31 марта, вторник  |  Последнее обновление — 05:26  |  vz.ru
Разделы

Коронавирус получил защиту от «агрессивных белых мужчин»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
В рамках предлагаемой обществу концепции «солидарной ответственности» вирус становится фактически «меньшинством», чьи права можно нарушить высказыванием и чье «единственно верное» описание является юридически защищенной категорией. Подробности...

Когда умер Лимонов, я попросил не говорить глупостей

Захар Прилепин, писатель
Само существование великой русской литературы есть залог бессмертия нации, и преждевременное прощание с ней – признак глупости и пораженчества. Что смерть Бондарева лишь заново высветила. Подробности...

На нефтяном рынке играют в китайские шахматы

Леонид Григорьев, профессор, завкафедрой мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ
Модель ситуации, сходной с той, что сложилась на рынке нефти, существует в древних китайских шахматах: игроки – втроем – должны делать свои ходы с каменными лицами. Выигрывает один, но во время игры каждому игроку приходится делать ходы то в коалиции с партнером справа, то с партнером слева. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Рада приняла закон о рынке земли на Украине

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Глеб Кузнецов
        В рамках предлагаемой обществу концепции «солидарной ответственности» вирус становится фактически «меньшинством», чьи права можно нарушить высказыванием и чье «единственно верное» описание является юридически защищенной категорией.

        Захар Прилепин
        Само существование великой русской литературы есть залог бессмертия нации, и преждевременное прощание с ней – признак глупости и пораженчества. Что смерть Бондарева лишь заново высветила.

        Леонид Григорьев
        Модель ситуации, сходной с той, что сложилась на рынке нефти, существует в древних китайских шахматах: игроки – втроем – должны делать свои ходы с каменными лицами. Выигрывает один, но во время игры каждому игроку приходится делать ходы то в коалиции с партнером справа, то с партнером слева.
        Обсуждение: 6 комментариев

        Александр Малькевич
        Опасность ситуации в том, что у ресурса нет людей, которые могли бы вычитывать и действительно придавать нейтральный контекст каждой из статей, учитывая их несметное число.
        Обсуждение: 35 комментариев

        Артём Бузила
        Главнейший институт демократии – выборы – под угрозой во многих западных странах, от Польши до США. Это такой момент истины: что важнее – демократия сама по себе или все же жизни людей.
        Обсуждение: 4 комментария

        Анна Долгарева
        Щекотать себе нервы, добавляя адреналина просмотрами апокалиптических фильмов, приятно. Или чувствовать себя героем, затарившись гречкой. Я только что из Донбасса. Там шестой год реальный постапокалипсис.
        Обсуждение: 34 комментария

        Василий Федорцев
        Евросоюз сейчас превратился в подобие большой больницы, где все отделения – инфекционные. В каждом отделении есть свой заведующий, но место главврача в больнице пустует.
        Обсуждение: 13 комментариев

        Евгений Крутиков
        Коронавирус имеет все шансы за считаные месяцы переформатировать всю мировую экономику, отменить старые политические тенденции и создать новые, а также кое-что подправить в психологии целого поколения. И, возможно, даже изменить вектор развития мировой науки.
        Обсуждение: 38 комментариев

        Игорь Мальцев
        Когда человек говорит: «Я далек от теории заговора», это значит, что он сейчас будет лепить конкретную теорию заговора. Ну так вот, я далек от теории заговора. Но схемы настолько очевидно схожи, что ощущается одна рука.
        Обсуждение: 56 комментариев

        Герман Садулаев
        Следует философски заключить, что вирус – не «кто», даже в самом широком смысле, а «что», то есть не существо, а вещество, вещь, явление, событие или идея. Вирус не просто не-жизнь, он противоположен, противопоставлен жизни.
        Обсуждение: 27 комментариев

        Павел Руднев: О мате и вегетарианских опасениях

        11 октября 2005, 20:18
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В ближайшее время должны быть подведены итоги III Драматургического конкурса «Действующие лица». Отнюдь не творческие конфликты в жюри и руководства премии вымелись на поверхность и заставили задуматься о премии, которая может претендовать на главный конкурс современных пьес.

        Сперва о самой премии.
        «Действующие лица» были основаны в 2002 году при поддержке РАО «ЕЭС России» и СПС, и уже тогда было ясно: Иосиф Райхельгауз пытался создать первую премию России в области драматургии. Роскошные денежные призы, издание лучшей десятки пьес в книге с толстой корочкой, вручение премий в Москве, жюри в составе известных актеров, писателей и режиссеров, богатый анонсный пиар и какое-никакое московское покровительство.

        В результате создавшейся помпы первый конкурс собрал нереальное количество пьес: пять сотен. Одновременно с этим было ясно и другое: премия «Действующие лица» создавалась из осколков драматургической части к тому времени почившего в бозе «Антибукера». Ведь он тоже премировал драматургов. В состав учредителей вошли Иосиф Райхельгауз, который был всегда заметен в жюри премии «Независимой газеты», и главный учредитель «Антибукера», бывший главный редактор НГ Виталий Третьяков.

        Сегодня это уже совершенно ясно, что значение драматургического «отдела» «Антибукера» для движения современной пьесы в России было культуртрегерским, просветительским, ударным. В те годы (середина 1990-х) это вообще была единственная официальная инстанция, признававшая за современной пьесой право на высказывание. «Антибукер» методично открывал для города и мира имя за именем: Иван Савельев, Олег Богаев, Василий Сигарев, Максим Курочкин, Евгений Гришковец имеют в своем досье фразу «лауреат «Антибукера». Две абсолютные, неоспоримые величины новой российской пьесы – «Пластилин» и «Русская народная почта» не прошли мимо этой премии, впитавшей в себя весь авторитет и теперь уже легендарный культурный пафос «Независимой газеты» эпохи Виталия Третьякова.

        «Антибукер методично открывал для города и мира имя за именем: Иван Савельев, Олег Богаев, Василий Сигарев, Максим Курочкин, Евгений Гришковец»

        В соответствии с логикой призыва «учите матчасть» нетрудно догадаться, что «Действующие лица» при прочих равных просто обязаны были превратиться в мощный и процветающий механизм по популяризации жанра, профильного для театра «Школа современной пьесы». Но этого не произошло.

        Премия до настоящей поры поворачивалась к театральному процессу своей вялой и инертной стороной, о ней мало говорили, мало писали, и более того – к ее голосу почему-то не прислушивались. Лицо «Действующих лиц» – мутное, непроявленное. Трудно понять вообще, какую драматургию желает пропагандировать и продвигать премия, где ее приоритеты, как они реализуются в лауреатских списках. Они кажутся случайными.

        Первый год принес Гран-при Александру Демахину, второй год – Ксении Степанычевой. Избегая обсуждать качество пьес, получивших первые премии, нам следует сказать о том, что даже знатоки современного театра и новой драматургии вряд ли смогут сказать что-то вразумительное по поводу судьбы этих драматургов-фаворитов и их пьес. Проще сказать: они потерялись.

        В «Действующих лицах» напрочь отсутствует постфактический промоушен лауреатов премии, отслеживание судьбы выбранных к победе пьес, задача их активного продвижения в мир театрального бизнеса. Премия прекращает работу ровно в тот момент, когда деньги розданы.

        Учредитель конкурса «Действующие лица» Иосиф Райхельгауз (фото ИТАР-ТАСС)
        Учредитель конкурса «Действующие лица» Иосиф Райхельгауз (фото ИТАР-ТАСС)

        Можно назвать это безответственностью, можно назвать чиновническим, министерским подходом к делу, можно объяснить просто инертностью и апатией. Возможно, у премии нет лица, которое бы ее олицетворяло, – как, скажем, у екатеринбургской «Евразии» есть Николай Коляда, известный агитатор своего жанра и борец за интересы не только своих уральских учеников.

        Возможно, театр «Школа современной пьесы» настолько увлечен своими проектами, что излишка сил для развития «Действующих лиц» просто недостает. У премии даже нет своего сайта – найти информацию об уставе, принципах отбора, составе жюри, шорт-листах и лонг-листах, координатах премии на самом деле крайне тяжело, не под силу даже «Яндексу». Помимо всего прочего, пообещав ставить пьесы-лауреаты, театр это обещание пока не выполнил.

        Но есть, пожалуй, и другая причина. Театральный критик Григорий Заславский, принимавший участие в судьбе драматургического раздела «Антибукера», всегда говорил о том, что на престиж этой, канувшей в Лету премии влияли сами тексты. В них, единожды точно выбранных жюри, уже заложена пружина самораскручивания.

        Там, где в дальнейшем появлялись «Пластилин», «Русская народная почта» или «Стальова воля», там тут же рекламировался бренд «Антибукера» – как знак качества. Эта премия брала тексты на самой первой кромочке их славы и сообщала легкое движение уже хорошо смазанным салазкам. В этой способности обнаружить предчувствие моды и заключалось основное умение «Антибукера», ни разу не ошибившегося с выбором.

        Вернемся к «Действующим лицам». За несколько дней до объявления десятки пьес, вышедших в финал, и за месяц до церемонии награждения в среде жюри разразился скандал, попавший на глаза общественности только благодаря самым неравнодушным членам жюри. В один прекрасный день, когда десятка была уже сформирована, члены жюри были поставлены перед фактом весьма своеобразного письма:

        «Членам жюри Всероссийского драматургического конкурса «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА».

        Организаторы Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» совместно с учредителями и генеральным спонсором обращают Ваше внимание на некоторые особенности формирования короткого списка пьес.

        Исходя из Устава «Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» считаем невозможным вводить в короткий список лучших пьесы, содержащие ненормативную лексику.

        Генеральный директор драматургического конкурса «Действующие лица» Андрюс Рашимас».

        Сегодня конфликт улажен. С одной стороны, простым указанием на то, что подобный пункт в уставе премии все-таки отсутствует, с другой стороны, «шантажом» нескольких членов жюри, пригрозивших выходом из состава коллегии. Очевидно, что подобная реакция на высокодуховные претензии вполне очевидна.

        И вправду, этот нравственный императив выглядит очевидной попыткой ввести цензуру, причем на основаниях, в которых можно углядеть все, что угодно, но только не идеологию.

        Странно заниматься современным искусством, если бояться или отвергать язык, ему присущий и свойственный. Немного яснее становится ситуация, если предположить, что это запрещение было адресовано прежде всего тексту Анны Кармановой и Артема Северского «Мы, вы, они…»

        Лауреат «Антибукера» Евгений Гришковец (фото ИТАР-ТАСС)
        Лауреат «Антибукера» Евгений Гришковец (фото ИТАР-ТАСС)

        В этой полуфантазийной-полудокументальной пьесе сосредоточились самые опасные тенденции современной России – межрасовая, межнациональная война. В школе маленького уральского города постепенно повышается процент богатых детей «кавказской национальности», которые вступают в открытый конфликт с бедными российскими детьми, подчиняют их своей воле. Это еще было бы полбеды: весьма двойственную, вынужденную позицию занимает в этом конфликте директор школы под «громкоговорящей» фамилией Сорензон…

        В финале русские дети просто взрывают на воздух свою альма-матер, ставшую для них сущим адом. Пьеса «Мы, вы, они…» – абсолютно несовершенный и даже коряво написанный текст – на самом деле обжигает душу и сознание. И даже не тем, что т а к есть на самом деле, а тем, что в принципе т а к может быть.

        И еще тем, что подобная фантазия – не важно, основана она на реальных фактах или нет, в каком процентном соотношении здесь находятся вымысел и реальность – может содержаться в головах молодых людей. Вот эта обеспокоенность пугает и волнует, эта взволнованность, граничащая с ответственностью за литературные поступки. Молодые рассерженные – это очень серьезно.

        История с матом наглядно демонстрирует, что пафос «убережения» аудитории от ненормативной лексики и всего «невозвышенного» ложен от начала и до конца. Не мат испугал директора премии, но прямой разговор о межнациональных конфликтах в современном обществе, конкретнее – об антисемитских и антикавказских настроениях. Дирекцию драматургической премии перепугал до смерти драматизм современной жизни.

        Для нашего времени, раздавленного поп-культурой и агрессивным потребительством, действительно характерно отрицание проблемного, сложного, конфликтного мира. Под толерантностью стали все чаще понимать упрощение. Сложное пугает.

        Драматургия – искусство конфликта. Этот жанр расцветает в эпохи общественных расколов и скрытых в глубине сознания гражданских войн. Нет ничего удивительного, что сегодня в России так востребованы современные «национальные» пьесы – прибалтийские, грузинские, белорусские, молдавские.

        После распада СССР империя дала бывшим союзных республикам не только независимость, но и сильнейший «пинок», отозвавшийся пассионарными взрывами маленьких народов, так или иначе сегодня придерживающихся антиколониальной и антиимперской политики. Расколотое вдоль и поперек, изнасилованное и инвалидное, российское общество не отстает от своих собратьев. Отстает только театр – пока еще не готовый говорить о сложном, не способный ни посмеяться над собственной историей, ни разобраться в запутанном настоящем.

        Борис Гребенщиков (www.aquarium.ru)
        Борис Гребенщиков (www.aquarium.ru)

        Пожалуйста, не бойтесь героев с обсценной лексикой! Культуры от отсутствия оных на сцене станет не больше. Да, наверное, выдержать это нелегко, как нелегко, например, было согласиться с Борисом Гребенщиковым, спевшим в прямом эфире у Диброва в субботу в полпятого дня песню с отчетливым словом «разпиздяйство». Наверное, в этом случае, в этих обстоятельствах это действительно было неуместно.

        Но тем не менее борьба с матом кажется одной из форм борьбы со сложностью, борьбою за упрощение. В неготовности принять мир таким, какой он есть, признать потребности современного литературного языка, которые никто здесь, я повторяю, никто не готов назвать н е о б х о д и м ы м а т р и б у т о м новой пьесы, заложены сугубо вегетарианские опасения, которые можно было назвать «страхом риска» или страшным сном министра культуры.

        Можно лишить пьесы мата, можно наложить вето еще на какую-либо тему в современной пьесе – будь то секс, политика или насилие. Главное – ради чего? Ради качества шорт-листа? Никак не получается...

        Тексты будут гладкими и серыми, пресными и беззубыми. А реальность будет отдаляться от нас, как философский пароход от одесского порта. И мы так и не разглядим в череде дней, в каком вечно меняющемся мире нам приходится жить и как меняется, невзирая на любые культурные запреты, язык нации.

        Эти заметки – все, что угодно, только не попытка поставить крест на премии «Действующие лица». Москве и движению современной российской пьесы такая премия очень нужна. Все это внутрицеховые размышления и критика не равнодушного к проблеме человека, имеющего некоторое отношение к премиям-конкурентам «Действующих лиц». Если приложить усилия и дать бразды правления в руки все-таки не чиновников, а людей театрального процесса, то прогресс станет неизбежным.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Коронавирус получил защиту от «агрессивных белых мужчин»

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        В рамках предлагаемой обществу концепции «солидарной ответственности» вирус становится фактически «меньшинством», чьи права можно нарушить высказыванием и чье «единственно верное» описание является юридически защищенной категорией. Подробности...

        Когда умер Лимонов, я попросил не говорить глупостей

        Захар Прилепин, писатель
        Само существование великой русской литературы есть залог бессмертия нации, и преждевременное прощание с ней – признак глупости и пораженчества. Что смерть Бондарева лишь заново высветила. Подробности...

        На нефтяном рынке играют в китайские шахматы

        Леонид Григорьев, профессор, завкафедрой мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ
        Модель ситуации, сходной с той, что сложилась на рынке нефти, существует в древних китайских шахматах: игроки – втроем – должны делать свои ходы с каменными лицами. Выигрывает один, но во время игры каждому игроку приходится делать ходы то в коалиции с партнером справа, то с партнером слева. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Википедия – оружие Третьей мировой войны

        Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
        Опасность ситуации в том, что у ресурса нет людей, которые могли бы вычитывать и действительно придавать нейтральный контекст каждой из статей, учитывая их несметное число. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев

        Эпидемия отменяет демократию

        Артём Бузила, публицист
        Главнейший институт демократии – выборы – под угрозой во многих западных странах, от Польши до США. Это такой момент истины: что важнее – демократия сама по себе или все же жизни людей. Подробности...

        Они всерьез играют в то, что могут умереть

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        Щекотать себе нервы, добавляя адреналина просмотрами апокалиптических фильмов, приятно. Или чувствовать себя героем, затарившись гречкой. Я только что из Донбасса. Там шестой год реальный постапокалипсис. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Власть в мире перешла к врачам

        Василий Федорцев, политолог, германист
        Евросоюз сейчас превратился в подобие большой больницы, где все отделения – инфекционные. В каждом отделении есть свой заведующий, но место главврача в больнице пустует. Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев

        Эпидемия приведет к возрождению национальных государств

        Евгений Крутиков, военный эксперт
        Коронавирус имеет все шансы за считаные месяцы переформатировать всю мировую экономику, отменить старые политические тенденции и создать новые, а также кое-что подправить в психологии целого поколения. И, возможно, даже изменить вектор развития мировой науки. Подробности...
        Обсуждение: 38 комментариев

        Грета Тунберг, ты довольна?

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Когда человек говорит: «Я далек от теории заговора», это значит, что он сейчас будет лепить конкретную теорию заговора. Ну так вот, я далек от теории заговора. Но схемы настолько очевидно схожи, что ощущается одна рука. Подробности...
        Обсуждение: 56 комментариев

        Вирус – это не живая материя, а идея

        Герман Садулаев, писатель, публицист
        Следует философски заключить, что вирус – не «кто», даже в самом широком смысле, а «что», то есть не существо, а вещество, вещь, явление, событие или идея. Вирус не просто не-жизнь, он противоположен, противопоставлен жизни. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............