Взгляд
22 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 04:59  |  vz.ru
Разделы

В информационной войне Россия играет вдолгую

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Чтобы удержать симпатии большей части мира, нам нужно просто выиграть сражение за Украину. А тут все решают не пресс-релизы и душещипательные ролики, а «котлы», артиллерийские дуэли, бомбово-штурмовые удары и танковые прорывы. С этим мы справляемся гораздо лучше. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Я эту легкомысленность по поводу жизни в чужой стране замечаю уже давно, задолго до спецоперации – кто-то вдолбил огромной части русской аудитории, что где-то в Европе сплошные сады и земля обетованная. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

Ольга Андреева
Ольга Андреева, Журналист
Если наша культура хочет вернуть себе саму себя, если она не хочет далее длить этот постмодернистский день сурка, ей придется заново учиться думать, чувствовать, страдать, верить в человека и собственную Родину. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: МЭР назвало условие для успешного разворота экономической деятельности к Азии

    Главная тема


    Косово стало индикатором падения могущества США

    Военные преступления


    После обстрела ВСУ интерната в ЛНР заживо сгорели 50 человек

    «мы наносим себе урон»


    В Германии указали на истинного виновника конфликта на Украине

    «не нужно ему мешать»


    Эксперт оценил версию Зеленского о численности ВСУ

    Видео

    новейшее вооружение


    Украина оттачивает военную мощь России

    экономический рывок


    Как Донбасс поможет развитию России

    истребитель четвертого поколения


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    Цены на пшеницу


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    спецоперация на украине


    Как российская артиллерия проламывает украинскую оборону

    конец постмодерна


    Ольга Андреева: Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

    поколенческий разлом


    Игорь Мальцев: Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

    Хвост виляет собакой


    Ирина Алкснис: Украинцев используют как подопытных кроликов

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Виктор Топоров: Курехин помогает загранице

    26 октября 2005, 12:30

    Павел Крусанов прославился романом «Укус ангела», воспринятым как неоднозначное пророчество на тему о том, Who is mister Putin и что Россию и мир под вышеназванным мистером ожидает.

    Сам мистер тогда был, как вы помните, тоже неоднозначен и, главное, тоже неоднозначен намеренно – и как раз это совпадение обеспечило «Укусу ангела» широкий, может быть, даже чересчур широкий успех: в Путине каждый видел то, что ему хотелось, – и в романе тоже. Так или иначе, благодаря политической актуальности (на деле – мнимой) массовый читатель «съел» и чрезвычайно затейливую манеру крусановского письма.

    38-летний (на тот момент) писатель принял внезапно обрушившуюся на него славу с достоинством, переходящим в смирение, и не предпринял попытки развить случайный в своей грандиозности успех.

    В его следующем романе «Бом-бом», воспринятом и критикой, и читателем сдержанно, речь хоть и пошла опять-таки о спасении мира, но фактура, даже физиология письма решительно возобладала над идеологией. Эсхатологическими сомнениями здесь оказался одержим не властитель России, фактический или потенциальный, а типичный питерский интеллигент и, несомненно, авторский alter ego.

    Витиеватость стиля сохранилась, а вопрос «Как нам обустроить Россию?» не то чтобы отошел на второй план, но стал сюжетонесущей конструкцией, и никак не более. Крусанов переиначивает солженицынский вопрос, задавая вместо него другой – «Как нам обустроить Россию по щучьему веленью?»

    Третий роман – только что вышедшая «Американская дырка» – подтверждает высказанное в предыдущем абзаце. Внешняя идеологичность – антиамериканизм в духе знаменитого «кердыка» – опять всего лишь сюжетонесущая конструкция. Причем держит эта конструкция скорее не читателя, а самого прозаика, не давая скатиться ни в откровенное бытописательство, ни в безудержный орнаментализм.

    Питерский музыкант и перформансист Сергей Курехин при помощи коллекционера жуков Евграфа Мальчика в 2010 году устраивает кердык Америке

    История о том, как воскресший (вернее, не умерший в 1995 году, а исчезнувший, чтобы «начать восхождение по другому склону») питерский музыкант и перформансист Сергей Курехин при помощи коллекционера жуков Евграфа Мальчика (вновь alter ego) в 2010 году устраивает кердык Америке, сама по себе не столько смешна, сколько смехотворна.

    Всеми правдами и неправдами, используя полит- и пиартехнологии, особенно в Сети, называемой здесь Тенетами, герои заставляют америкосов (а до кучи и всяких там немцев со шведами) вгрызться в землю в поисках якобы залегающего на определенной глубине золота. Тогда как на самом деле зарубежные конторы глубокого бурения «распечатывают» не золотую жилу, а ад. Геенну огненную, которая и воцаряется на пяти шестых земной суши, к вящему торжеству матушки-России.

    «Что за чепуха!» – скажете вы и окажетесь, разумеется, правы. Если, конечно, отвлечься от мысли о том, что курехинско-крусановский «заговор против Америки» (так, кстати, называется роман Филиппа Рота, в котором летчик Линдберг выигрывает в 1940 году выборы у Рузвельта и, став президентом, заключает пакт с Гитлером) носит заведомо «потешный» характер.

    Америка тут не важна, а важны они сами – чудом воскресший перформансист и сорока-с-небольшим-летний собиратель жуков. Причем Курехин (с которым Крусанов, кажется, даже не был знаком) изображен блистательно, а Евграф Мальчик – портретно. Почему портретно, а не автопортретно, я поясню чуть ниже.

    Павел Крусанов (фото vavilon.ru)
    Павел Крусанов (фото vavilon.ru)

    Сергей Курехин был личностью во всех отношениях выдающейся. Был живым воплощением творческого начала. Творческого и – не в последнюю очередь жизнетворческого. Его политические пристрастия – «гриб Ленин», дружба с Лимоновым и в особенности с Дугиным и вопиюще неполиткорректные высказывания были одним из элементов переусложненной игры (типа «сказочных шахмат»), которую он ежедневно и ежечасно вел с жизнью и, увы, со смертью.

    По одной из легенд (в романе изложенной), он умер после того, как вызвал на спиритическом сеансе самого Сатану. По другой – стал жертвой собственного увлечения водуизмом. Талант, красавец ален-делоновского типа, всеобщий любимец, – он умер в расцвете сил и на вершине славы, но почему-то (в отличие, скажем, от Виктора Цоя) не забронзовел даже в смерти. И крусановский homage оказался первой попыткой такого рода.

    Да ведь и впрямь: кого еще воскрешать, как не Курехина?

    Застойный и послезастойный Петербург богат талантами – и реализовавшими себя, и не сбывшимися. С творчеством здесь все в порядке, с жизнетворчеством – хуже, а вот с волей к творчеству (и к жизнетворчеству) – полный швах.

    Курехин воплощал в себе волю к творчеству, он умел триумфально реализовывать самые невероятные замыслы – и попал в крусановский роман именно в таком качестве.

    Отсутствие воли к творчеству (жизнетворчеству) – проклятие в том числе и питерской прозы. За вычетом, пожалуй, осознавших этот изъян и пытающихся избыть его «петербургских фундаменталистов»: Сергея Коровина, Наля Подольского, Владимира Рекшана, Сергея Носова, Александра Секацкого и, разумеется, Павла Крусанова.

    Формула «писатель пописывает, читатель почитывает» их не устраивает, хотя сам протест чаще всего принимает игровой, чтобы не сказать шутовской характер: то закопают «свиной язык московской прозы» в сквере возле Зверевского центра, то обратятся к Путину с требованием отобрать наконец у турок Босфор и Дарданеллы. Отсюда один шаг и до уничтожения Америки методом глубокого бурения. Осознанно или нет, «фундаменталисты» подражают все тому же Курехину. Теперь – по выходу «Американской дырки» – можно утверждать, что осознанно.

    Сергей Курехин
    Сергей Курехин
    Евграф Мальчик в романе не столько автопортрет, сколько групповой портрет (вместе с автором) «петербургских фундаменталистов». Впрочем, без такого группового портрета не обходится ни один их роман – и «Грачи улетели» Носова, и «Прощание с телом» Коровина, и «Незримая империя» Подольского. Да и в «Бом-боме» Крусанова он уже фигурировал.

    «Петербургский фундаменталист» в самооценке – гурман, а не обжора, прекрасный собеседник, а вовсе не собутыльник, знаток женского сердца, а не какой-нибудь жалкий ходок. И, хотя ничто человеческое ему не чуждо, он думает о Родине и занимается творчеством в первую и во вторую очередь, делая и то и другое как умеет, и главное, не забывая о высоких образцах и великих традициях. И образцом, и традицией в «Американской дырке» назначен Курехин – и это, безусловно, счастливая находка, причем художественно вполне убедительная.

    Про Евграфа этого, увы, не скажешь. Образ скорее расплывчат, малый джентльменский набор стандартен (кроме, понятно, любви к жукам), любовная история – с беспочвенной, как выясняется, ревностью к Курехину – чересчур идиллична.

    И все же есть у этого персонажа чрезвычайно привлекательная черта: пристрастие к интеллектуальной (на его уровне) трепотне на самые разнообразные темы. Собственно, эта трепотня на десятках страниц и является «мясом романа».

    Так они, разумеется, не разговаривают, «петербургские фундаменталисты» – ни друг с другом, ни со своими «лютками» и «рыбками». Так никто вообще не разговаривает. Но непонятно, почему интеллигентным людям не разговаривать именно так.

    В порядке, как вы, наверное, догадались, жизнетворчества.

    Заграница нам не поможет – сегодня это уже ясно практически всем. А вот мы, не исключено, поможем загранице. Не мытьем, так катаньем. Или глубоким бурением. Во всяком случае, «петербургские фундаменталисты» во главе с Павлом Крусановым пишут и об этом тоже. Если, конечно, нам самим поможет Сергей Курехин.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •