23 января, вторник  |  Последнее обновление — 22:40  |  vz.ru
Разделы

Все извращено – от гимна до исторических персонажей

Общественное мнение, самые актуальные темы дня в блогосфере
А почему бы не снять черную комедию о любовных похождениях Кеннеди? Представляю Джима Керри в роли Джона, который сбегает с заседания Генассамблеи ОНН, чтобы в туалете отодрать девку. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Союзники по блоку НАТО воюют между собой

Семён Пегов, военкор, автор проекта WarGonzo
Условия, выдвинутые Россией, курдов не устроили. Что ж, это их выбор. Мы рассказали курдам о готовящейся против них операции, предложили свою помощь, объяснили, чего хотим взамен. Ну и где тут предательство? Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Американцы попытаются подкупить жителей Донбасса

Сергей Худиев, публицист, богослов
То, что США признали существование в Донбассе населения, у которого могут быть свои интересы, – огромный прогресс. Правда, Раду никак нельзя упрекнуть в том, что она ложно обещает великодушие – она честно обещает репрессии. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

    На Филиппинах зафиксировано мощное извержение вулкана Майон

    На Филиппинах зафиксировано извержение вулкана Майон. фонтаны лавы достигали 700 метров в высоту. Пепел накрыл города провинций Албай и Камаринес-Сур, из-за чего видимость там снизилась практически до нулевой. Местные власти проводят эвакуацию из населенных пунктов в радиусе восьми километров. Информации о пострадавших россиянах нет
    Подробности...

    Девятиклассник напал на школу в Бурятии

    Девятиклассник напал на школу военного поселка Сосновый бор в окрестностях Улан-Удэ. Он ворвался в аудиторию, где шел урок литературы у седьмого класса, с топором и коктейлем Молотова. Пострадали семь человек, включая самого агрессора. По некоторым данным, он пырнул себя ножом и выпрыгнул из окна
    Подробности...

    Путин окунулся в прорубь

    Президент России Владимир Путин принял участие в крещенских купаниях. Он окунулся в освященную воду на Селигере у мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь. Всего же о желании поучаствовать в обряде в этом году заявил каждый седьмой россиянин
    Подробности...
    Обсуждение: 10 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:ПАСЕ призвала Россию прекратить поддержку ДНР и ЛНР

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Общественное мнение
        А почему бы не снять черную комедию о любовных похождениях Кеннеди? Представляю Джима Керри в роли Джона, который сбегает с заседания Генассамблеи ОНН, чтобы в туалете отодрать девку.
        Обсуждение: 10 комментариев

        Семён Пегов
        Условия, выдвинутые Россией, курдов не устроили. Что ж, это их выбор. Мы рассказали курдам о готовящейся против них операции, предложили свою помощь, объяснили, чего хотим взамен. Ну и где тут предательство?
        Обсуждение: 17 комментариев

        Сергей Худиев
        То, что США признали существование в Донбассе населения, у которого могут быть свои интересы, – огромный прогресс. Правда, Раду никак нельзя упрекнуть в том, что она ложно обещает великодушие – она честно обещает репрессии.
        Обсуждение: 13 комментариев

        Галина Гужвина
        Тринадцать детей были обнаружены полицией в семейном доме в Перрисе, штат Калифорния, в состоянии крайнего истощения и в условиях предельной антисанитарии. Это был целый домашний концлагерь, устроенный их родителями.
        Обсуждение: 36 комментариев

        Петр Акопов
        Курды заявили о «предательстве» России. Россия не предавала курдов – потому что она никогда ничего им не обещала. Да, Россия десятилетиями поддерживала курдов – но это было в другой геополитической ситуации.
        Обсуждение: 66 комментариев

        Александр Христофоров
        Дискурс «крепкого хозяйственника Павла Грудинина» интенсивно смещается в «олигархическую» сторону, а нарисованный поначалу «образ в белом» стремительно бледнеет под прицелами экспертов и журналистов.
        Обсуждение: 74 комментария

        Дмитрий Дробницкий
        Проблема России не в том, что мы можем выступить раздражителем для заокеанского лидера. Проблема в том, что наша страна никак не может изжить в себе Давос. Но новое международное экономическое соревнование не оставляет нам выбора.
        Обсуждение: 41 комментарий

        Антон Крылов
        В случае с решившимися убить себя, а перед тем отомстить всему миру подростками никакое ужесточение наказаний и даже введение четвертования или сажания на кол не поможет. Нужно придумывать что-то другое.
        Обсуждение: 50 комментариев

        Лев Пирогов
        Предлагаю взглянуть на «проблему ульяновских курсантов». Суть проблемы: неуважение к форме, гендерная неопределенность… что ещё? Если бы так сделал мой сын, я бы расстроился. Но с этого момента – давайте включим воображение.
        Обсуждение: 288 комментариев

        Семён Пегов
        Фонд перспективных исследований в этом году проведет на Дальнем Востоке масштабные состязания по морской робототехнике. Запрос на привлечение роботов в морское дело у государства и органов безопасности колоссальный.
        Обсуждение: 18 комментариев

        Павел Руднев: Обнищание списка имен

        3 августа 2005, 11:50
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Обычно подводить итоги прошедшего театрального сезона необыкновенно приятно. Отсутствие событий взывает к летнему облегчению, радушным воспоминаниям о минувших сенсациях, пиках и обрушениях сценической жизни.

        Но все не так этим летом - отбарабанивший сезон был вялым и бессобытийным, разочаровывающим и взывающим что-то менять в сценической жизни столицы.

        Во-первых, скажем коротко, подкачали все фестивали – необычайно слабыми были и Чеховский фестиваль, и «Золотая Маска», и NET. Конечно, свершения среди премьер случались. Наберется их, наверное, с десяток, не больше - для мегаполиса все-таки маловато. Справедливости ради надо назвать «Шинель» Валерия Фокина, открывшую экспериментальную Другую сцену «Современника» и очень правильную ветвь нового театра в слегка закостеневшем логове Галины Волчек.

        Марина Неелова сыграла Башмачкина в интерьерах не гоголевского Петербурга, но Петербурга Андрея Белого и Федора Сологуба - в мистических египетских песках, завываниях черной невской бездны, в ощущениях античного рока и космического рокота.

        Парадоксальная, не вполне удавшаяся инсценировка романа Кононова «Голая пионерка» в том же «Современнике» - единственное не банальное, не затертое высказывание о войне в канун юбилея Победы, поворот режиссера Кирилла Серебренникова к духовной проблематике, а актрисы Чулпан Хаматовой - к амплуа подлинной героини.

        «Благодаря пародии на Путина и Пугачеву спектакль становится бестселлером и кормит Художественный театр не хуже коммерческой комедии »

        Могучий монументальный «Лес» того же Серебренникова в МХТ - горькое отчаянное воспоминание о брежневском застое, попытка сравнить 1970-е и 2000-е: закоснение общества, тотальная власть авторитетов, неизбывная тоска по престижу и порядку. И еще более страшная тенденция: выбирать в герои эпохи не хулиганов и бунтарей, а чистеньких ухоженных льстецов. Благодаря принципиально не эстрадной пародии на Путина и Пугачеву спектакль становится бестселлером и кормит Художественный театр не хуже коммерческой комедии «№ 13».

        Что следует вспомнить во вторую очередь?

        Пародийный Иосиф Сталин у Сергея Юрского, похожий на народных тиранов - и на царя Дадона, и на царя Максимилиана, - в спектакле «Вечерний звон» театра «Школа современной пьесы».

        Протохристианская символика и опыт современного освоения античной пьесы в «Филоктете» Николая Рощина (Центр им. Вс. Мейерхольда).

        Блистательный дуэт Константина Райкина и Романа Козака в интеллектуальном детективе с мистическим дном и мученическим саморазоблачением зрителя «Косметика врага» в «Сатириконе».

        «Самоубийство Валерия Беляковича» в спектакле «Куклы» Театра на Юго-Западе - мудрая огорчительная исповедь художника, владельца студии, «кукловода» о том, что путь театра неуклонно меняется от идеального к посредственному.

        И, наконец, странный феномен массовых постановок пьесы Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» (и лучшая из них Оскараса Коршуноваса в театре «Et cetera»), который нельзя иначе объяснить, как возрождением интереса к жанру социального политического памфлета. Это на самом деле прелюбопытный факт нашего времени.

        В области современной драматургии наблюдается точно такой же неподдельный интерес к жанру. Политический, сатирический театр длительное время в России считался рудиментом советской культуры, областью занятий журнала «Крокодил», так сказать. Теперь же вдруг, без соцзаказа, сразу несколько пьес «написались» в этом жанре (к этому же тренду еще следует прибавить две едкие сатиры на Сталина - в «Школе современной пьесы» и «Современнике», где вождя народов сыграли соответственно Сергей Юрский и Игорь Кваша).

        Возрождение сатирической литературы – а она не давала о себе знать со времен перестройки – свидетельствует не только об общественном недовольстве масс, но и о более сложных вещах - об устойчивости исторического момента, о стабилизации и стагнации политических форм, над которыми уже начали смеяться или ухмыляться, уже готовые с ними распрощаться.

        Спектакль
        Спектакль "№ 13", МХТ им. Чехова. Актеры Сергей Беляев и Авангард Леонтьев
        Более того, в сентябре этого года эта тенденция увенчается изданием довольно скандального сборника «Путин.doc. Девять революционных пьес» в издательстве «Колонна», где будут представлены тексты Андрея Мальгина, Сергея Решетникова, Ольги Погодиной, Владимир Забалуева, Алексея Зензинова и других. Книга новой альтернативной сатиры закрепит этот любопытный поворот в российском театре.

        Как можно объяснить это временное затишье на поле столичного театра, о котором мы писали выше?

        Как ни странно, причина весьма проста - это обнищание списка имен, сужение круга ньюсмейкеров, тех, кто способен производить театральные события. Мы знаем элиту - Фоменко, Гинкаса, Захарова, Любимова, Табакова, Райкина, Козака; мы знаем дюжину театров, попадающих обычно в первые строчки культурных новостей.

        Как только вышеозначенные лица и институты начинают пробуксовывать, брать тайм-аут, демонстрировать усталость или самоповторы, их становится, буквально, нечем заменить.

        Русский театр потерял «чувство равнины» - для нас есть только пики коммунизма и территории ниже уровня моря, затопленные сиваши. Куда-то провалилась «срединная» земля, питательная среда, из которой нарастают будущие герои.

        Называется это просто - режиссерский кризис.

        Кризис идеологии и власти в театре.

        За молодую режиссуру, которая должна естественным образом прийти на смену патриархам, пытались попервоначалу отвечать многие, целое поколение скандальных и борзых.

        Все выветрилось, разменялось на коммерческие эффекты и светские поступки, и от поколения остались два организма, впрочем, весьма мощные, монументальные, - Кирилл Серебренников и Миндаугас Карбаускис.

        Вот они и тянут лямку за все поколение, наши неутомимые титаны, идущие пока без потерь.

        Здесь, в этой точке, нам следует перейти к центральной тенденции минувшего театрального сезона. Маниакальный интерес к студенческому театру, альтернативные пути поиска театральной свежести.

        Три дипломных курса завладели вниманием общественности на вполне законных основаниях, потому что их выпустили педагоги, впервые взявшиеся за труд самостоятельного обучения, - Сергей Женовач, Кама Гинкас и Константин Райкин.

        Курс Женовача в ГИТИСе унаследовал от педагога милоту, приветливость и христианскую добродетельность: специфически мужской курс, он очаровывает зрителя рубленностью, «нетеатральностью» лиц, суровым, без кокетства и каботинства поведением, внушенной педагогом нацеленностью на позитивные ценности. В строгом соответствии с принципами ансамбля (тут хочется сказать: соборности) они играют «Мальчиков» с глубинной «достоевщиной», но о милосердии и воспитании духа; «Мариенбад» - эпистолярный роман Шолом-Алейхема, лихую еврейскую комедию, исходящую ядом и любовью в отношении смешных людей из провинции. И глубокая версия пьесы Островского «Поздняя любовь», без излишних страстей и купеческой удали, и игровой, фонтанирующий Шекспир в «Как вам это понравится», и суровая российская мистика в «Ехай».

        Сергей Женовач
        Все, что выпускает курс Женовача, становится на порядок выше иных театральных новостей; все чаяния направлены на то, чтобы необыкновенно удачный курс стал театром - хотя бы во имя справедливости, которая совсем не всегда сопровождала судьбу режиссера Женовача, не раз терявшего свои театры.

        Курс Константина Райкина в Школе-студии МХАТ оказался так же необыкновенно урожайным. Лучшие из них приняты в труппу «Сатирикона», и теперь за ними имеет смысл хорошо следить. Несмотря на все наветы, Райкин обладает-таки способностью выводить звезд - это видно хотя бы по среднему поколению «Сатирикона»: Сиятвинде, Аверину, Стекловой, Суханову, Трибунцеву.

        С необыкновенной нежностью «райкинцы» сыграли мюзикл по «Снегурочке» «Страна любви» - их поколенческий взлет, усиленный образом любовной жертвы, фантастического «горения» ради искусства.

        В стенах Школы-студии можно видеть их «Сцены из семейной жизни» - драматичнейший опыт освоения сценария Ингмара Бергмана, где, меняясь парами, актеры воссоздают картину мерного уничтожения одной счастливой семьи. Крепкий, красивый, изящный курс, который не сможет пропасть в театральном мире.

        Наконец, режиссерский курс Камы Гинкаса в той же самой Школе-студии МХАТ. С ними произошла почти невероятная вещь: Кама Гинкас, отрицающий современную пьесу 2000-х годов, несмотря на то, что начинал карьеру в Москве именно с постановок Володина, Галина, Радзинского, решил заставить своих учеников самостоятельно погрузиться в мир новой драмы, новой речи, новых ритмов и конфликтов. Поступив мудро и толерантно, даже наступив на горло собственной песне, Гинкас вывел первое режиссерское поколение, воспитанное на драматургии, адекватной им самим.

        Шестеро учеников Гинкаса дебютировали в профессии с текстами своих современников: Ирина Керученко («Фантомные боли» Василия Сигарева), Антон Коваленко («Пять двадцать пять» Данилы Привалова, «Дембельский поезд» Александра Архипова), Илзе Рудзите («Свадебное путешествие» Владимира Сорокина), Алена Анохина («Вилы» Сергея Калужанова), Максим Кальсин («Полковник Птица» Христо Бойчева), Роберт Олингер («Настоящий Запад» Сэма Шепарда).

        Эта ситуация подмены профессионального театра студенческим (случай редкий, но не уникальный) показывает, что Москва сегодня тоскует по новым именам, ждет их.

        В сущности, вся инфраструктура сегодня настроена не обслуживать авторитеты, а разыскивать тех, которые могли бы ими стать, и выводить потихонечку «в люди».

        Кому-то покажется, что путь со студенческой скамьи к «Золотой Маске» нынче слишком короток, быстро выхолащивает художника хотя бы той скоростью, с которой ему приходится выдавать шедевры, соответствующие статусу вундеркинда.

        Не стоит укрываться, и это сегодня присутствует, многие уже сошли с дистанции.

        Время укорачивается, скорости увеличиваются, и уже театру нужно плясать под современный темпоритм, который, как известно, совпадает со скоростью электронного письма, отправленного в России, а полученного в Австралии.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Все извращено – от гимна до исторических персонажей

        Общественное мнение, самые актуальные темы дня в блогосфере
        А почему бы не снять черную комедию о любовных похождениях Кеннеди? Представляю Джима Керри в роли Джона, который сбегает с заседания Генассамблеи ОНН, чтобы в туалете отодрать девку. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Союзники по блоку НАТО воюют между собой

        Семён Пегов, военкор, автор проекта WarGonzo
        Условия, выдвинутые Россией, курдов не устроили. Что ж, это их выбор. Мы рассказали курдам о готовящейся против них операции, предложили свою помощь, объяснили, чего хотим взамен. Ну и где тут предательство? Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев

        Американцы попытаются подкупить жителей Донбасса

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        То, что США признали существование в Донбассе населения, у которого могут быть свои интересы, – огромный прогресс. Правда, Раду никак нельзя упрекнуть в том, что она ложно обещает великодушие – она честно обещает репрессии. Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Домашний ад калифорнийской окраины

        Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
        Тринадцать детей были обнаружены полицией в семейном доме в Перрисе, штат Калифорния, в состоянии крайнего истощения и в условиях предельной антисанитарии. Это был целый домашний концлагерь, устроенный их родителями. Подробности...
        Обсуждение: 36 комментариев

        Россия не предавала курдов

        Петр Акопов, заместитель главного редактора газеты "Взгляд"
        Курды заявили о «предательстве» России. Россия не предавала курдов – потому что она никогда ничего им не обещала. Да, Россия десятилетиями поддерживала курдов – но это было в другой геополитической ситуации. Подробности...
        Обсуждение: 66 комментариев

        Политика как бизнес и Грудинин весь в бледном

        Александр Христофоров, журналист
        Дискурс «крепкого хозяйственника Павла Грудинина» интенсивно смещается в «олигархическую» сторону, а нарисованный поначалу «образ в белом» стремительно бледнеет под прицелами экспертов и журналистов. Подробности...
        Обсуждение: 74 комментария

        Российская делегация в Давосе спорить с глобальным начальством не будет

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Проблема России не в том, что мы можем выступить раздражителем для заокеанского лидера. Проблема в том, что наша страна никак не может изжить в себе Давос. Но новое международное экономическое соревнование не оставляет нам выбора. Подробности...
        Обсуждение: 41 комментарий

        Предложения ужесточить наказание подростков выглядят глупо

        Антон Крылов, журналист
        В случае с решившимися убить себя, а перед тем отомстить всему миру подростками никакое ужесточение наказаний и даже введение четвертования или сажания на кол не поможет. Нужно придумывать что-то другое. Подробности...
        Обсуждение: 50 комментариев

        Мне тоже не нравится, когда юноши поддёргивают трусики

        Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
        Предлагаю взглянуть на «проблему ульяновских курсантов». Суть проблемы: неуважение к форме, гендерная неопределенность… что ещё? Если бы так сделал мой сын, я бы расстроился. Но с этого момента – давайте включим воображение. Подробности...
        Обсуждение: 288 комментариев

        Русские роботы на страже гидрокосмоса

        Семён Пегов, военкор, автор проекта WarGonzo
        Фонд перспективных исследований в этом году проведет на Дальнем Востоке масштабные состязания по морской робототехнике. Запрос на привлечение роботов в морское дело у государства и органов безопасности колоссальный. Подробности...
        Обсуждение: 18 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............