Взгляд
5 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 06:58  |  vz.ru
Разделы

Если тебе грозит гибель, можно выключить и снова включить компьютер

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Человечество, состоящее из смертных существ, на протяжении всей истории грезило о конце времен. Это настолько естественно, что совсем не стыдно – никому не хочется умирать в одиночку. Подробности...

Бардак на ЧМ в Катаре – повод России уйти из УЕФА в Азию

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Нельзя исключать, что на мировом первенстве в США и Канаде 2026 года перед каждым матчем исполнят гимн ЛГБТ-сообщества, а в каждую команду обяжут включить по два гея и одному трансгендеру. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В США предупредили о риске войны с Россией из-за политики ЕС и НАТО

    Главная тема


    Проблемы Фридмана в Лондоне станут для бизнеса уроком

    Беда на Каспии


    В Госдуме заявили о возможной причастности США к массовой гибели тюленей в Каспии

    «успокоить Зеленского»


    Во Франции предложили способ избежать «экономического суицида» ЕС

    «никаких переговоров»


    В США назвали сроки победы России на Украине

    Видео

    Канье Уэст


    Трамписты дотроллились до гитлеризма

    государственное регулирование


    Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

    советские боеприпасы


    Страны Восточной Европы превратились в «украинский Урал»

    захват церкви


    Православных украинцев отправят в подполье

    глава Еврокомиссии


    Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

    состояние общества


    Никита Сетов: Тревожность – это новая нормальность

    гражданская мантра


    Виталий Трофимов-Трофимов: Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

    напряжение в Центральной Азии


    Глеб Простаков: Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Виктор Топоров: Три шага в цензурном бреду

    29 ноября 2005, 14:12

    Средь бела дня позвонили незнакомым и чрезвычайно взволнованным девичьим голосом. Театральный режиссер и актриса театра и кино Светлана Свирко сообщила, что ее новый спектакль не то вот-вот закроют, не то уже закрыли.

    Светлана попросила непременно посмотреть представление, которое может оказаться последним, нынче же вечером. Дело происходило в июле, и на вечер у меня определенно были другие планы.
    - А зачем я должен его посмотреть?
    - Чтобы объяснить мне, за что его закрывают.
    - А что это за спектакль?
    - «Нос» по Гоголю.
    - Так у Вас, наверное, Нос похож на Путина, за это и закрывают.
    - Нет, что Вы!

    Благородство, как известно, обязывает. Перед походом в театр я просмотрел прессу. Вот что писали о спектакле в петербургской версии журнала Time Out:

    «НОС»

    Режиссер Светлана Свирко.
    В ролях: Игорь Бессчастнов, Татьяна Калашникова, Вячеслав Карпов.
    Гоголевская история о человеке, потерявшем нос, бродила по Театру сатиры два года. Пока не совпали обстоятельства и пространственно-временные ориентиры всех членов творческой группы. Теперь режиссер и инсценировщик Светлана Свирко готова представить свою версию «Носа». Живя в такой стране, как Россия, творческому человеку трудно не писать о ее порядках и гражданах. Где еще, как не здесь, бесшабашная свобода волшебным образом соединяется с жесткими ограничениями, а логика плавно перетекает в абсурд? Почва плодородная. Свирко (у которой уже был опыт общения с абсурдом – спектакль «Случай №» по Хармсу) затеяла сатирический памфлет о стране, которая «вечно наступает на грабли». Гоголевское «зеркало, на которое нечего пенять» начистили затем, чтобы отражать в нем современные рожи. Ответов на злободневные вопросы спектакль, может, и не даст, но показать облик нынешней России собирается.

    Публика по ходу спектакля смеялась, а по его окончании аплодировала долго и гулко

    Особенность постановки в том, что сатирическое здесь не сводится к простому высмеиванию и обличению. Гоголь, по словам Свирко, «обладал гениальной способностью обращать сатиру в поэзию». Вот и спектакль должен стать поэтическим и красивым. Способствовать этому призваны близкая к цирковой сценография Дарьи Мухиной, музыка Алексея Кузнецова, оригинальный вокал (хормейстер – Ольга Тихомирова) и неповторимая пластика, придуманная специально для каждого персонажа Валерием Звездочкиным. Заглянем правде в свирепые глаза, ведь «Нос» определенно обещает быть смешным и острым».

    Светлана Свирко и впрямь оказалась молодой женщиной, а небольшой зал Театра сатиры на Васильевском был переполнен. Публика по ходу спектакля смеялась, а по его окончании аплодировала долго и гулко. И, разумеется, Нос был похож на Путина!

    Сцена из спектакля «Нос» в постановке Светланы Свирко (www.satira.spb.ru)
    Сцена из спектакля «Нос» в постановке Светланы Свирко (www.satira.spb.ru)

    Один из трех Носов, задействованных в спектакле, если быть точным, – но как раз тот, парадный портрет которого торжественно спускали на сцену с колосников под музыку Глиэра, представляющую собой гимн Петербурга. Ну и естественные аллюзии на самодержавную власть, взятничающее чиновничество и мелкотравчатое пресмыкательство перед городовым. И вообще Нос у Гоголя – это, как принято считать, не совсем нос и даже совсем не нос. А главреж Театра сатиры человек, мягко говоря, пожилой – и лишней головной боли ему не нужно.

    Так или примерно так я сказал Светлане, когда она позвонила мне поблагодарить за помощь. Помощь, как заверила она меня, действенную: обнаружив меня в зале, ее начальство переполошилось, а по окончании спектакля заверило режиссера в том, что «Нос» из репертуара ни в коем случае исключен не будет, более того, откроет афишу сразу же по окончании летнего отпуска. Я поневоле удивился собственному могуществу, но за режиссера порадовался. И счел всю эту историю исчерпанной.

    Режиссер Свирко обратилась ко мне, человеку нетеатральному, не исключено, потому, что у меня «легкая рука». Во всяком случае, так считается. За некоторое время до истории с «Носом» я первым написал о прокатном запрете кинофильма Ильи Хржановского «4» (по сценарию Владимира Сорокина) – и фильм в прокат все-таки выпустили. Правда, не после (и не вследствие) моей статьи, а в результате его триумфального шествия по европейским кинофестивалям, но тем не менее.

    История с этим фильмом, снятым отчасти на государственные деньги, отчасти на спонсорские, тоже получилась прелюбопытной. Официальная претензия к режиссеру заключалась в том, что фильм получился на сорок минут длиннее оговоренного в предварительных условиях. Вот эти сорок минут Хржановскому и предложили вырезать. Уделив особое внимание злоупотреблению натурализмом в форме пьяного старушечьего стриптиза и сквернословием. Ну и кое-чему другому тоже…

    На мой взгляд, дело заключалось как раз в «другом». А именно вот в чем: в одной из начальных сцен фильма персонаж, выдающий себя за сотрудника кремлевской охраны (и на деле являющийся оптовым торговцем мясом), отвечая на вопросы случайных собутыльников, утверждает, что президент у нас – нет, не пьет, а вот супруга его… «Но он же не настоящий сотрудник! Он же все выдумывает!» – возмущался в баре петербургского Дома кино молодой режиссер.

    Кадр из фильма Ильи Хржановского «4» (www.film.ru)
    Кадр из фильма Ильи Хржановского «4» (www.film.ru)

    «А вот представьте себе, – со старческой мудростью возразил ему я, – что именно этот фрагмент прокручивают Путину. Или Сечину. Или хотя бы Суркову. Кто прокручивает? Министр культуры в борьбе со Швыдким. Сам Швыдкой в борьбе с Голутвой. Кто угодно. Вот, мол, какое кино снимают у нас на народные денежки! Поэтому вам и говорят: уберите лишние сорок минут. А на деле надо убрать всего две…»

    Но молодые люди из хороших кинематографических семейств (Илья – сын знаменитого аниматора) бывают и максималистами. И бывает, их максимализм торжествует. Как и произошло в случае с фильмом «4». А вот судьба спектакля «Нос» сложилась печальнее.

    В начале ноября мне позвонили с REN TV и попросили принять участие в съемках сюжета, посвященного полному и окончательному запрету «Носа», увы, уже – вопреки июльским заверениям – состоявшемуся. В сюжете мне отводилась роль комментатора, рассуждающего о цензуре вообще и о самоцензуре в частности. Благо опыт советских десятилетий подсказывает, что самоцензура или, как ее еще называют, внутренняя редактура куда страшнее. «Лишь бы о нас плохо не подумали!» – и каждый начальничек на своем шестке отрубает любимой собачке малюсенький кусочек хвоста. «А раз так, то пропади оно все пропадом!» – думает селекционер – и выращивает собаку бесхвостой. И тогда ей – по малюсенькому такому кусочку – начинают отрубать лапки.

    Обо всем этом я и сказал в сюжете REN TV. Упомянув наряду со спектаклем «Нос» и фильм «4» в качестве единственных по сей день известных мне примеров вмешательства цензора (внешнего или внутреннего) в творчество современных художников. И подчеркнув решающую роль в этом вопросе нашего собственного страха – внутреннего редактора, не выдавленного по капле раба.

    Вы будете смеяться, но сюжет в эфир не выпустили. Не только мой монолог, но и сюжет про запрет спектакля «Нос» вообще.

    Так что в следующий раз, когда меня пригласят поговорить на аналогичную тему, я расскажу не о двух случаях самоцензуры, а о трех.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •