Взгляд
23 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 18:22  |  vz.ru
Разделы

Нам была очень нужна победа в Мариуполе

Владислав Шурыгин
Владислав Шурыгин, военный эксперт, член "Изборского клуба"
В городских боях выработалось полное взаимодействие армий донецких республик и Российской армии, а сами штурмующие город части превратились в подлинную военную элиту – закаленных в боях, умелых «штурмовиков», воюющих не числом, а умением. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Творческий потолок оказался чужим дном

Сергей Лукьяненко
Сергей Лукьяненко, писатель
Для понимания нашей ПИЗРы – Патриотической Интеллигенции За Рубежом, ее удивительной агрессивности и нетерпимости, нужно знать некоторые базовые вещи из психологии. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Пусть 24 февраля продлится как можно дольше

Дмитрий Ольшанский
Дмитрий Ольшанский, публицист
Путин достал ключ и открыл нам дверь в волшебный сад новой жизни, где вся ненавистная погань, раздувавшаяся за счет России десятки лет, вдруг сдулась за несколько дней, и стало холодно и свежо от какого-то очистительного, радостного ветра. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: На Украине погиб племянник замминистра обороны России

    Главная тема


    Зеленский приготовил для Порошенко тюрьму за трубу

    «Казус суверенитета»


    Захарова: Зеленский легализует захват Украины поляками

    «живет не по средствам»


    В Британии против бизнесмена Петра Авена возбудили дело за нарушение санкций

    революция в реставрации


    Восстановленную после атаки вандала картину Репина вернули в Третьяковскую галерею

    Видео

    валютные резервы


    Воровство российских денег Америкой уперлось в препятствие

    третий путь


    У Европы при отказе от российского газа есть лишь одно спасение

    страны-«сестры»


    Украина приняла польское «родство»

    рост цен


    Британия становится европейским лидером по приближению к нищете

    Российская валюта


    Зачем властям нужен сильный рубль

    военная элита


    Владислав Шурыгин: Нам была очень нужна победа в Мариуполе

    настоящий голодомор


    Владимир Прохватилов: Рука голода тянется на Украину с Запада

    неприкрытый выпад


    Глеб Простаков: Сможет ли БРИКС стать фундаментом нового многополярного мира

    на ваш взгляд


    Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?

    Павел Руднев: О мате и вегетарианских опасениях

    11 октября 2005, 20:18

    В ближайшее время должны быть подведены итоги III Драматургического конкурса «Действующие лица». Отнюдь не творческие конфликты в жюри и руководства премии вымелись на поверхность и заставили задуматься о премии, которая может претендовать на главный конкурс современных пьес.

    Сперва о самой премии.
    «Действующие лица» были основаны в 2002 году при поддержке РАО «ЕЭС России» и СПС, и уже тогда было ясно: Иосиф Райхельгауз пытался создать первую премию России в области драматургии. Роскошные денежные призы, издание лучшей десятки пьес в книге с толстой корочкой, вручение премий в Москве, жюри в составе известных актеров, писателей и режиссеров, богатый анонсный пиар и какое-никакое московское покровительство.

    В результате создавшейся помпы первый конкурс собрал нереальное количество пьес: пять сотен. Одновременно с этим было ясно и другое: премия «Действующие лица» создавалась из осколков драматургической части к тому времени почившего в бозе «Антибукера». Ведь он тоже премировал драматургов. В состав учредителей вошли Иосиф Райхельгауз, который был всегда заметен в жюри премии «Независимой газеты», и главный учредитель «Антибукера», бывший главный редактор НГ Виталий Третьяков.

    Сегодня это уже совершенно ясно, что значение драматургического «отдела» «Антибукера» для движения современной пьесы в России было культуртрегерским, просветительским, ударным. В те годы (середина 1990-х) это вообще была единственная официальная инстанция, признававшая за современной пьесой право на высказывание. «Антибукер» методично открывал для города и мира имя за именем: Иван Савельев, Олег Богаев, Василий Сигарев, Максим Курочкин, Евгений Гришковец имеют в своем досье фразу «лауреат «Антибукера». Две абсолютные, неоспоримые величины новой российской пьесы – «Пластилин» и «Русская народная почта» не прошли мимо этой премии, впитавшей в себя весь авторитет и теперь уже легендарный культурный пафос «Независимой газеты» эпохи Виталия Третьякова.

    Антибукер методично открывал для города и мира имя за именем: Иван Савельев, Олег Богаев, Василий Сигарев, Максим Курочкин, Евгений Гришковец

    В соответствии с логикой призыва «учите матчасть» нетрудно догадаться, что «Действующие лица» при прочих равных просто обязаны были превратиться в мощный и процветающий механизм по популяризации жанра, профильного для театра «Школа современной пьесы». Но этого не произошло.

    Премия до настоящей поры поворачивалась к театральному процессу своей вялой и инертной стороной, о ней мало говорили, мало писали, и более того – к ее голосу почему-то не прислушивались. Лицо «Действующих лиц» – мутное, непроявленное. Трудно понять вообще, какую драматургию желает пропагандировать и продвигать премия, где ее приоритеты, как они реализуются в лауреатских списках. Они кажутся случайными.

    Первый год принес Гран-при Александру Демахину, второй год – Ксении Степанычевой. Избегая обсуждать качество пьес, получивших первые премии, нам следует сказать о том, что даже знатоки современного театра и новой драматургии вряд ли смогут сказать что-то вразумительное по поводу судьбы этих драматургов-фаворитов и их пьес. Проще сказать: они потерялись.

    В «Действующих лицах» напрочь отсутствует постфактический промоушен лауреатов премии, отслеживание судьбы выбранных к победе пьес, задача их активного продвижения в мир театрального бизнеса. Премия прекращает работу ровно в тот момент, когда деньги розданы.

    Учредитель конкурса «Действующие лица» Иосиф Райхельгауз (фото ИТАР-ТАСС)
    Учредитель конкурса «Действующие лица» Иосиф Райхельгауз (фото ИТАР-ТАСС)

    Можно назвать это безответственностью, можно назвать чиновническим, министерским подходом к делу, можно объяснить просто инертностью и апатией. Возможно, у премии нет лица, которое бы ее олицетворяло, – как, скажем, у екатеринбургской «Евразии» есть Николай Коляда, известный агитатор своего жанра и борец за интересы не только своих уральских учеников.

    Возможно, театр «Школа современной пьесы» настолько увлечен своими проектами, что излишка сил для развития «Действующих лиц» просто недостает. У премии даже нет своего сайта – найти информацию об уставе, принципах отбора, составе жюри, шорт-листах и лонг-листах, координатах премии на самом деле крайне тяжело, не под силу даже «Яндексу». Помимо всего прочего, пообещав ставить пьесы-лауреаты, театр это обещание пока не выполнил.

    Но есть, пожалуй, и другая причина. Театральный критик Григорий Заславский, принимавший участие в судьбе драматургического раздела «Антибукера», всегда говорил о том, что на престиж этой, канувшей в Лету премии влияли сами тексты. В них, единожды точно выбранных жюри, уже заложена пружина самораскручивания.

    Там, где в дальнейшем появлялись «Пластилин», «Русская народная почта» или «Стальова воля», там тут же рекламировался бренд «Антибукера» – как знак качества. Эта премия брала тексты на самой первой кромочке их славы и сообщала легкое движение уже хорошо смазанным салазкам. В этой способности обнаружить предчувствие моды и заключалось основное умение «Антибукера», ни разу не ошибившегося с выбором.

    Вернемся к «Действующим лицам». За несколько дней до объявления десятки пьес, вышедших в финал, и за месяц до церемонии награждения в среде жюри разразился скандал, попавший на глаза общественности только благодаря самым неравнодушным членам жюри. В один прекрасный день, когда десятка была уже сформирована, члены жюри были поставлены перед фактом весьма своеобразного письма:

    «Членам жюри Всероссийского драматургического конкурса «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА».

    Организаторы Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» совместно с учредителями и генеральным спонсором обращают Ваше внимание на некоторые особенности формирования короткого списка пьес.

    Исходя из Устава «Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» считаем невозможным вводить в короткий список лучших пьесы, содержащие ненормативную лексику.

    Генеральный директор драматургического конкурса «Действующие лица» Андрюс Рашимас».

    Сегодня конфликт улажен. С одной стороны, простым указанием на то, что подобный пункт в уставе премии все-таки отсутствует, с другой стороны, «шантажом» нескольких членов жюри, пригрозивших выходом из состава коллегии. Очевидно, что подобная реакция на высокодуховные претензии вполне очевидна.

    И вправду, этот нравственный императив выглядит очевидной попыткой ввести цензуру, причем на основаниях, в которых можно углядеть все, что угодно, но только не идеологию.

    Странно заниматься современным искусством, если бояться или отвергать язык, ему присущий и свойственный. Немного яснее становится ситуация, если предположить, что это запрещение было адресовано прежде всего тексту Анны Кармановой и Артема Северского «Мы, вы, они…»

    Лауреат «Антибукера» Евгений Гришковец (фото ИТАР-ТАСС)
    Лауреат «Антибукера» Евгений Гришковец (фото ИТАР-ТАСС)

    В этой полуфантазийной-полудокументальной пьесе сосредоточились самые опасные тенденции современной России – межрасовая, межнациональная война. В школе маленького уральского города постепенно повышается процент богатых детей «кавказской национальности», которые вступают в открытый конфликт с бедными российскими детьми, подчиняют их своей воле. Это еще было бы полбеды: весьма двойственную, вынужденную позицию занимает в этом конфликте директор школы под «громкоговорящей» фамилией Сорензон…

    В финале русские дети просто взрывают на воздух свою альма-матер, ставшую для них сущим адом. Пьеса «Мы, вы, они…» – абсолютно несовершенный и даже коряво написанный текст – на самом деле обжигает душу и сознание. И даже не тем, что т а к есть на самом деле, а тем, что в принципе т а к может быть.

    И еще тем, что подобная фантазия – не важно, основана она на реальных фактах или нет, в каком процентном соотношении здесь находятся вымысел и реальность – может содержаться в головах молодых людей. Вот эта обеспокоенность пугает и волнует, эта взволнованность, граничащая с ответственностью за литературные поступки. Молодые рассерженные – это очень серьезно.

    История с матом наглядно демонстрирует, что пафос «убережения» аудитории от ненормативной лексики и всего «невозвышенного» ложен от начала и до конца. Не мат испугал директора премии, но прямой разговор о межнациональных конфликтах в современном обществе, конкретнее – об антисемитских и антикавказских настроениях. Дирекцию драматургической премии перепугал до смерти драматизм современной жизни.

    Для нашего времени, раздавленного поп-культурой и агрессивным потребительством, действительно характерно отрицание проблемного, сложного, конфликтного мира. Под толерантностью стали все чаще понимать упрощение. Сложное пугает.

    Драматургия – искусство конфликта. Этот жанр расцветает в эпохи общественных расколов и скрытых в глубине сознания гражданских войн. Нет ничего удивительного, что сегодня в России так востребованы современные «национальные» пьесы – прибалтийские, грузинские, белорусские, молдавские.

    После распада СССР империя дала бывшим союзных республикам не только независимость, но и сильнейший «пинок», отозвавшийся пассионарными взрывами маленьких народов, так или иначе сегодня придерживающихся антиколониальной и антиимперской политики. Расколотое вдоль и поперек, изнасилованное и инвалидное, российское общество не отстает от своих собратьев. Отстает только театр – пока еще не готовый говорить о сложном, не способный ни посмеяться над собственной историей, ни разобраться в запутанном настоящем.

    Борис Гребенщиков (www.aquarium.ru)
    Борис Гребенщиков (www.aquarium.ru)

    Пожалуйста, не бойтесь героев с обсценной лексикой! Культуры от отсутствия оных на сцене станет не больше. Да, наверное, выдержать это нелегко, как нелегко, например, было согласиться с Борисом Гребенщиковым, спевшим в прямом эфире у Диброва в субботу в полпятого дня песню с отчетливым словом «разпиздяйство». Наверное, в этом случае, в этих обстоятельствах это действительно было неуместно.

    Но тем не менее борьба с матом кажется одной из форм борьбы со сложностью, борьбою за упрощение. В неготовности принять мир таким, какой он есть, признать потребности современного литературного языка, которые никто здесь, я повторяю, никто не готов назвать н е о б х о д и м ы м а т р и б у т о м новой пьесы, заложены сугубо вегетарианские опасения, которые можно было назвать «страхом риска» или страшным сном министра культуры.

    Можно лишить пьесы мата, можно наложить вето еще на какую-либо тему в современной пьесе – будь то секс, политика или насилие. Главное – ради чего? Ради качества шорт-листа? Никак не получается...

    Тексты будут гладкими и серыми, пресными и беззубыми. А реальность будет отдаляться от нас, как философский пароход от одесского порта. И мы так и не разглядим в череде дней, в каком вечно меняющемся мире нам приходится жить и как меняется, невзирая на любые культурные запреты, язык нации.

    Эти заметки – все, что угодно, только не попытка поставить крест на премии «Действующие лица». Москве и движению современной российской пьесы такая премия очень нужна. Все это внутрицеховые размышления и критика не равнодушного к проблеме человека, имеющего некоторое отношение к премиям-конкурентам «Действующих лиц». Если приложить усилия и дать бразды правления в руки все-таки не чиновников, а людей театрального процесса, то прогресс станет неизбежным.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •