Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
5 декабря 2005, 09:56 • Авторские колонки

Андрей Левкин: Политическая теленеделя

Андрей Левкин: Политическая теленеделя

Неделя заканчивалась выборами в Мосгордуму, а предвыборная кампания фактически закончилась в пятницу, когда, включив ТВЦ, можно было обнаружить на экране г-на Лужкова во главе обширного митинга.

Лужков призывал москвичей отдать свои голоса «тем, кто доказал свою способность вести Москву к развитию, ура!» Митинг осенял транспарант «Мосгордума выбирает мэра», проясняющий смысл выборов. После лужковского «ура» зазвучали слова «похоронен был дважды заживо» – это, конечно же, был г-н Кобзон, пропевший затем и уже узнаваемые строки «дорогая моя столица, золотая моя Москва».

Но в декабре 2005-го эти слова звучат уже несколько иначе, во всяком случае, что касается дорогой столицы и золотой Москвы, вызывающих весьма материальные ассоциации. В этом и дело: все уже иначе, но – засовывается в привычные рамки. Это о московских выборах, точнее, об их отражении на телевидении. Отражение было региональным. До федеральных каналов московские темы не добирались, разве что в обратном варианте – когда там обсуждались темы, игравшие и в Москве. Скажем, парижские поджоги и другая мигрантская тематика. Конкретные предвыборные дела происходили на ТВЦ и «Столице». Дебаты, бесплатная агитация кандидатов, ролики.

Тематика следующей недели понятна – будут подведены итоги выборов, они перейдут региональную границу и отправятся в федеральное телепространство

Между каналами была разница. Темы дебатов на ТВЦ оказались не слишком городскими (см. «Арбатова и генерал» ): демократические институты и формы гражданского общества, наука и высокие технологии, реформа судебной системы, расизм и национализм. Иногда к теме застенчиво добавлялись слова «в Москве», что выглядело нелепо, поскольку темы были явно общефедеральными и обсуждать их следовало не в московском телепространстве. Да, Москва не должна ограничиваться городским хозяйством, раз уж она столица, но это все же выборы городской власти, а что такое федеральное находится в компетенции Мосгордумы?

На канале «Столица» кандидаты выступали уже на вполне хозяйственные темы, но и в этом варианте мероприятие не выглядело особо конструктивным: они бодро сообщали о том, как они легко решат массу городских проблем. Например, обеспечат каждый московский подъезд видеокамерой слежения. Вопрос о том, как именно данный герой (кандидат Русский) собирается исполнить это обещание, возникнуть не мог в принципе.

Так что возникло раздвоение сознания на федеральный и подъездный уровни, а ровно между ними и находится тема управления городом Москвой. Тема осталась нераскрытой, но вряд ли виновато телевидение. Скорее сказалась невнятность статуса самих выборов. Ситуация изменилась, мэр теперь назначается, а ранее центр московской политической борьбы был именно на мэрских выборах. А что такое Мосгордума – пока не очень понятно, про что говорить. Досадно, был шанс приблизить политику к жизни, а уж на их отдаленность сетуют уж давно.

Заставка программы
Заставка программы «Наша версия»
В остальном же все продолжали заниматься вечными темами. Сразу две передачи озаботились образованием. На ТВЦ в «Нашей версии. Под грифом «Секретно» вопрос был поставлен кондово: «Итак, что ждет российское образование – обещанный чиновниками расцвет или предрекаемая специалистами кома?» Какой вопрос – такой ответ, так что «совсем не ясно, чего авторы конкретно хотели достичь: коллективной медитации по поводу коматозного состояния всего и вся в России?» (С. Митрофанов, «Кома публицистики» ).

У Гордона же было, как бывает у Гордона. Репортаж оттуда: «Сегодня нет ясной и отчетливой идеи, нет цели, будущее неопределенно, и, таким образом, выстраивается… какая-то общая схема, какой-то «проект», смысл которого в том, чтобы предпринять некие сложные действия с учетом всех возможных обстоятельств, соображений и побочных эффектов, но без линейного выстраивания главного эффекта всего предприятия» (Р. Ганжа, «На ощупь» ).

Разумеется, и тут и там тема сохранилась как вечная. Еще один стандартный хит касался идеи идентифицировать население страны не только паспортом – у Соловьева в «К барьеру!» . Тема наиболее известна благодаря протестам против идентификации посредством «числа Зверя», в данном случае она возникла оттого, что Госдума приняла в первом чтении законопроект «О персональных данных», и, как это обычно бывает, все принялись гадать, что этот закон принесет народу. Демократические сомнения озвучивал депутат Александр Чуев («Родина»), ему возражал депутат Алексей Митрофанов (ЛДПР). Разумеется, тема осталась нетронутой, хотя бы потому, что никто так и не смог прояснить, из каких вообще соображений закон был разработан. Вообще сложно понять, отчего идея как-то зафиксировать наконец имеющее народонаселение все время перескакивает из проблемы технической в мировоззренческую.

Владимир Соловьев
Владимир Соловьев
Но была передача, отчасти прояснившая причину существования вечных тем. Во «Временах» Познера речь шла о демографии, которую тоже обсуждают постоянно (в последний раз, кажется, 16 ноября у Гордона ). Разумеется, все те же истории про «русский крест» – одновременное падение рождаемости и рост смертности, рассуждения о том, что важнее – увеличивать рождаемость, уменьшать смертность или завозить иммигрантов. Еще – говорить ли о вымирании или не вдаваться в медийную панику и говорить о кризисе. И вот тут что-то случилось: последние четверть часа программы Познер повторял один и тот же вопрос: «Почему русские мужчины ведут себя самоубийственно?», «Почему люди, мужчины в России ведут себя так, будто не хотят жить?», «У меня такое впечатление, что у этих людей просто жажда смерти…»

Так что вот до какого вопроса требуется добраться, чтобы сформулировать проблему, требующую конкретных ответов, а не расплывчатых рассуждений о своем маленьком, но надежном хозяйстве или росте ответственности перед детьми, которая, значит, и уменьшает рождаемость.

Тематика следующей недели понятна – будут подведены итоги выборов, они перейдут региональную границу и отправятся в федеральное телепространство. Собственно, федеральные каналы уже сделали этот шаг в итоговых программах, выборы стали главным сюжетом и для «Вестей недели», и для воскресного «Времени». Причем оба канала, как сговорившись, сообщили о том, что эти выборы рассматриваются как репетиция выборов 2007 года. И еще одно сходство: оба канала произвели переход от московской тематики к общефедеральной схожим образом. «Вести» ушли на рассказ об обеспечении жильем военнослужащих, там главным героем был С. Иванов, а воскресное «Время» – на сюжет про ипотеку, где солировал уже Д. Медведев.

Еще возможно развитие темы закона о неправительственных организациях , разговор о котором идет уже давно, но теперь, по утверждению С. Брилева, он окончательно выходит на президентский уровень.

..............