Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

10 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
11 сентября 2015, 08:02 • Клуб читателей

Севастополь ждет новых действующих лиц

Евгений Петров: Севастополь ждет новых действующих лиц

Севастополь ждет новых действующих лиц
@ из личного архива

Подслушал в крымском кафе разговор. За соседним столиком сидела милая дама средних лет с двумя спутниками: визави, похоже, были приезжими, а дама – из местных предпринимателей. Речь шла о бизнесе в новых российских реалиях.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Евгения Петрова о его впечатлениях от пребывания в Крыму.

Фраза, запомнившаяся мне дословно: «москвичи считают нас дураками!

Многие мои знакомые этим летом потянулись в Крым. Уж не знаю, чем это стремление объяснить: то ли подъемом патриотизма, то ли падением курса рубля, в любом случае, это заслуга правительства.

Потянулся в Тавриду и я вместе с молодой интеллигенцией, крепкими мужиками и бальзаковскими дамами, кажется, в самолете сидел весь срез нашего общества. На этот раз это был не «Боинг» и не «Эйрбас», а наш родной Ту-204 – не будучи особенно искушенным пассажиром, никакой разницы между «тушкой» и иномарками я не заметил, ни по степени комфорта, ни по летным качествам. А лететь на российском самолете в российский Крым было вдвойне приятнее.

В Севастополе железнодорожный вокзал практически закрыт за ненадобностью, что, конечно, очень грустно. У меня все детские воспоминания были связаны с этим вокзалом – после долгого трехдневного пути поезд наконец въезжает в первый туннель, и среди белого дня наступает ночь, и так шесть раз.

Где лучше всего можно узнать мнения жителей полуострова, не прибегая к социальным опросам? Самый простой способ – это сесть в общественный транспорт и послушать разговоры, что я и не преминул сделать. Начнем, пожалуй, с дорожных указателей, баннеров и различных вывесок. Надписи на украинской мове мне встречались гораздо реже, чем в прошлом году, только однажды на бензоколонке было написано ДП. Я долго не мог понять, что означает эта аббревиатура, потом сообразил, что ДП – это дизельное палево.

#{smallinfographicright=735549}И уж если речь зашла о топливе, то цены здесь на 92-й бензин в среднем на пять рублей выше, чем на материке. Остальные продукты и товары стоят раза в полтора, а то и в два дороже, чем в родных пенатах.

Цены на жилье вообще столичные, так что Крым – один из самых дорогих регионов России, если не самый дорогой. И вряд ли это обстоятельство радует местное население, особенно самую незащищенную его часть – я говорю про пенсионеров.

Но, как ни странно, именно люди пожилые не испытывают ностальгии по украинскому прошлому (почерпнуто мною из общественного транспорта). И когда вдруг вспыхивают разговоры о некомфортной нынешней жизни, то в ход идет железобетонный аргумент: «А вы что, хотите, чтобы было как в Донбассе?».

Возразить тут нечего, но все же сравнивать надо не с Донбассом, а с другими регионами страны – если мы одна страна, а мы одна страна, в этом нет никакого сомнения. Вот об этом должно думать наше руководство. Все отговорки про сложности переходного периода уже пора оставить. 

Если говорить о магазинах, то в супермаркетах довольно пусто – это тоже тревожный признак: речь не о товарах, а о покупателях. Товары есть, и что приятно удивило, в этом году на прилавках были знакомые пивные российские бренды, начиная от «Балтики» и заканчивая «Сибирской короной», а вот что удивило неприятно, так это отсутствие основных российских банков.

Сбербанк в Крыму не работает, и сдается мне, что не в последнюю очередь это связано с боязнью санкций. Зато появился ранее неведомый банк РНКБ, у него уже солидная сеть банкоматов и офисов, и пока крупные финансовые игроки присматриваются, РНКБ получает прибыль.

На рынках народа побольше, но, судя по всему, основная часть – это туристический люд. Пусть первым бросит в меня камень тот, кто скажет, что туристический сезон в Крыму сорвался, что пляжи пусты, а гостиницы не заполнены. На пляже к морю не подойти, не наступив на коричневые тела отдыхающих, их здесь в изобилии и, что особенно радует, очень много детей.

Много раз слышал, что в Крыму плохие дороги: на мой взгляд, так говорят те, кто редко выезжал за пределы МКАД, и если сравнивать здешние дороги с российской глубинкой, то сравнение не в пользу последней.

Дороги в Крыму делают, это видно невооруженным взглядом, но вот о соблюдении ПДД водителями говорить не приходится. Ездят здесь довольно лихо – сплошная разметка для многих не является преградой, а пешеходный переход не гарантирует, что тебя пропустят автомобилисты. При мне одного такого неосторожного пешехода увезли на скорой помощи, дай бог ему здоровья.

Хотя сейчас в Крыму много пришлых автомобилистов из восточных регионов Украины, их здесь называют «ананасами» по первым буквам на номере. Создалось впечатление, что эту категорию в Севастополе не сильно любят: действительно, на беженцев эти люди на «мерседесах» и «лексусах» мало похожи.

Нынешний адмирал-губернатор у севастопольцев не в почете, его именем называют даже ямы на дорогах. Бывший народный мэр Алексей Чалый тоже как-то потерялся из виду, не хватило ему решительности Аксенова – то буду мэром, то не буду. Севастополь ждет новых действующих лиц, новых политиков.

А вот еще один «подслушанный» в кафе разговор. За соседним столиком сидела милая дама средних лет с двумя спутниками: визави, похоже, были приезжими, а дама – из местных предпринимателей. Речь шла о бизнесе в новых российских реалиях.

Оказывается, далеко не все деловые люди сумели преодолеть новую бюрократическую машину, пришлось закрыться даже тем, кто был в плюсе. А вот фраза, запомнившаяся мне дословно: «москвичи считают нас дураками!». Мне захотелось вклиниться в разговор и утешить бизнесвумен, дураками они считают не только вас, есть у некоторой категории москвичей что-то от богоизбранности.

Так что не все просто, не все гладко в российском Крыму, да и было бы наивно полагать, что за пару лет можно решить годами копившиеся проблемы. Главное – нет уныния, нет скучных лиц, люди живут, работают, а санкции делают их только крепче и, если хотите, злее. Ведь чем больше пресс, тем больше кристаллизация (вспомните, как получают искусственные алмазы из обычного графита).

Политика Киева по «возращению» Крыма довольно любопытна. Сначала энергичные хлопцы в вышиванках дружно скандируют – «Чемодан, вокзал, Россия!». Потом вдруг удивляются, что крымчане так и поступили: ушли в Россию, прихватив с собой чемодан. Тогда, очевидно от большой заботы, они отключают Крыму воду, свет и ждут возвращения блудного сына – сам придешь. Не придет, оставьте надежду.

..............