Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
3 октября 2005, 14:53 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Сказки для идиотов

Леонид Радзиховский: Сказки для идиотов

«Мятеж не может кончиться удачей. Удачный называется иначе». Кто не знает этих классических слов! Но на самом деле это неправда: ведь провал мятежа – это и есть удача! Удача для страны, а часто и удача для самих мятежников.

В полной мере это относится к событиям 3-4 октября 1993-го. Вы можете себе представить, «что бы стало с родиной и с нами», если бы «парламентская демократия» победила? Сами участники тех событий со стороны парламента иногда, в минуты откровенности, признавали вещи в общем-то абсолютно очевидные. Не было у них никакого единства: Хасбулатов, Руцкой, Макашов, депутаты-коммунисты, нацисты-баркашовцы, «бешеные демократы» – весь этот табор мог только на миг сплотиться «против Ельцина», но на следующий день после победы они бросились бы друг на друга. И тогда, пожалуй, эти товарищи-депутаты не отделались бы так легко! Поистине – лучше Ельцину проиграть, чем с баркашистами выиграть!

Это вам не оранжевая революция, даже не киргизские тюльпаны! В самом лучшем случае счет убитых шел бы на тысячи, на большие тысячи

Но это далеко не главное. Если бы в Москве воцарился хаос – а ничего другого в случае победы «народной революции» быть по определению не могло, – это означало бы настоящий развал России. Призрак «распада страны», которым – честно говоря, совершенно непонятно, на каком основании, – по сей день мы любим пугать друг друга, мог материализоваться только ОДИН раз за последние 15 лет. Только третьего-четвертого октября.

Регионы, выходящие из повиновения «президенту Руцкому» и разбежавшемуся Верховному Совету (напомню, что в Белом доме оставалось не больше половины депутатов); повсеместная драка между губернаторами, назначенными Ельциным (выборов губернаторов тогда еще не было), и Советами депутатов… Кошмар, всеобщая «чеченизация России» – вот чего мы тогда счастливо избежали. А тем часом в Москве выясняли бы отношения остатки ельцинистов, военные, разные силовики, очкарики-депутаты, коммунисты, «демшиза», фашисты из РНЕ, московские и слетевшиеся на падаль из Приднестровья, Чечни, бывших союзных республик авантюристы-ландскнехты-бандиты… Это вам не оранжевая революция, даже не киргизские тюльпаны! В самом лучшем случае счет убитых шел бы на тысячи, на большие тысячи.

Почему я так долго и с пафосом напоминаю про эти в общем-то абсолютно самоочевидные вещи?

Да потому, что не устаю удивляться особенностям человеческой глу…, простите, скажу политкорректно – особенностям человеческого сознания. Ведь мы отмечаем 3-4 октября не как дни, когда Россия избежала гибели и/или гражданской войны-2, а как дни «расстрела парламента». Редкий, в общем-то, случай: историю пишут не победители. Кстати, ее пишут вроде бы и не побежденные: ведь авторитет «героев октября» – Руцкого, Хасбулатова, Макашова, ВС – в целом в народе равен нулю.

Альберт Макашов
Альберт Макашов
Парадокс! Симпатии общества сегодня безусловно не на стороне Ельцина – но и не на стороне его «анонимных противников» (их имена вообще уже мало помнят). История забыта так плотно, что тов. Зюганов спокойно возглавляет очередное шествие под лозунгом «Не забудем, не простим!» А ведь единственный лозунг, который мог бы, по справедливости, сиять над этой толпой, – «Ни черта не помним!» Не помним даже того, что самого Зюганова там вообще не было…

Как же так лихо забыли вчерашнюю историю, да не просто забыли, а легко и небрежно сочинили новую, в которую и поверили? Кто и зачем придумал эту «новую историю»? Почему реальные победители трусливо (или безвольно) отдали пиар-пространство?

Можно привести и другой пример столь же самоочевидной лжи, которая тоже воспринимается как абсолютная, бесспорная истина, – истина, с которой только сумасшедший рискнет спорить.

Руслан Хасбулатов
Руслан Хасбулатов
«Грабительская приватизация», «олигархи обокрали народ». Эти слова столь же банальны, как утверждения о том, что Земля круглая, а вслед за весной приходит лето. Поэтому их давно уже никто с пафосом даже не выкрикивает – ну что кричать, что дважды два – четыре! А между тем это – очевидная, наглядная ложь. Ну в самом деле – накануне «грабительской приватизации», т.е. в 1991-1994 годах, нефтяные скважины, «Норильский никель», металлургические заводы и т.д. находились в государственной, то есть, так сказать, «общенародной» собственности. Вопрос: так когда народ (не олигархи, а именно весь народ!) жил лучше – в начале 1990-х или в конце 1990-х? до того, как его «обокрали олигархи», или после того, как его «обокрали»? Если в результате «кражи» обворованный стал жить лучше (и уж как минимум ничуть не хуже!), то, наверное, это все-таки не «кража», а что-то совсем другое!

Сложное рассуждение? По-моему, не слишком. Но оно абсолютно не воспринимается. «Как, олигархи не обокрали народ?! А что же они тогда сделали?! Может, они свои миллиарды ЗАРАБОТАЛИ?!» И простейший ответ, что, кроме «заработали своим трудом» и «украли у народа», есть, наверное, еще какие-то варианты ответа, – абсолютно исключается.

Да, «легенды и мифы Древней Греции» складываются на наших глазах. И те, кто – ну, вот как я, скажем, – видят ясно, что это полная чушь, абсолютно бессильны повлиять на массовое сознание. А почему? Нас мало? Нам не дают говорить? Да нет – вот я же печатаю статью (и далеко не первую) на эти темы. Так в чем же дело?

Александр Руцкой
Александр Руцкой

Не знаю. Возможно, есть много тонких (или грубых) психологических причин, по которым человеку вообще (а в России особенно) приятнее чувствовать себя «обокраденным» и «погибающим», чем считать, что никто его не обворовывал (хотя бы потому, что у него ничего не было), а живет он объективно совсем не хуже, чем раньше (другое дело, что оснований для зависти и психологического дискомфорта у него стало гораздо больше).

Но, не вдаваясь в особенности психологии зависти и обиды, хочу сказать о другой, простейшей причине.

Главные орудия массового психологического поражения – госканалы ТВ – в течение долгих лет, что при Ельцине, что сегодня, с мазохистским сладострастием формировали (и формируют) в головах российских граждан именно такую картину мира. «Наше страшное время», «расстрел парламента», «грабительская приватизация» – это все ТВ-штампы. Если даже так не говорят ТВ-комментаторы сами (а они, кстати, часто именно так и говорят), то, во всяком случае, с ТВ-экрана это произносят различные «оппозиционные популисты», а ТВ при этом с ними не спорит. И это притом, что наше ТВ, как известно, управляется «сверху».

Но почему же им так странно управляют? Это даже не «хотели как лучше, а получили как всегда». Ведь если рассказывают, что народ ограблен, а власть была в 1993 узурпирована, то не совсем понятно, для кого в таком случае хотят сделать «как лучше».

Да, умом Россию не понять. Реальной оппозиции нет – зато власть сама воспитывает в народе оппозиционные мифы!

..............