Взгляд
1 февраля, среда  |  Последнее обновление — 15:14  |  vz.ru
Разделы

Почему России стоит доверять Ирану

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Иран не является непосредственным участником конфликта России и стран Запада, но выступает на стороне Москвы. Искренность иранского отношения к России имеет под собой серьезные национальные интересы. Подробности...

Западная демократия – враг демократии

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Демократия важна. Но она уже не вызывает того безропотного доверия, которое вызывала в 1990-е и нулевые годы XX века и большую часть десятых годов XXI века. Самые демократичные, как считается, страны далеко не так демократичны, как многие привыкли думать. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Творческую среду нужно перемешать и взболтать

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Когда деятели искусства мыслят себя элитой, избранными, у них неизбежно возникает разлад со своей страной, их ценности начинают расходиться с ценностями народа. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Российские войска за сутки уничтожили около 300 украинских военных

    Главная тема


    Зеленский принес архитекторов своего президентства в жертву США

    эскалация конфликта


    Названы основные риски при передаче Украине дальнобойных боеприпасов к РСЗО HIMARS

    «радость Нуланд»


    В США возмутились лжи администрации Байдена о диверсии против «Северных потоков»

    фейки о российской армии


    Вассерман предложил заменить Невзорову уголовный срок принудительным лечением

    Видео

    членство в НАТО


    Эрдоган отводит от финнов и шведов большую беду

    прогноз МВФ


    Российская экономика резко поднялась в глазах Запада

    переговоры 1992 года


    Как Ельцин пытался убедить США в опасности украинского национализма

    «масштабное воздействие»


    «Российские агенты» приводят в трепет Финляндию

    причастность к нападению


    Украина опасно рассердила Иран

    нити управления


    Сергей Миркин: Украина расшатывает Америку

    наши люди


    Виталий Трофимов-Трофимов: Уехали не только предатели

    часть ядра


    Вадим Трухачёв: Швеция продавит Турцию по вопросу членства в НАТО

    на ваш взгляд


    Хотели бы вы сменить профессию?

    Игорь Манцов: Для того, кто по-прежнему молод

    11 ноября 2005, 16:13

    Дети прекрасны, без вопросов. Но в отношении некоторых, не слишком сообразительных детей следует принимать профилактические меры. Как то: внеклассное чтение, продленка, буксир или даже ремень.

    Эти невеселые агрессивные мысли посетили меня на выходе из кинотеатра, где давали полнометражный мультик «Уоллес и Громит: проклятие Кролика-оборотня». Так вот, давали этот мультик, давали, а по его окончании запустили еще и подарочную короткометражку, по-нынешнему bonus, о приключениях четырех отважных пингвинов – персонажей недавнего полнометражного «Мадагаскара». Как я догадался, бонусная короткометражка – рекламная акция, анонс подготовленного к Новому году «Мадагаскара-2».

    Бойкая и безбашенная десятиминутка из жизни пингвинов привела заполнивших зал подростков в такой восторг, что они совершенно разочаровались в Громите с Уоллесом. А ведь поначалу всем залом жизнерадостно ерзали, восторженно хохотали. Теперь же в фойе и на улице принялись отпускать следующие немилосердные, несправедливые реплики:

    - Первый фильм – это полный отстой.

    - А зато второй – офигенно крутой!

    Налицо рифмы с ритмами и эмоция с экспрессией, то бишь непредумышленная поэзия. Но я все равно огорчился, покосился на рифмоплетов безо всякого одобрения. «Уоллес и Громит» – больше, чем подростковая развлекаловка. Скорее для взрослых. Мне, например, было не скучно – наоборот.

    Налицо рифмы с ритмами и эмоция с экспрессией, то бишь непредумышленная поэзия

    В эпоху господства массовой культуры и всеобщей вульгаризации знания важно сохранять значимые культурные образцы в активном повседневном обороте, а не в музее, а не под стеклом. В «Кролике-оборотне» сконцентрирована добрая дюжина базовых сюжетов западной культуры. Они слегка снижаются, несколько профанируются, но зато включаются в действие на правах живого и актуального материала.

    Во-первых, тут история доктора Фауста – пытливого фанатика, неосторожно обменявшего бессмертную душу на универсальное знание и сопутствующий технологический прогресс. Неуемный изобретатель Уоллес – конечно, проекция Фауста на наше удивительное время.

    Уоллес, этот гений технологии, разработал миллион полезных устройств для повседневного быта и борьбы с грызунами, пожирающими овощепродукты местных фермеров. Его фирма «Антигрыз» пользуется популярностью еще и потому, что передовые технологии Уоллеса заквашены на запредельной гуманности: кролики не уничтожаются, но прямо из норок живыми засасываются в огромный резервуар, а после содержатся в сытости и сохранности под необременительным домашним арестом. Склонное к политкорректности без берегов западное общество приветствует метод Уоллеса, с гневом отвергая предложение некоего охотника-аристократа по-простому перестрелять прожорливую фауну.

    Кадр из мультфильма «Уоллес и Громит: проклятие Кролика-оборотня»
    Кадр из мультфильма «Уоллес и Громит: проклятие Кролика-оборотня»
    Но в роли Фауста здесь не один Уоллес. Все местное народонаселение – это же своего рода Фаусты, пытающие природу. Страсть фермеров к улучшению этой самой природы, их активность, их соревновательное начало – совершенно в духе западной ментальной традиции. Под обывательской маской фермеры скрывают спортивную натуру: каждый мечтает стать чемпионом мира, достигнуть трансцендентного успеха, то бишь выпрыгнуть за пределы повседневного опыта в доселе неосвоенное измерение. Едва начинаются неприятности, кто-то из фермеров проницательно опознает их как расплату за стремление вырастить «самые большие», попросту невиданные плоды, за стремление превзойти природу (читай – Бога) в мастерстве.

    Несравненному Мастеру окрестностей, Уоллесу, придан молчаливый, но сообразительный и преданный пес Громит. Это еще одно клише западной культуры: восторженный хозяин – приземленный слуга, Дон Кихот – Санчо Панса, Холмс – Ватсон и т.д. и т.п.

    В оппозицию к ремесленнику Уоллесу, добившемуся всего своими собственными силами, поставлен спесивый аристократ в камзоле и с берданкой. В новой социальной ситуации аристократ обеднел и теперь намеревается из корыстных соображений охмурить местную красотку-маркизу. Вряд ли у него есть шансы: подобно Бриджит Бардо эта трепетная прекрасная дама нетерпима к проявлениям насилия в отношении любых четвероногих тварей. Зато она благосклонно принимает знаки внимания от рыцаря печального образа Уоллеса.

    Итак, для фильма немаловажна оппозиция «никчемный аристократ – selfmademan», впервые актуализированная классической венской опереттой рубежа XIX-XX столетий, а после, в период выхода из Великой депрессии, взятая на вооружение Соединенными Штатами, основавшими на ней свою новую, весьма успешную в социальном плане трудовую этику.

    Отмечу еще один важнейший архетип – двойничество. В полном соответствии со своими прогрессистскими настроениями Уоллес решает перекодировать сознание кроликов: поселить в животных отвращение к корнеплодам, морковке и капусте. Однако случаются технологический сбой и сопутствующий обмен разумами. К подопытному кролику переходят недюжинный интеллект Уоллеса и его любовь к сыру. В свою очередь изобретателю достаются кроличья шерстка, длинные отвислые уши и легкая тупость, характерная для братьев наших меньших.

    Кадр из мультфильма «Уоллес и Громит: проклятие Кролика-оборотня»
    Кадр из мультфильма «Уоллес и Громит: проклятие Кролика-оборотня»
    Лунными ночами Уоллес превращается в Кролика-оборотня, в гигантское, похожее на Кинг-Конга четвероногое, без разбору пожирающее диковинные овощи, подготовленные фермерами к чемпионату, то бишь к сельскохозяйственной выставке.

    Днем Уоллес – добропорядочный гражданин, ночью – монстр. Короче, в дополнение к Фаусту с Кинг-Конгом и Дон Кихоту с Дульсинеей получаем еще и мистера Джекила с мистером Хайдом.

    В какой-то момент понимаешь, что авторам, Нику Парку и Стиву Боксу, удалось втиснуть в анимационный формат все опасности и все предупреждения нашего времени, закодировав их весьма легкомысленным, но от того не менее эффективным образом. Сюжет взвешивает все плюсы и минусы фаустовского типа сознания. Точнее, не взвешивает, а предъявляет в режиме бешеной скорости, как требует того мульттехнология.

    Анимационный жанр – хорошее подспорье сюжету такого рода. Анимации, основанной на безостановочном движении рукотворных форм, чужда созерцательность. Анимация склоняется к скорости, к перебору всех мыслимых возможностей – перечисляет, коллекционирует, классифицирует.

    Тиражируя свою архетипическую образность в рамках эстетики масскульта, Запад добивается воспроизводства этой самой образности даже в нерасположенных к духовной работе душах и головах. Так, ненавязчиво, воспроизводится цивилизационная идентичность.

    Если Россия считает себя частью западной цивилизации, она должна бороться за западное культурное наследие на равных с американцами, британцами или французами. Должна присваивать это наследие столь же решительно, как они.

    Допустим, выдающийся чешский режиссер-аниматор Ян Шванкмайер выпустил в конце 90-х свою версию «Фауста» – без малого гениальный полуигровой-полуанимационный фильм. Почему бы и нашим мастерам экрана не озаботиться аналогичным проектом, адаптировав и тем самым осмыслив один из ключевых образов нового времени?

    Кадр из мультфильма «Уоллес и Громит: проклятие Кролика-оборотня»
    Кадр из мультфильма «Уоллес и Громит: проклятие Кролика-оборотня»
    Фауст и прекрасен, и опасен. Образ Фауста должен быть продуман и понят в масштабе национальной культуры. Положим, нашим Фаустом могли бы стать и Менделеев, и Мичурин, и Курчатов, и Сахаров. В прошлой колонке я уже писал о необходимости преодоления никчемного бытописательства посредством яркой архетипически насыщенной образности. Настаиваю на этом еще раз. В рамках кинематографа стиль ЖЗЛ мог бы получить новый творческий импульс, мог бы расцвести!

    Давно, в пору увлечения Юрием Кузнецовым, прочитал строки, которые после «Кролика-оборотня» внезапно вылезли из подкорки:

    Для того, кто по-прежнему молод,
    Я во сне напоил лошадей.
    Мы поскачем во Францию-город
    На руины великих идей.

    Мы дорогу найдем по светилам,
    Хоть светила сияют не нам.
    Пропылим по забытым могилам,
    Прогремим по священным камням…

    В сущности, никакого свободного выбора уже нет. Период послевоенного затишья заканчивается, грядет новое перераспределение ценностей – как материальных, так и символических. Уже совсем скоро «забытые могилы, священные камни, великие идеи» будут востребованы по полной программе. России пора расставаться с провинциальным сознанием образца постсоветских 90-х, пора брать полной горстью не то, что плохо лежит, а то, что имеет реальное значение.

    То, что дорого стоит и все-таки не продается.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •