Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
11 ноября 2005, 08:46 • Авторские колонки

Виктор Топоров: Кинофестиваль класса «Х»

Виктор Топоров: Кинофестиваль класса «Х»

Международный кинофестиваль «Золотой ангел» пройдет в Петербурге на Дворцовой площади в июле 2006 года, начавшись на следующий день по завершении саммита «Большой восьмерки».

Дело в том, что «Золотой ангел» претендует на статус фестиваля класса «А». И, по-видимому, получит его.

Однако тот же статус уже вроде бы имеет московский международный, а в одной стране может проводиться лишь один фестиваль класса «А», поэтому непонятно, как быть: отказать Петербургу, понизить Москву или сделать для кинематографической России исключение?

Есть и четвертое решение (и к нему наверняка склонятся): обойтись почетным титулованием. Точь-в-точь как обстоит дело с российским членством в «Большой семерке»: ее переименовали в «восьмерку» не в связи с вступлением России в содружество наиболее экономически развитых стран Запада (где мы, а где Запад?), а исключительно для услаждения нашего слуха.

А раз возможно условное членство в «Большой семерке», то почему бы не быть в России двум фестивалям условного класса «А»? Тем более что и московскому международному, на котором с пугающей частотой побеждают посредственные отечественные ленты, класс «А» присвоен условно – в порядке почетного титулования.

Проведению кинофестиваля на Дворцовой площади поначалу резко воспротивился главный городской олигарх от культуры – директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

Не все это понимают. И главное, этого не понимает отец-возобновитель московского Никита Сергеевич Михалков. Или как минимум не понимал, пока президент-петербуржец не заехал поздравить его с шестидесятилетием.

Комичную ненужность не столько второго (петербургского), сколько двух практически одинаковых фестивалей сразу, к тому же плавно перетекающих один в другой по срокам, подчеркивает и выбор Андрея Кончаловского (родного брата Никиты Сергеевича, если кто запамятовал) на роль «лица» петербургского фестиваля (должность и, не исключено, должностной оклад «лица» в настоящее время лишь уточняются).

Поневоле вспоминается гафтовская эпиграмма на знаменитое семейство. Дополнительный комизм вносит в ситуацию и тот факт, что «лицо» «Золотого ангела» (фестиваля класса «А») известно на Западе как режиссер фильмов категории «Б», а у нас, в России, как автор эротических мемуаров и неутомимый пожиратель – прямо на телеэкране – витаминов и прочих препаратов от доктора Поллинга.

Впрочем, если директором «Золотого ангела» назначат француза (такие слухи тоже ходят), выйдет симптоматично, но отнюдь не сенсационно: ведь важнейшие футбольные матчи у нас уже вовсю судят забугорные рефери. И взяток пока не берут – присматриваются.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (фото ИТАР-ТАСС)
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (фото ИТАР-ТАСС)

Идею «Золотого ангела» встретили не то чтобы в штыки, но неоднозначно. В том числе и в Питере. За проведение фестиваля высказываются, согласно опросам, от 7 до 18% горожан, против – около 70%. Но дело, понятно, не в рядовых горожанах.

Проведению кинофестиваля на Дворцовой площади поначалу резко воспротивился главный городской олигарх от культуры – директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он же, впрочем, предложил и компромиссное решение: киногородок возводится не на мостовой вокруг Александрийского столпа, а во внутренних дворах Зимнего дворца и исторического Генерального штаба.

Правда, как этот компромисс разрешит сакраментальную проблему отсутствия на намечаемом пиршестве духа общественных туалетов (а именно она оказалась в центре развернувшейся дискуссии), сказать трудно. Вспоминаю, во что превратился исторический центр белой ночью на праздновании 300-летия города. На котором, кстати, торговали исключительно пивом – но все пространство от Адмиралтейства до музея-квартиры Пушкина…

Пиотровского уговорили, а Александра Сокурова нет. Лауреат отечественных и хронически незадачливый участник зарубежных кинофестивалей справедливо предполагает, что в родном городе его фильмы не соберут не только Дворцовой площади, но и собачьей площадки.

Как и ленты обоих Германов, отца и сына, которые, впрочем (Германы, а не ленты), в вопросе о «Золотом ангеле» демонстрируют выдержку, граничащую с мазохизмом. Фестиваль горячо поддерживает Николай Бортко – уж на «Мастера»-то с «Маргаритой» пивная публика соберется, – а остальные питерские режиссеры взяли драматическую паузу.

Петербург – столица отечественного телемыла, родина «Ментов», колыбель «Адвоката» и «Идиота». И, разумеется, «Брата» и «Особенностей национальной охоты». Но Балабанов, Рогожкин и их общий продюсер Сельянов пока по отношению к «Золотому ангелу» не определились.

В Петербурге проводится довольно много кинофестивалей. Это и «Фестиваль фестивалей» (проводимый без конкурса, исключительно для широкой публики), и «Послание к человеку» (фестиваль неигрового кино, который, очевидно, вольется в «Золотого ангела» как одна из его программ), и «Чистые грезы», они же «Дебоширфест» (в меру хулиганистый контрфестиваль, на котором, как правило, побеждают параллельщики); в пригородной Гатчине проходит фестиваль «Кино и литература», а в недалеком Выборге – «Окно в Европу». В Петербурге есть Дом кино, созданная год назад Ассоциация кинокритики и возобновленный тогда же журнал «Сеанс». В Петербурге есть несколько мультиплексов, залы которых заполняются в первый день показа и потом по субботам.

Чего в Петербурге нет, так это хорошо обеспеченной тусовки в несколько десятков тысяч человек, ежевечерне как по команде отправляющейся туда, куда ей прикажет журнал «Афиша». Меж тем наличие подобной тусовки – необходимое условие для проведения если не кинофестиваля класса «А» как такового, то кинофестиваля класса «А» в специфически российском понимании этого слова.

И если уж в Москве, где такая тусовка имеется, фестиваль из года в год разве что не проваливается (и неизменно проваливаются в прокате фильмы-лауреаты), то такая же – или еще худшая – судьба ждет и «Золотой ангел».

Инициатор «Золотого ангела» Марк Рудинштейн (фото ИТАР-ТАСС)
Инициатор «Золотого ангела» Марк Рудинштейн (фото ИТАР-ТАСС)

И что по этому поводу думает инициатор «Золотого ангела» Марк Рудинштейн? Неужели ему застила глаза «хорошая ревность» и «белая зависть» к Никите Михалкову? Или он, по-салтыков-щедрински одержим идеей сжечь град Глупов – и выстроить рядом другой, точь-в-точь такой же?

И что думает Рудинштейн, мы не знаем. Но предположить можем. Тем более что подобные мысли вполне вписываются в более широкий контекст – и не только в плане патриотически-верноподданнического переведения на Петербург всех мыслимых и немыслимых стрелок (недаром же «Золотого ангела» горячо поддерживает губернатор Матвиенко).

В город на Неве сейчас идут деньги, большие деньги, и ожидаются очень большие (почему и как это происходит – предмет отдельного разговора). В городе – на московские, как правило, деньги – открываются все новые рестораны, бутики, антикварные и ювелирные магазины; открываются в количестве, обрекающем их на работу в убыток, если не в полный прогар. Такое, правда, в несколько более карикатурной форме происходило и раньше, но тогда дело заключалось в элементарном отмывании денег.

Сейчас другое: предприниматели «метят место», ожидая, пока не подтянется круто «поднявшийся» на шальных деньгах посетитель и покупатель. Та самая хорошо обеспеченная тусовка, которой в Петербурге еще только предстоит возникнуть. И, кстати, возникнув, она, как прогнозируется, проявит куда более высокие духовные запросы, чем уже существующая столичная.

Не зря же наряду и наравне с продуктовыми универсамами в городе появляются (и опять-таки на московские деньги) книжные. И наряду с ИКЕА – мультиплексы.

В эту же картину вписывается и замысел Рудинштейна: даешь фестиваль сегодня, а публика подтянется завтра! Причем это будет более интеллигентная публика, чем в Москве, а значит, и петербургский международный автоматически окажется лучше московского.

Не фестивальный у нас город, правда, не праздничный, даже в праздные дни не праздничный. Но этого Рудинштейн как раз не знает (да и откуда?), а если и знает, то вознамерился преодолеть. Что ж, флаг ему в руки. Триколор. С завернутым в него ангелом с Александрийского столпа и Адмиралтейской иглой в придачу.

..............