущееся (за исключением парочки горланов-главарей) на социальные баррикады, но занимающееся обустройством личного пространства.

        Последнее лето детства выпало на дефолт 1998 года - именно этот короткий, как бабье лето, интеллектуальный Ренессанс девяностых, когда вдруг стало видно во все стороны света, оказался моментом вхождения во взрослую жизнь. В серьезную литературу. Избыточные, барочные, драйвовые девяностые навсегда зарядили энергитические батарейки поколения, на чью пору пришлись все возможные внутренние и внешние сломы, которые не сломали нынешних околосорокалетних, но, напротив, закалили их. Стало ясным, что русские горки общественного развития (режимы влажности постоянно меняются) – это одно, а твоя приватная жизнь – совершенно другое. Поэтому, чтобы ни происходило, мы всегда остаемся спокойными. Немного отчужденными. Люди, предпочитающие слушать музыку в наушниках хорошего качества. Из таких хорошо выходят серые кардиналы.

        Евгений Гришковец
        Евгений Гришковец
        Незаметные и незаменимые, сорокалетние первыми в полном (наиболее возможном) объеме получили возможность осуществления личных свобод. Первыми пересели за компы и BMW и выехали за пределы Болгарии. Они есть и их нет, так как каждый занят собой и своим собственным делом. Оттого и объединяться сложно, всяк сам себе хозяин.

        Быков как-то написал, что не любит слово «поколение». А кто любит свои собственные отражения? Однако это не мешает однополчанам понимать друг друга с полуслова. С полувзгляда. Все подтексты и недоговоренности. Вежливые, культурные, рассуждающие обо всем с прохладцей, без особых провалов (нарывов и надрывов, которые кажутся дурным тоном) и без особенных прорывов вверх, так как время еще не пришло? Проза – опыт потерь, так что придет еще.

        Вот и литература у них выходит такая – спокойная, беспафосная, с вниманием к сюжету (форма писательской вежливости), без экспериментальной наглости. Потому что эти новые умные никого не собираются учить, в лучшем случае – делиться своим опытом с тем, кто захочет.

        Сюжетная проза – первый признак социальной вменяемости и внутреннего покоя, психологической нормы. Проще дать читателю сюжет, чем объяснить, что все фабульные навороты – пустое означающее и демонстрация авторского своеволия: что хочу ворочу и своя рука владыка. Однако ничего общего с коммерческим чтивом и трешем (на буржуев смотрим свысока): при всей кажущейся доступности у новых умных все всегда на особицу, с легкой придурью в качестве приправы. С этакой конвенциональной странностью.

        Но при всем внешнем конформизме (Вы хочите песен? Их есть у меня.) сломать или приручить таких людей невозможно. Во-первых, жизнь научила гибкости, во-вторых, когда на твоих глазах оценки меняются на прямо противоположные, ты научаешься доверять только себе. Становишься зело толерантным, так как, по большому счету, тебя это не касается. В-третьих, это последнее поколение, обладающее идеалами. Ведь воспитывались они в жесткой системе вертикали, а потом, когда структуры ценностей сформировались, были отпущены на свободу.

        Новые умные слушали ни к чему не обязывающую музыку типа Pet Shop Boys и Depeche Mode, Мадонны или Энн Леннокс.
        Новые умные слушали ни к чему не обязывающую музыку типа Pet Shop Boys и Depeche Mode, Мадонны или Энн Леннокс.

        Так постмодерн оказывается защитной маской стихийного романтика, ведь мизантроп и есть такой романтик-идеалист, который зол на людей только потому, что не может простить им и себе всеобщего несовершенства. Новые умные невероятно сентиментальны, да только никогда в этом никому не признаются: что нам Гекуба? У каждого в шкафу своя спрятана... В новых умных живет неизбывный романтизм, правда, придавленный прагматизмом, но ведь мы же все родом из детства, предать которое невозможно.

        Легче всего проследить собственные предпочтения по музыкальным пристрастиям. Социально заряженный рок питерского и ебургского разлива оставлял равнодушным. Попсы еще практически не существовало. Новые умные слушали ни к чему не обязывающую музыку типа Pet Shop Boys и Depeche Mode, Мадонны или Энн Леннокс. Музыку, которая меньше раздражает, которую всегда можно безболезненно выключить.

        Девяностые начались для нас на два года позже – с барселонской Олимпиады. С диска, записанного Фредди Меркури и Монтсеррат Кабалье, оптимистического и гуманистического гимна жизни и миру во всем мире. Объединительная «Ода к радости», почти ведь Девятая Бетховена.

        Никогда еще не дышалось так легко и свободно, никогда еще ожидания не были такими светлыми и радужными. Большая история закончилась, автор умер, но дело его живет, перманентно прирастая интеллектуальным потенциалом. Деррида в каждой книжной лавке, Дэвид Линч по телевизору. Ешь - не хочу. Главное – чтобы был аппетит. А аппетит был...

        Он и умер-то тогда как знак того, что праздник закончился. Очень символично умер
        Он и умер-то тогда как знак того, что праздник закончился. Очень символично умер
        К Олимпиаде в Барселоне западная цивилизация достигла своего ослепительного пика мощи и красоты музыки, которую написал для нее смертельно больной Меркури. Он и умер-то тогда как знак того, что праздник закончился, наступили будни, детство кончилось когда-то, ведь оно не навсегда. Очень символично умер, да. Когда маятник качнулся в другую сторону.

        Маятник качнулся, но память об этом прерванном полете осталась. Солнечная и космополитичная Барселона для меня до сих пор – лучший город земли. На горе Монжуик с видом на Саграда Фамилиа, между олимпийским стадионом и фундасио Хуана Миро, я оставил свое сердце. Мы все оставили. Даже если кто и не был. Потому что стоит зазвучать первым аккордам с т о й пластинки, и ты словно подключаешься к невидимому Интернету, который связывает тебя со «своими».

        Разные, слишком разные, автономные – и это самый верный признак нынешних сорокалетних. Все и всё противится объединению. Вероятно, и Барселона у каждого своя. Оттого и не настаиваю. Важна же не конкретика, а вектор развития стороннего взгляда, птицей или дымом наблюдающего за жизнью с высоты птичьего полета.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        От чего «Рабыня Изаура» спасла советских людей

        Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
        Тоска по вымыслу, над которым можно, по словам классика, облиться слезами, была утолена на излете советской истории. Этого никто не ожидал. Подробности...

        На материале «Мумий Тролля» нужно защищать диссертации

        Василий Авченко, писатель и журналист
        Пророческий потенциал Лагутенко очевиден, но расшифровываются его предсказания задним числом, поначалу представляясь сумбурным набором фраз. Когда чайки вдруг запели на знакомом языке, к ним следует прислушаться. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Православные в этом конфликте именно мы

        Егор Холмогоров, Публицист
        Разрыв евхаристического общения Московского и Константинопольского патриархатов породил легкую панику: «Если мы разорвали с главным православным патриархом мира, то мы теперь не православные? А тогда кто?» Подробности...
        Обсуждение: 19 комментариев

        В Хакасии ведется работа над ошибками

        Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
        Есть подозрение, что население в Хакасии несколько устало от политических маневров и бесконечных ожиданий «второго тура» , а голосовать будет с поправкой на этот психологический настрой. Подробности...

        Как сделать комедию из блокады Ленинграда

        Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
        Был в «святые девяностые» такой «арт-проект»: ездили по кладбищам, находили толпу возле свежей могилы, выпускали из машины голую девицу, фотографировали её на фоне похорон и сматывались. «Интересный контраст». Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        В мире корпоративного фашизма только одна правда

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        Из того, как развивалась наша история, следует простой вывод – «глушилки» не работают. Люди начинают страшно хотеть узнать, что же такое говорят на этом ужасном русском, насквозь лживом кремлевском канале. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Раскол неизбежен, но мы знаем, кто победит

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Если кто-то заявляет, что Бог вручил ему власть командовать и вами, и всем православным миром, вы можете или поверить и покориться, или сказать наконец свое окончательное «нет». Подробности...
        Обсуждение: 41 комментарий

        Предложите режиссёру-новатору снять хохму про ГУЛАГ

        Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
        Истории с кинофильмами, успевшими оскандалиться еще до своего выхода, лишний раз подтверждают старую истину: дайте людям выговориться, и они сами о себе всё расскажут. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев

        Доминирование Саудовской Аравии подходит к концу

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Закачался один из столпов глобального миропорядка, установившегося после распада СССР. Чтобы из «искры разгорелось пламя», нужна была правильная искра. И высекла ее Турция. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Тарас Шевченко будет декоммунизирован

        Виталий Саутёнков, депутат Одесского областного совета VII созыва
        Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус: выясняется, что в список запрещенной литературы попадает не только почти вся проза, но и множество стихотворений Тараса Шевченко, который оказывается всех их написал на «мове агрессора». Подробности...
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............