26 апреля, четверг  |  Последнее обновление — 18:23  |  vz.ru
Разделы

Чем нам грозит золотая пальмовая ветвь Кирилла Серебренникова

Евгений Фатеев, член Общественной палаты г. Екатеринбурга
Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» отобран в основную программу Каннского фестиваля. А суд продлил арест режиссера еще на два месяца. Этого достаточно, чтобы предположить, какая тема «украдет» май у жителей социальных сетей. Подробности...

Почему многие не замечают появления у России новой национальной идеи

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Путин представляет именно тот образ и тот путь в настоящем и в будущем, который наметил сам народ. Так что это за путь? Что за образ? Что за национальная идея России, у которой пока еще нет имени, но она сама уже есть? Подробности...
Обсуждение: 95 комментариев

Европейские депутаты брали взятки черной икрой

Наталия Янкова, публицист (Германия)
СМИ Германии обсуждают коррупционный скандал в Совете Европы, напрямую связанный с Азербайджаном. Возникает вопрос: почему столько лет не давали хода делу, в котором замешаны европейские чиновники такого высокого ранга? Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

    Генштаб продемонстрировал обломки сбитых в Сирии крылатых ракет

    Генштаб продемонстрировал публике обломки уничтоженных в небе Сирии крылатых ракет США «Томагавк». На обломках остались следы огневого воздействия сирийских зениток, что развеивает миф Пентагона о том, что ни одна из американских ракет не была сбита
    Подробности...

    Трамп и Макрон показали переговоры на языке тела

    Очередная встреча американского лидера Дональда Трампа и президента Франции Эммануэля Макрона вызвала огромный резонанс в СМИ. Оба лидера явно испытывали к частям тела друг друга чрезмерно повышенный интерес, что выразилось в многочисленных прикосновениях. Сам Макрон заявил, что рукопожатия и объятия с Трампом нельзя назвать невинными
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

    Беспорядки в Ереване завершились отставкой главы Армении

    Возглавлявший Армению 10 лет Серж Саргсян подал в отставку на фоне многотысячных протестов оппозиции. Число протестующих в Ереване накануне достигло сотен тысяч, причем к ним примкнули даже военные. Беспорядки перебросились на провинцию. Еще неделю назад власть Саргсяна казалась незыблемой
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Пентагон предложил разрешить поставку российского оружия в три страны

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Евгений Фатеев
        Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» отобран в основную программу Каннского фестиваля. А суд продлил арест режиссера еще на два месяца. Этого достаточно, чтобы предположить, какая тема «украдет» май у жителей социальных сетей.

        Ирина Алкснис
        Путин представляет именно тот образ и тот путь в настоящем и в будущем, который наметил сам народ. Так что это за путь? Что за образ? Что за национальная идея России, у которой пока еще нет имени, но она сама уже есть?
        Обсуждение: 95 комментариев

        Наталия Янкова
        СМИ Германии обсуждают коррупционный скандал в Совете Европы, напрямую связанный с Азербайджаном. Возникает вопрос: почему столько лет не давали хода делу, в котором замешаны европейские чиновники такого высокого ранга?
        Обсуждение: 5 комментариев

        Андрей Бабицкий
        К какому бы цеху – театральному, адвокатуре – ни принадлежали «люди со светлыми лицами», они уже не могут купить страховку от неприятностей, просто заявив о своей неустанной борьбе с «преступной властью».
        Обсуждение: 36 комментариев

        Елена Кондратьева-Сальгеро
        После затянувшегося периода мрачноватой политкорректной рутины канцлер Германии госпожа Меркель внезапно порадовала французскую политическую тусовку и баюкающую ее прессу сенсационным заявлением.
        Обсуждение: 47 комментариев

        Кристина Потупчик
        Десятиклассник одной из школ города инициировал заявление, которое подписали еще шесть его одноклассников. Ученики заявили, что отказываются участвовать в каких-либо мероприятиях 9 мая, поскольку этот день считается выходным.
        Обсуждение: 77 комментариев

        Сергей Худиев
        «Кровавый диктатор убивает свой народ» – мощная кампания в прессе – Запад приходит на помощь – страна погружается в кровавый хаос – выясняется, что предлог для войны был сфальсифицирован. В чем причины чрезвычайной устойчивости этой схемы?
        Обсуждение: 34 комментария

        Александр Чаусов
        На очередной запрос Украины о том, чтобы «организовать свою «маленькую, независимую, но каноничную Церковь», Вселенский патриархат все же дал официальный ответ. И сам Петр Алексеевич пишет о том, что «дело сдвинулось».
        Обсуждение: 77 комментариев

        Глеб Кузнецов
        Сначала люди бродят по улицам и кричат. Иногда их бьют палками полицейские, иногда они, напротив, бьют палками полицейских. Происходят митинги разнообразные. А потом армия говорит, кто в этой зарнице победил.
        Обсуждение: 5 комментариев

        Эдуард Биров
        Когда очередной юноша взбирается на баррикады и призывает к свержению режима, на самом деле приближая уничтожение Родины, в этом нет ничего удивительного.
        Обсуждение: 55 комментариев

        Павел Руднев: Еще один драматург в нобелевском списке

        18 октября 2005, 18:13
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Вокруг вручения Нобелевской премии 75-летнему британскому драматургу Гарольду Пинтеру сформировался довольно плотный круг вопросов.

        Закономерна ли премия «за заслуги», отданная уже не пишущему сегодня автору, или это решение – обычный премиальный компромисс? Действительно ли Нобелевский комитет решил отметить заслуги драматурга, или это снова политическое решение?

        Пинтер – европейский интеллектуал, активный критик доктрины НАТО, защитник «национального героя» Слободана Милошевича и бойцов иракского сопротивления. Но нам эти склоки одинаково неинтересны, вручение премии Пинтеру – хороший повод поразмышлять над соприкосновениями его блистательной драматургии и российского театра.

        Как бы не старались сегодня упрекнуть Гарольда Пинтера в литературном безмолвии и политической «паранойе», закрывшей ему пути к творчеству, его появление в списках лауреатов Нобелевской премии выглядит более чем весомым признанием выдающегося вклада в мировую драматургию.

        Так или иначе, но почти все самые значительные имена в истории жанра XX века имели эту награду – Метерлинк и Гауптман, Йейтс и Шоу, Пиранделло и О'Нил, Камю и Сартр, Беккет и Башевис Зингер, Воле Шойинку и Дарио Фо.

        С другой стороны, очевидно и то, что, по логике вещей, премия ждала Пинтера все-таки ну где-то сразу после Беккета, в начале 70-х. Но… в этом году жюри Нобелевской премии, «пристыженное» острым решением прошлого года по поддержке «антикультурного» явления «половой психопатки» Эльфриды Элинек, решило вернуться к истокам современной европейской культуры.

        «Театр Пинтера - театр слова, в котором люди теряются в сетях словесных игр, миражной ценности общения»

        В связи с уходом в знак протеста Кнута Анлунда, не пережившего победы Элинек, в среде жюри премии Нобеля, похоже, разворачиваются процессы, сходные с неприятием современной литературы уже в российском обществе. Уходя, Кнут Анлунд заявляет следующее: «В прошлом году Нобелевская премия не только нанесла непоправимый урон всем силам прогресса, но и спутала общие представления о литературе как форме искусства». Одним словом, разногласия в области морали и эстетики привели Нобелевскую премию, с одной стороны, к ситуации «замороженной» премии, ждавшей Пинтера три десятилетия, с другой стороны, к политизированным решениям, очень популярным во время холодной войны, благодаря которым три российских литератора получили шанс почувствовать себя нужными миру.

        А вот для России Гарольд Пинтер – фигура принципиальная, даже заповедная, до сих пор с оттенком и вкусом запретного плода. В России его всегда считали злостным абсурдистом, ставя в один ряд с запрещенными в СССР Ионеско, Беккетом и Мрожеком. До чистого абсурда Пинтеру, конечно, далеко – в его текстах сохраняется хотя бы одна логическая цепочка. Это логика актерской игры, психология диалогов, безупречная и влекущая, заставляющая удерживать внимание.

        Драматург Гарольд Пинтер (фото AFP)
        Драматург Гарольд Пинтер (фото AFP)

        Театр Гарольда Пинтера – беспредметен, беден, он может происходить где угодно, без привязок к действительности. Его драматургическая техника сложна до совершенства, его театр строится только в головах персонажей, это чистая драматургическая структура. Он создает театральный мир, основанный только лишь на пикировке играющих друг с другом людей, на азарте лицедейства, на точном актерском следовании драматургической задаче. В мире Пинтера трудно импровизировать – его пьесы можно только разыгрывать, наслаждаясь крутыми переливами эмоций и в хорошем смысле монотонной упругостью диалогов.

        Театр Пинтера - театр слова, в котором люди теряются в сетях словесных игр, миражной ценности общения. Это пьесы о том, как обманны слова и как может не быть на самом деле всего того, о чем в сию секунду говорится. Это пьесы о сомнении в ценности человеческого общения и кризисе коммуникабельности в эпоху нарождающегося индивидуализма.

        Гарольд Пинтер написал 29 пьес. В контексте российского театра существуют от силы пять. Несколько лет назад режиссер Владимир Мирзоев, чья молодость как раз совпала с тем периодом, когда театр абсурда приходил в Россию легально, взялся – не без доли ностальгии – за постановку двух пьес Пинтера о любви, доказав, что его циничные диалоги и изящное хамство возможны в театре коммерческого типа.

        Поставленные Мирзоевым «Коллекция» и «Любовник», а также примыкающий к ним «Пейзаж» – урбанистические сказки об иллюзорности любви, о выхолащивании любовных отношений, когда на месте страсти, любовной горячки созревает игра в любовь, суррогат душевной муки. Циничному обществу нужна игра, чтобы преодолеть тотальное одиночество. Миражная интрига, любовные фальшивки нужны людям, как инвалидам нужны протезы и костыли, чтобы поддержать собственное бессилие.

        Режиссер Владимир Мирзоев (фото ИТАР-ТАСС)
        Режиссер Владимир Мирзоев (фото ИТАР-ТАСС)

        В «Любовнике» муж и жена от скуки и эмоциональной опустошенности разыгрывают самих себя, пытаясь хотя бы на мгновение разжечь затухшую страсть. Он разыгрывает страстного любовника, приходящего к чужой жене, она пытается стать шлюхой для нескучного любовника. В «Пейзаже» любовный диалог происходит по разные стороны стола – и в разные стороны света. Она не слышит его, он не слышит ее. Диалог распадается на два монолога, унылых и грустных, как меланхолический пейзаж. Герои «Коллекции», не прислушиваясь друг к другу, хамя и истеря, пытаются выяснить то, что на самом деле никому не интересно – изменила женщина мужу или нет.

        60 страниц пустых разговоров и едва ли не детективного расследования в обществе, где совсем не стремятся выяснить правду, которая на самом деле здесь ничего не изменит. Люди одержимы желанием восстановить коллекцию фактов, хронологию поступка. И, кажется, поняв, что произошло на самом деле, они просто разойдутся, утешившись тем, что факты упокоились в их сознании. Смысл общения утерян, сохранилась только необходимость общаться.

        Самая известная в России пьеса Пинтера – «Сторож», хотя бы потому, что существовал в петербургском Театре на Литейном гениальный, увенчанный «Золотой Маской» спектакль Юрия Бутусова с Семеном Фурманом в главной роли.

        Российская популярность пьесы закономерна – в «Стороже» реализуется знакомая отечественной культуре тема маленького человека. Более того, здесь заявлено преображение темы, ее изменение с учетом меняющегося времени. Маленький человек у Пинтера становится человеком без свойств и занимает все больше места. В роли Дэвиса Бутусов увидел даже большее – советское циничное хамство, феномен «вахтера», столь развитый в нашей многострадальной империи. Дэвис – это хам пришедший, если вспомнить образ известной статьи Мережковского.

        Двое лондонских лузеров находят третьего, опустившегося еще ниже их самих, и нанимают его сторожить пустую захламленную квартиру. Нищий, грязный, животный, циничный, шовинистически озлобленный старик, или «бич», как их называют сегодня, оказывается востребован. Обществу не только нужен «пустой человек», «человек без свойств», но обществу нужен и сторож.

        Сторож в переносном значении слова – «архивариус прошлого», хранитель иллюзорных ценностей, а именно фетиша капитализма – частной собственности, квартиры, которая на самом деле никому из героев не нужна. Циник Дэвис – это сторож, в руки которого переданы осколки цивилизации, хлам человечества: тостер, к которому не подходит шнур питания, неработающая газовая плита, пакеты, коробки, мусор – garbage.

        За время работы сторожем Дэвис завоевывает это пространство и располагается в нем полноправным хозяином – со своим новым варварством и неаргументированным хамством. В страшном, размытом лице Сторожа европейская культура переживает свою надвигающуюся слабость перед силами, готовыми прийти, разрушить ветхую цивилизацию и самоуничтожиться, ибо просты и одноклеточны эти силы. Розанов некогда примерно в тех же красках писал о племени гиксосов, пришедших в Древний Египет и разрушивших цивилизацию, простоявшую несколько тысячелетий. Пришедшие из ниоткуда и ушедшие в никуда, гиксосы – всего лишь разрушители без собственного лица, даже не способные осознать свою миссию в истории.

        Гарольда Пинтера стало можно ставить в России в перестройку. Но слишком широкой реабилитации драматургии левых европейских интеллектуалов, не надо лукавить, так и не случилось. Страна в 80-х жила позитивно и логично, ожидая будущего счастья, и ни на какие сомнения не кололась.

        Запретный плод так и не прошел стадию размораживания – его снова забросили в морозильник истории. Именно сегодня, в дни, когда европейское самосознание в лице Нобелевского жюри возвращает нас в 1960-е годы – в годы абсурдизма, когда формировалось принципиально отрицательное сознание, скептическое восприятие прогресса и тенденция к саморазрушению, – именно сегодня нужно осознать то, что русский театр так и не прошел стадию абсурдизации, стадию сомнений и бунтарского духа.

        Сцена из спектакля «Сторож» в постановке петербургского Театре на Литейном (art.internord.ru)
        Сцена из спектакля «Сторож» в постановке петербургского Театре на Литейном (art.internord.ru)

        Абсурд 60-х и 70-х разрушил в европейском театре веру в звучащее слово, веру в логику сценического действия, веру в психологизм как единственно верный способ постижения жизни на сцене. Не прозвучав для русского театра, абсурд не совершил в русском театральном искусстве очистительную функцию. И в каком-то смысле наш театр сегодня очень страдает от того, что смог законсервироваться как театр литературоцентричный, лишенный сомнений, безусловно верящий в слово и пресловутую «жизнь человеческого духа». Доминирующий психологизм, Логос торжествуют. Абсурд в России, будучи запрещенным, не сумел раскрепостить сценический язык, который в основе своей остался очень позитивным, очень «мхатовским».

        Результат этой исторической несправедливости мы видим сегодня – в дни, когда авангардное театральное искусство остается глубоко маргинальным, кризисным, не воспринимаемым даже самой интеллектуально образованной прослойкой общества. Театральный эксперимент сегодня на грани выживания – у него просто нет аудитории даже в Москве. Она не была воспитана абсурдом, сделавшим на самом деле великий культурный переворот, – превратившим алогичное высказывание, заряженное отрицанием и сомнением, в особую востребованную эстетику.

        Некогда ученики Анатолия Васильева – Лариса Парис и Юрко Яценко в Экспериментальном театре Киева поставили «Лысую певицу» Эжена Ионеско, где житейский абсурд, пародия на буржуазное, чванливое, завравшееся послевоенное общество сочетались и как бы вырастали из рваной, нигилистической, намеренно «грязной» музыки Deep Purple и Rolling Stones. Панк-рок, хард-рок и театр абсурда для создателей спектакля были явлениями одного порядка – революционным бунтом и несогласием с ходом истории, кризисом гуманитарных ценностей и логично вырастающим из него разрушением гармонии. С хриплым криком Иена Гиллана «Into the fire…» сытая буржуазная Европа, перетерпевшая агонию Второй мировой войны, сама бросалась в огонь нигилизма, жертвенно сжигая ценности, не менявшиеся со времен Ренессанса.

        Сегодня, в тот самый момент, когда Россия становится страной, которой правят буржуа, это важно осознать. Ждать времени сомнений и бунтарских настроений осталось очень недолго. Самолет истории уже начал заходить на очередной свой виток.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Чем нам грозит золотая пальмовая ветвь Кирилла Серебренникова

        Евгений Фатеев, член Общественной палаты г. Екатеринбурга
        Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» отобран в основную программу Каннского фестиваля. А суд продлил арест режиссера еще на два месяца. Этого достаточно, чтобы предположить, какая тема «украдет» май у жителей социальных сетей. Подробности...

        Почему многие не замечают появления у России новой национальной идеи

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Путин представляет именно тот образ и тот путь в настоящем и в будущем, который наметил сам народ. Так что это за путь? Что за образ? Что за национальная идея России, у которой пока еще нет имени, но она сама уже есть? Подробности...
        Обсуждение: 95 комментариев

        Европейские депутаты брали взятки черной икрой

        Наталия Янкова, публицист (Германия)
        СМИ Германии обсуждают коррупционный скандал в Совете Европы, напрямую связанный с Азербайджаном. Возникает вопрос: почему столько лет не давали хода делу, в котором замешаны европейские чиновники такого высокого ранга? Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Похожи ли события в Армении на февральскую революцию 1917 года?

        Владимир Ворожцов, Генерал-майор внутренней службы (в отст.)
        Я лично знал Сержа Саргсяна во времена его пребывания на посту министра внутренних дел. Карен Карапетян, с которым также неоднократно лично встречался, к сожалению, не политик. Преодолеет сегодняшний риск маленькая Армения? Подробности...

        То, что Фейгин явился первой жертвой адвокатского кодекса, неудивительно

        Андрей Бабицкий, журналист
        К какому бы цеху – театральному, адвокатуре – ни принадлежали «люди со светлыми лицами», они уже не могут купить страховку от неприятностей, просто заявив о своей неустанной борьбе с «преступной властью». Подробности...
        Обсуждение: 36 комментариев

        Меркель открыла для себя «новую форму антисемитизма»

        Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
        После затянувшегося периода мрачноватой политкорректной рутины канцлер Германии госпожа Меркель внезапно порадовала французскую политическую тусовку и баюкающую ее прессу сенсационным заявлением. Подробности...
        Обсуждение: 47 комментариев

        «Бессмертный полк» не нуждается в «сгонах»

        Кристина Потупчик, президент Фонда открытой новой демократии
        Десятиклассник одной из школ города инициировал заявление, которое подписали еще шесть его одноклассников. Ученики заявили, что отказываются участвовать в каких-либо мероприятиях 9 мая, поскольку этот день считается выходным. Подробности...
        Обсуждение: 77 комментариев

        Почему «глобальная сила добра» всегда сеет хаос

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        «Кровавый диктатор убивает свой народ» – мощная кампания в прессе – Запад приходит на помощь – страна погружается в кровавый хаос – выясняется, что предлог для войны был сфальсифицирован. В чем причины чрезвычайной устойчивости этой схемы? Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Что на самом деле ответил Константинополь Украине

        Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
        На очередной запрос Украины о том, чтобы «организовать свою «маленькую, независимую, но каноничную Церковь», Вселенский патриархат все же дал официальный ответ. И сам Петр Алексеевич пишет о том, что «дело сдвинулось». Подробности...
        Обсуждение: 77 комментариев

        Победу революции в Армении присудила армия

        Глеб Кузнецов, политолог, член ОП РФ, член Общественного совета Росздравнадзора
        Сначала люди бродят по улицам и кричат. Иногда их бьют палками полицейские, иногда они, напротив, бьют палками полицейских. Происходят митинги разнообразные. А потом армия говорит, кто в этой зарнице победил. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............