20 января, воскресенье  |  Последнее обновление — 02:43  |  vz.ru
Разделы

Эдгар По – американский отец жанров

Дометий Завольский, историк-архивист
Вряд ли ещё какой писатель, сразу же после смерти громко объявленный исписавшимся, так долго остаётся одним из самых читаемых (и почитаемых) и столь убедительно продолжает порождать всё новые тексты. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Как мы становимся Иудами для самих себя

Егор Холмогоров, Публицист
Паутиной соцсетей мы охотно окутываем себя сами. Она годна и для целей маркетинга, и в интересах корпораций, и спецслужб, и неизвестно для какого еще зла. По большому счету мы встали на стезе цифровой разведки в режим самообслуживания. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

«Желтые жилеты» во Франции играют в «обмани жандарма»

Дарья Митина, секретарь ЦК Oбъединеннoй Кoммунистическoй Партии
Главная загадка для стoрoннегo наблюдателя – структура и спoсoб oрганизации «жилетoв». Дo сих пoр никтo не мoжет сфoрмулирoвать, где нахoдятся центры кooрдинации манифестантoв, какoвo ядрo движения, ктo егo лидеры. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

    Власти Сербии устроили Путину пышную встречу в Белграде

    Путин нанес официальный визит в Белград – уже четвертый по счету. Встречали нашего лидера подчеркнуто торжественно. Уже при входе в воздушное пространство его самолет встретил эскорт из трех МиГ-29. В аэропорту Путина ждал президент Александр Вучич с ротой почетного караула
    Подробности...

    В Детройте открылся ежегодный Североамериканский международный автосалон

    Первая автомобильная выставка в Детройте состоялась в 1889 году. Спустя почти 100 лет автосалон из преимущественно регионального события стал событием международного уровня. Корпорация Toyota в этом году в Детройте представила свое спорткупе Toyota GR Supra. В Европе автомобиль поступит в продажу лишь летом, и для покупки будет доступно лишь 900 авто
    Подробности...

    Взрыв газа разрушил многоэтажку в ростовских Шахтах

    На девятом этаже жилого дома в городе Шахты Ростовской области взорвался газ. Повреждены четыре квартиры на девятом и восьмом этажах. На данный момент известно об одном погибшем, судьба еще четырех неизвестна. Из дома эвакуированы 140 человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:У суда в Северной Ирландии взорвался автомобиль

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Егор Холмогоров
        Паутиной соцсетей мы охотно окутываем себя сами. Она годна и для целей маркетинга, и в интересах корпораций, и спецслужб, и неизвестно для какого еще зла. По большому счету мы встали на стезе цифровой разведки в режим самообслуживания.
        Обсуждение: 42 комментария

        Дометий Завольский
        Вряд ли ещё какой писатель, сразу же после смерти громко объявленный исписавшимся, так долго остаётся одним из самых читаемых (и почитаемых) и столь убедительно продолжает порождать всё новые тексты.
        Обсуждение: 12 комментариев

        Дарья Митина
        Главная загадка для стoрoннегo наблюдателя – структура и спoсoб oрганизации «жилетoв». Дo сих пoр никтo не мoжет сфoрмулирoвать, где нахoдятся центры кooрдинации манифестантoв, какoвo ядрo движения, ктo егo лидеры.
        Обсуждение: 20 комментариев

        Василий Колташов
        Фискальное давление на граждан необходимо снижать. Ведь налоги у нас де-факто регрессивные: чем человек беднее и чем порядочнее относится к государству, тем больше платит и теряет. Обычный работник офшорами не пользуется.
        Обсуждение: 55 комментариев

        Антон Крылов
        Похоже, что чиновничество, по крайней мере среднего и мелкого уровня, в России как-то резко и вдруг поломалось. Ну, или перестало соответствовать запросам общества. И главный вопрос – где же взять другое? Именно другое, не новое.
        Обсуждение: 27 комментариев

        Владимир Можегов
        Немецкий народ будет обращен в полнейшую нищету, сама же страна обратится даже не в колонию, а во что-то вроде публичного дома для заокеанских банкиров. Так начинались «золотые двадцатые» Веймарской республики…
        Обсуждение: 112 комментариев

        Глеб Кузнецов
        Все аргументы сторонников Мэй сводились к одному: «Альтернативой Мэй является Корбин, а он российский шпион и путинский агент». А мы привыкли смеяться над нашими политиками, которые рассуждают про шпиёнов и «солдат НАТО».
        Обсуждение: 20 комментариев

        Андрей Манчук
        Нефтяная страна жила в атмосфере кризиса за много лет до чавистов – достаточно вспомнить, что вспыхнувшее в 1992 году восстание под руководством молодого Уго Чавеса было вызвано ростом цен и недоступностью продуктов питания.

        Андрей Бабицкий
        Большую часть приговоренных к депортации на Украину удалось отвоевать. Но даже одна человеческая жизнь, прокрученная в бюрократической мясорубке, – это слишком много. И это веский повод для злорадства наших врагов.
        Обсуждение: 122 комментария

        Сергей Лукьяненко
        Во всем мире, от демократических Европ и до тоталитарных Азий, в аэропортах есть курилки. У нас их нет и не будет. Мы не Европа и не Азия, не Антарктида. Мы всегда идем своим путем, а Минздрав ведет нас.
        Обсуждение: 145 комментариев

        Павел Руднев: Зачем Калягину новый театр?

        13 сентября 2005, 15:49
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Совсем скоро в новом здании во Фроловом переулке, рядом со станцией метро «Тургеневская», офисом ЛУКОЙЛа и академией Ильи Глазунова, откроет двери театр Александра Калягина «Et cetera».

        Александр Александрович уже заранее огородился от любой критики в газете «Новые известия»: «Да я уже сейчас иногда слышу скрежет за спиной: «Зачем Калягину новое здание!» Все завистники Москвы объединились и шипят. Не понимаю этих людей!»

        Конечно, иначе как завистью, вопрос этот не объяснишь. Ведь, полагает Калягин, его положению в обществе можно завидовать. Руководитель собственного театра, председатель Союза театральных деятелей России, председатель Общественной палаты, письма подписывает, от которых другие отреклись. Вот Ходорковскому не позавидуешь, а Калягину – невольно, а все-таки пустишь слюну, губу раскатаешь. Есть повод для зависти – это важно осознавать, это важный аргумент для самоанализа, самодисциплины и, главное, самоидентификации.

        «Вот Ходорковскому не позавидуешь, а Калягину – невольно, а все-таки пустишь слюну, губу раскатаешь»

        Театру «Et cetera» - 13 лет. С сентября 1997 года (семь сезонов) театр проработал в бывшем конференц-зале в одной из высоток на Новом Арбате. О деятельности театра до 97-го года можно, в сущности, забыть – там не было ни одного события, о котором даже Калягин в приступах патриотизма готов вспоминать как о свершении. «Рассвет» театра «Et cetera» чудом совпал с принятием Калягиным кресла председателя Союза театральных деятелей РФ.

        В театре «Et cetera» всегда было все что угодно, только не художественное руководство. Театр штормило и бросало из стороны в сторону, Калягин хватался за все, что блестело рядом, и брал, покупал, перехватывал чужую инициативу. Не случайно большинство последних спектаклей (некоторые из них удачны) сделаны в сотрудничестве с продюсером Давидом Смелянским – в театре своей «головы» на промоушен просто нет. Собственной эстетики театр так и не выработал, хотя сердцу Александра Калягина всегда был, по его же словам, мил спектакль Александра Галина «Конкурс» - нереально пошлая перестроечная комедия, буквально пародия на трагедию, которую переживала страна в 90-е.

        Театр Калягина все время шел за кем-то, спина в спину. Фестиваль N.E.T. в разные годы открывает Александра Морфова и Оскараса Коршуноваса – они тут же делают спектакли в театре. Повторить модель успеха театра «Сатирикон» был призван в театре Калягина Роберт Стуруа, а моноспектакль Калягина «Последняя лента Крэппа» почти полностью повторил креатив Константина Райкина с монодрамой «Контрабас».

        Александр Калягин
        Александр Калягин

        Парадокс заключался лишь в том, что в «Сатириконе» Стуруа сработал на славу, а его же постановки в театре «Et cetera» заставили говорить о нем как о великом халтурщике нашего времени. На мюзикловый бум театр отозвался «Моей прекрасной леди» Дмитрия Бертмана. Мода на фарсы и внедрение цирковой эстетики на драматическую сцену оставили в театре «Et cetera» след в виде «Короля Убю».

        Театр Александра Калягина не выработал собственного творческого лица, если, конечно, не считать за таковое лицо самого Калягина – актера по-прежнему сильного и внятного, но которому смерть как не хочется сейчас играть в психологический театр.

        Сегодня Калягин - актер школы представления. Скачет чернушным клоуном в «Убю», играет саму ветхую скрипучую старость в «Крэппе», гротескует в чиновнике-вампире Варравине. Сегодня в нем торжествует тетушка Чарлей и Ванюкин, нежели Платонов и Полуорлов из «Старого нового года».

        Калягин словно бы боится показаться в собственном театре скучным. Театр «Et cetera» бесконечно аттракционен вслед за его лидером, которому театр словно бы нужен для того, чтобы расслабиться от чиновнического серьеза. Калягинская клоунада, увы, выглядит очень отчаянным поступком.

        Театр «Et cetera» - театр без идеологии, без манифеста, который вечно бросает из стороны в сторону, как морской корабль со свинченным рулем, - то в бесцельную романтику «Смуглой леди сонетов», то в пошлость галинского «Конкурса», то в авангардную стихию «Дон Кихота», то в русофобию «Моей прекрасной леди» (место действия комедии Шоу перенесено в русскую глубинку, где манерный иностранец Хиггинс спасает леди Дулиттл от пьянства, жлобства, люмпенизированной провинциальной семьи), то в грубоватый юмор «Короля Убю».

        Пожалуй, еще в одном Калягин следует неукоснительному правилу – с российскими режиссерами жизнь театра «Et cetera» не складывается. Это театр варягов – какую-никакую, но славу его составили грузин Стуруа, болгарин Морфов, литовец Коршуновас. В этом феномене вообще срабатывает старый советский фетиш: иностранец в России - это уже событие.

        За 13 лет театр Калягина не смог ни приютить, ни вырастить ни одного режиссерского имени – так, чтобы талант вызревал годами, целыми сериями постановок, сериями удач и провалов. Жизнь театра «Et cetera» - от проекта к проекту, без касательных. Здесь никто не задерживается, здесь ни у кого нет творческого роста.

        В сущности, то же происходит с труппой. Феномен театра одного актера – которым часто пугали «Сатирикон», который все же сумел сформировать свое мощное актерское поколение, – к театру «Et cetera» относится куда в большей степени. Талант Владимира Симонова сформирован режиссером Владимиром Мирзоевым в других театрах.

        Александр Калягин в спектакле «Дон Кихот»
        Александр Калягин в спектакле «Дон Кихот»

        Талант Владимира Скворцова замечен Калягиным только сейчас (Скворцов добился главной роли в «Смерти Тарелкина» и сыграл блистательно) – после того как был воспитан и всячески прославлен постановками по современным пьесам на стороне, в Центре драматургии и режиссуры. Талант Виктора Вержбицкого более заметен в кинопроизводстве. Из театра ушли, так и не дождавшись хорошей работы, кинозвезды Екатерина Редникова и Ольга Погодина. Без достойной занятости в театре буквально погибает превосходная актриса Мария Скосырева, готовая стать надежной примой любого столичного театра.

        Театр как набор периодически идущих спектаклей вроде бы есть, но все в нем случайно, все необязательно. Спектакли долго, за редким исключением, в репертуаре не держатся, сегодня трудно на самом деле понять, чем будут заполняться два зала нового здания во Фроловом переулке - на 600 мест и на 150. Тем более, как было объявлено, при переезде театр «забудет» в старом помещении половину своих спектаклей, как намеренно забывают на старой квартире обветшавшую мебель.

        Трудно понять, что сделало время с актером Александром Калягиным. Конец 70-х - начало 80-х – абсолютное царствование на актерском небосклоне. После Ленина в «Так победим», после Оргона и Протасова в эфросовских постановках МХАТа, после тетушки Чарлей и Ванюкина и особенно после Платонова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» он становился, что называется, первым актером России, гением – как если бы мы сегодня сравнивали, Евгением Мироновым 80-х.

        Затем что-то произошло: власти над публикой в зрительном зале стало явно не хватать, захотелось власти совсем иного порядка. Актер по своей воле превращался в чиновника.

        Что в результате? Союз театральных деятелей, который возглавляет Калягин, сегодня крайне неавторитетная организация.

        Союз сегодня не объединяет, а разъединяет театральную общественность, и слишком, слишком часты упреки СТД в финансовой и организационной неразберихе. Союз не стал ни профсоюзной организацией, ни проектной конторой, ни даже правозащитной организацией. Скучная бюрократическая организация, лишенная, пожалуй, главного – творческого энтузиазма и инициативы. Говорить о просчетах Союза и его потерях в обстоятельствах времени можно долго – это тема отдельной статьи.

        Александр Калягин в спектакле
        Александр Калягин в спектакле "Король Убю"

        Сегодня мы наблюдаем апофеоз этого превращения артиста в чиновника. Достаточно взглянуть на форум на официальном сайте артиста, чтобы осознать: негодование по поводу присутствия имени Калягина в списке подписавших письмо общественности о справедливости обвинительного приговора Ходорковскому – не есть субъективное мнение «завистников», врагов и негодяев. Очень быстро воспоследовавшая этому факту новость о назначении Александра Калягина председателем Общественной палаты в обход выборной системы на эту должность расставляет все по местам.

        Собственно, тут надо объясниться. Не имею ни малейшего повода осуждать личную позицию Калягина: как гражданин, он имеет право полагать, что действия государства по осуждению главы ЮКОСа были правомочны и обоснованны, а также право поддерживать это судебное решение. Но - в документе стоит подпись: «Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ», а уж это, как ни возьмись, превышение служебных полномочий. Собственно, кто давал право Калягину говорить от имени всей театральной общественности в этом вопросе, проводился ли референдум или опрос на этот счет? И не странно ли выносить подобные суждения по поводу человека, деньгами которого держался не один театр России, кстати говоря?

        Будь письмо, от которого пахнет космополитическими процессами 30-х годов, подписано «Народным артистом СССР» - не возникло бы и вопроса. Более того, в какой компании оказался Калягин здесь? Сплошные придворные художники, сомнительные деятели искусства, поблекшие эстрадные звезды, изолгавшийся историк и космонавт.

        В этом списке театральную элиту представляют Александр Калягин, Владимир Зельдин (публично в «Новой газете» заявил о том, что документа не подписывал) и режиссер театра «Модернъ» Светлана Врагова (заявила там же, что просто мстит Ходорковскому за бесчинства «Менатепа» в ее квартире). Если не брать во внимание Врагову, которая по своей влиятельности и значимости фигуры никак не способна отвечать за все театральное сообщество, то Калягин еще и в этом смысле в этом списке целиком и полностью монархически «ответствует» за российский театр.

        Тем более что достоверно известно, письмо отказались подписывать и Марк Захаров, и Валерий Фокин, и Олег Табаков – известные авторитеты в театральной среде. О том, чем обернулась для Калягина эта подпись, каким подрывом доверия откликнулся один росчерк пера, можно судить по форуму на калягинском сайте – он буквально завален негодованием простых зрителей, разочарованных в своем кумире.

        Даже если допустить случай «я не я, и подпись не моя», то снова неувязочка выходит: не думаю, что какая-либо газета или телеканал отказались бы от того, чтобы на их территории известный актер опроверг информацию или же объяснил свои поступки, что в принципе должно входить в кодекс чести человека публичного.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Эдгар По – американский отец жанров

        Дометий Завольский, историк-архивист
        Вряд ли ещё какой писатель, сразу же после смерти громко объявленный исписавшимся, так долго остаётся одним из самых читаемых (и почитаемых) и столь убедительно продолжает порождать всё новые тексты. Подробности...

        Как мы становимся Иудами для самих себя

        Егор Холмогоров, Публицист
        Паутиной соцсетей мы охотно окутываем себя сами. Она годна и для целей маркетинга, и в интересах корпораций, и спецслужб, и неизвестно для какого еще зла. По большому счету мы встали на стезе цифровой разведки в режим самообслуживания. Подробности...
        Обсуждение: 9 комментариев

        «Желтые жилеты» во Франции играют в «обмани жандарма»

        Дарья Митина, секретарь ЦК Oбъединеннoй Кoммунистическoй Партии
        Главная загадка для стoрoннегo наблюдателя – структура и спoсoб oрганизации «жилетoв». Дo сих пoр никтo не мoжет сфoрмулирoвать, где нахoдятся центры кooрдинации манифестантoв, какoвo ядрo движения, ктo егo лидеры. Подробности...
        Обсуждение: 18 комментариев

        В России платят слишком много налогов

        Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества
        Фискальное давление на граждан необходимо снижать. Ведь налоги у нас де-факто регрессивные: чем человек беднее и чем порядочнее относится к государству, тем больше платит и теряет. Обычный работник офшорами не пользуется. Подробности...
        Обсуждение: 55 комментариев

        Новые чиновники не отличаются от советских продавщиц

        Антон Крылов, журналист
        Похоже, что чиновничество, по крайней мере среднего и мелкого уровня, в России как-то резко и вдруг поломалось. Ну, или перестало соответствовать запросам общества. И главный вопрос – где же взять другое? Именно другое, не новое. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев

        Версальский «мир», или Где рождаются Гитлеры?

        Владимир Можегов, публицист
        Немецкий народ будет обращен в полнейшую нищету, сама же страна обратится даже не в колонию, а во что-то вроде публичного дома для заокеанских банкиров. Так начинались «золотые двадцатые» Веймарской республики… Подробности...
        Обсуждение: 90 комментариев

        Британские политики похожи на Дживса с Вустером

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Все аргументы сторонников Мэй сводились к одному: «Альтернативой Мэй является Корбин, а он российский шпион и путинский агент». А мы привыкли смеяться над нашими политиками, которые рассуждают про шпиёнов и «солдат НАТО». Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Президента Венесуэлы может сменить военный диктатор

        Андрей Манчук, политолог
        Нефтяная страна жила в атмосфере кризиса за много лет до чавистов – достаточно вспомнить, что вспыхнувшее в 1992 году восстание под руководством молодого Уго Чавеса было вызвано ростом цен и недоступностью продуктов питания. Подробности...

        Русским нельзя бросать своих

        Андрей Бабицкий, журналист
        Большую часть приговоренных к депортации на Украину удалось отвоевать. Но даже одна человеческая жизнь, прокрученная в бюрократической мясорубке, – это слишком много. И это веский повод для злорадства наших врагов. Подробности...
        Обсуждение: 114 комментариев

        Как Минздрав гидру курения победил

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Во всем мире, от демократических Европ и до тоталитарных Азий, в аэропортах есть курилки. У нас их нет и не будет. Мы не Европа и не Азия, не Антарктида. Мы всегда идем своим путем, а Минздрав ведет нас. Подробности...
        Обсуждение: 144 комментария
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............