Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

15 комментариев
29 января 2015, 07:56 • Клуб читателей

Постарайся стать человеком

Вячеслав Маликов: Постарайся стать человеком

Постарайся стать человеком
@ из личного архива

В России число парковочных мест даже у новостроек невелико, страдают все: от самих автомобилистов до детей. Попробуйте подойти к любому такому автомобилисту, ставящему машину на тротуар, и спросить, зачем он так поступает.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Вячеслава Маликова о том, почему во всех бедах мы виним государство и окружающих, а не самих себя.

Одной отличительной чертой голливудских фильмов является персонифицирование борьбы. Всегда есть герой и антигерой. На этом построена целая индустрия развлечений. Ведь, по сути, если не было бы этого приема в искусстве, его стоило бы выдумать.

Каждый ждет, что его оценят, будут относиться к нему с уважением, а потом он тоже начнет себя вежливо вести. Но не раньше

Представьте себе картину, в которой супергерой сражается не с хитроумным злодеем или группой злодеев, а, скажем, с падением небоскреба? Или с наводнением? Или с чудовищным заболеванием?

Вы скажете: «Есть такие фильмы», – но будете правы лишь отчасти. Нельзя воевать с небоскребом, можно лишь разбирать завал после его падения. Нельзя бороться с наводнением, можно лишь ликвидировать его печальные последствия. Нельзя схватить за руку заболевание, можно лишь выдумать вакцину.

Герою нужен антигерой, точнее, антигерою нужна персонализация. Впрочем, это касается и героя. Иначе все картины выглядели бы еще бессмысленнее.

Например, облака при помощи дождя борются с лесным пожаром. Солнечные лучи ликвидируют последствия наводнения. Земля героически выживает без воды. Гольфстрим меняет направление и мощность потока из-за таяния льдов.

Вы бы пошли на такие фильмы, которые похожи скорее на зарисовки о природе? Скука, ни сюжета, ни намека на интригу.

Поэтому когда возникают в умах у нас или не у нас фразы типа «Обама виноват», или «Меркель обманула», или «Путин слил», хочется спросить: они вот так взяли и в одиночку все сделали? «Нет, с приспешниками!» – ответите вы. А сколько у них должно быть приспешников? Один, пять, сто?

Нельзя умалять вины Горбачева в развале СССР, но если бы вокруг него были надежные и верные сыны своей Родины, Союз стоял бы сейчас крепче прежнего: посмотрите на Китай.

То же самое с Николаем Вторым. Рядом с ним не нашлось даже одной верной роты солдат, чтобы защитить, ни одного придворного, чтобы рассказать царю правду о том, что народ выступает не против него лично.

Или другой пример – Адольф Гитлер. В одиночку всю Европу завоевал? А потом в одиночку из всей объединенной нацистской Европы напал на СССР, а вся Европа сидела и переживала: «Ах, какой нехороший Адольф»?

#{image=865279}А Обама? Он там в одного и подслушивает, и шпионит, и цветные революции устраивает, и санкции вводит? Да, точно, у него команда. А до него все века та же самая команда старалась? Все те же самые пять сверхчеловек из администрации президента?

Персонифицирование есть побочный эффект нашей антропоцентричной модели мировоззрения. Пока мы не встретим другие разумные формы жизни, это вполне оправданная модель поведения.

Но персонифицирование сродни тому самому дереву, за которым леса не видно. Приведу наглядный пример.

В России число парковочных мест даже у новостроек невелико, страдают все: от самих автомобилистов до детей. Машины стоят и вдоль домов, и поперек, и на тротуарах, и перед мусорными баками, и во дворе, и за домом, и на газоне, и на детской площадке.

Попробуйте подойти к любому такому автомобилисту, ставящему машину на тротуар, и спросить, зачем он так поступает. Получите помимо отборного мата и ряд вопросов с вызовом:

– У тебя машина есть?

– Я что, один так ставлю?

– А почему к другим не подошел?

– И что?

Вопросы типа «Где ходить детям?», «Про штраф за неправильную парковку слышал?» (и так далее) у такого человека не возникают. Как не возникает и вопроса «Где проедет пожарная машина, буде его квартира начнет гореть?» или «Где встанет скорая, если у него случится приступ с перепоя?».

Да, ставить машину негде, кроме как на платной парковке за соседним домом. Двор маленький. Но это не волнует гражданина. Волнует только то, что он нашел себе место поближе к подъезду: все нормально, проблемы остальных не волнуют.

И такой человек и дома, и на работе, и в дороге будет искренне ненавидеть и президента, и правительство, и полицию за то, что они не делают его жизнь лучше. А что он может? Он выживает как может, толкая других и вытирая о них ноги, «как и эти чиновники».

Ведя себя по-хамски в своей жизни, человек хочет, чтобы к нему относились с уважением. А вот если будут с уважением, он, может быть, еще и подумает, может, тоже будет не так сильно толкать окружающих в своей вечной толчее у кормушки жизни.

Человек хочет, чтобы ему создали все условия для жизни, но сам их создавать не хочет. Он же маленький человечек, что он может, какие его силы? Он что, новый генплан начертит, парковку подземную построит?

А направить запрос в местную думу с требованием рассмотреть обязательные поправки к законам, обязывающие строить парковки даже в социальных новостройках, он направить не может? Собрать инициативную группу под это дело ему Путин не дает?

Ладно, нет желания делать свою жизнь лучше, так живи в этой нормально. Тоже нет?

Взгляните на свой подъезд. Там стены и лифт маркером тоже Путин расписал? Представляете, как он устает, мотаясь по всем городам и поселкам самой большой в мире страны и хулиганя? С зажигалкой тоже он плафоны закоптил? В углу лужу сделал кто? Тоже он? Или мэр приезжал со свитой? Губернатор? Может, начальник ЖЭКа отметился? А кто тогда?

Каждый ждет, что его оценят, будут относиться к нему с уважением, а потом он тоже начнет себя вежливо вести. Но не раньше. Пока будут грубить, он тоже будет грубить. «Парковку не сделали – нассу в лифте, выражу свой социальный протест, отдам, так сказать, гражданский долг!»

И во всем окружающем мире человека виноват не он, не народ, а некая личность, скажем, у власти. Из-за этой самой личности у него нет парковки, нет квартиры, нет хорошей работы, нет хорошей жены, хороших манер, из-за этой самой личности у него все эти вредные привычки, а также перелом двух ребер, недосып и запор.

Он же хороший! Его даже голливудские фильмы учат, что он герой, просто еще не раскрывшийся. И у него есть антигерой – губернатор, мэр, полицейский, терапевт в поликлинике, президент, вся Дума поименно. Вот они, враги, вот он, корень зла! Враг персонифицирован, можно обвинять его во всех бедах. Кстати, в соседней стране данный стиль поведения возведен в ранг государственной доктрины.

Если человек ведет себя как дикарь, хам, тунеядец, бездарь, пьяница, бестолочь, не стоит ему ждать к себе нормального отношения ни от соседей, ни от властей. Власть настроит домов – жильцы загадят подъезды. Власть сделает платные парковки – люди будут ставить машины на газоны и тротуары. Власть разобьет парк – люди там намусорят. В стране случится кризис – люди скупают машины, квартиры, выводят деньги в валюту, еще больше уничтожая свою же экономику и делая вид, что они бедные и их обижают.

Словом, нам надо перестать хамить друг другу, подрезать друг друга на дороге, надо научиться поднимать свой мусор и нести его до урны, не выгуливать своих блохастых на детских площадках и не парковать свои машины на тротуарах, не гнать на красный и перестать давать взятки полиции и чиновникам. Надо показать власти, что она не с быдлом дело имеет, а с народом, который в первую очередь уважает себя и не создает вокруг себя свинарник.

А потом уже и требовать уважения от властей для себя. Хотя, мне кажется, перестав вести себя по-хамски, каждый увидит, что никакого неуважения и нет. Не уважают человека как раз его соседи, друзья, горожане. Ведь каждый чиновник – такой же человек, как и остальные граждане, ходил с нами по одним тротуарам в одну школу и сидел в одном с нами подъезде.

У нас, у своих соседей, он и научился с самого детства толкать других и вытирать о людей ноги на примере своих родителей и своих соседей, когда его, еще маленького, водили по сугробам мимо припаркованных на тротуарах машин и когда он учился читать по корявым надписям на стенах подъезда.

Виноват не кто-то у власти, виноваты мы все и каждый из нас лично. И вы тоже.

Не ждите уважения к себе, научитесь уважать других, подайте пример своим детям. Возможно, из них вырастет хороший чиновник или хотя бы хороший гражданин.

А тот человек на машине старается теперь не ставить машину на тротуар. Хотя бы старается. Постарайтесь и вы стать человеком.

..............