Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
27 ноября 2014, 17:35 • Клуб читателей

Общество должно реформировать свой взгляд на религии

Василий Тютин: Общество должно реформировать свой взгляд на религии

Общество должно реформировать свой взгляд на религии
@ facebook.com/profile.php?id=100001758875578

Как бы не были сильны позиции РПЦ, БГ и Римского Папы, стоит признать, что современное общество и государство декларируется как атеистическое или светское. То есть присяга на Библии – это просто такой милый спектакль.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Василия Тютина, в котором он рассуждает, что может сделать государство, чтобы вернуть в общество правила этики и морали.

Общество должно интеллектуально признать возможность существования непостижимого

Хотелось бы расширить тему, поднятую в статье Александра Разуваева «Реформация Церкви давно назрела».

На мой взгляд, назрела не просто реформа церкви, в частности православной, но реформа общественного отношения к вопросам этики и религии, реформа отношения к этим вопросам государства.

Пора обратить внимание на то, что разворачивается конфликт огромной энергетики и глубины. Конфликт между актуальным «официальным» взглядом на устройство мира и теми, как бы устаревшими, представлениями, на которых этот мир в части человеческой цивилизации держится.

Как бы не были сильны позиции РПЦ, БГ и Римского Папы, стоит признать, что современное общество и государство декларируется как атеистическое или светское. То есть присяга на Библии с этой точки зрения – это просто такой милый спектакль, как и прочие элементы культурно-массовой работы, направленной на поддержание старых добрых традиций.

Пора обратить внимание на то, что разворачивается конфликт огромной энергетики и глубины (Фото: Reuters)

Пора обратить внимание на то, что разворачивается конфликт огромной энергетики и глубины (фото: Reuters)

Вся ткань культурной, общественной и политической жизни растворена в таком мощнейшем двуличии, притворстве и лицемерии, что все Политбюро со своим курсом истории ВКПБ нервно курит в стороне.

Атеисты поминают Бога на деньгах (вспомните портреты Ленина), атеисты говорят, что Бог создал людей равными, атеисты снимают сказки про дьяволов и вампиров.

Люди окружены тотальной чушью, с их точки зрения, и вынуждены этой чуши подыгрывать. Они правда уже почти забыли, что Рождество – это не рекламная акция газировки, но жизнь по прежнему перенасыщена символами несуществующего.

И, что гораздо важнее, опирается на моральные принципы, имеющие фундамент в несуществующем – в представлении о духовном развитии, о подготовке человека через земной путь к вхождению на путь небесный – все это одновременно является и как бы общепринятым, и так же насмешливо отвергаемым.

За последнее несколько лет вышла целая череда фильмов – «ремейков» мысли Достоевского о том, что «без Бога все дозволено»: «Волк с Уолл-стрит», «Грязь», «Выживут только любовники» и целых три «Неудержимых». Мировая культура все отчетливее показывает, что мораль – удел слабых и бедных. Инструмент манипуляции, эффективный при мощной информационной и силовой поддержке.

С другой стороны, количество образованных и развитых людей, которые чисто эмпирически пришли к ощущению присутствия Бога, также весьма значительно. Они строят свои моральные принципы и требования к окружающему миру на искренней уверенности в наличии у них оснований считать реальными свои заповеди и обряды.

Я при взгляде на церковь не могу не признать, что это самое совершенное, что создано человеком.

Время, когда возможно было «растягивать резинку», вмещать в общество и тот и другой подход, похоже, проходит. Ситуация радикализируется. Сформировавшиеся под влиянием атеизма общественные нравы и понимание направления этого развития (неуклонно ведущее к новому типу информационно-силового тоталитаризма) уже не могут приниматься другой частью общества.

Мир естественным образом разделился. Знамена атеизма поднимает протестантская Америка (что в очередной раз подтверждает, насколько ее элиты и функция далеки от народа), знамена религиозного общества поднимают исламские государства.

В своих крайних формах оба направления развития представляются одинаково неприемлемыми для русского человека, прошедшего через горнило атеистического союза и воспитанного на православных традициях.

Есть ли какой то выход из этой ситуации? На мой взгляд, есть.

Общество должно реформировать свой взгляд на религии. Пора обратить внимание на то, что мы живем в мире несуществующих, но вполне реальных вещей – программных продуктов, виртуальной реальности.

Это может помочь нам принять мысль о нетождественности информации и ее носителя и допустить теоретическую возможность переноса информации из одной среды в другую. Что делает вполне допустимой постановку вопроса о возможности продолжения существования человека, находящейся в некоторой зависимости от сформированности предполагаемого субъекта существования.

Проще говоря, общество должно интеллектуально признать возможность существования непостижимого и, как ни странно, законодательно это закрепить. Конституция должна говорить не о заявлении государства как светского и не об отделении церкви от государства, а о признании духовного развития как важнейшей ценности и основании моральных принципов существования государства.

При этом различные религии являются формами организации граждан для реализации путей достижения этих целей. Объявить своеобразный религиозный федерализм. Возможно, хотя это предмет отдельного обдумывания, установить территориальные границы «религиозных автономий». И далее, внутри этих автономий, уже вести работу над реформированием каждой из них.

Понятно, что такой подход требует детальной проработки и подготовки, что он может утонуть в насмешках одних и гневе против еретиков со стороны других. Но он похож на стратегию. А она, похоже, решает многие проблемы.

..............