Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
24 апреля 2017, 08:18 • В мире

Французам предстоит выбор между тихим угасанием и тяжелой борьбой

Французам предстоит выбор между тихим угасанием и тяжелой борьбой
@ Christian Hartman/Reuters

Tекст: Виктория Никифорова

Во второй тур президентских выборов во Франции вышли Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен. Разрыв между ними минимален, и французское общество ждет болезненный раскол перед лицом очень тяжелого решения, что предпочесть – «шоковую терапию» для всей Европы или капитуляцию перед лицом глобализма.

Президент США Дональд Трамп назвал выборы во Франции «очень интересными», хотя никаких сюрпризов они не принесли. В последнее время мы привыкли к драматическим расхождениям между прогнозами и результатами голосования. То Трамп побеждает Хиллари Клинтон вопреки всему, то значительно хуже ожидаемого выступает Партия свободы Герта Вилдерса. Но во Франции исход первого президентского тура практически полностью совпал с прогнозами на его счет: вся четверка лидеров среди 11 кандидатов получила ровно те результаты, которые предсказывались им по опросам.

Населению Франции предстоит подумать еще две недели и выбрать между двумя сценариями – терпеть, чтобы не стало еще хуже, или сломать систему, попробовав начать все заново

Путевку во второй тур в итоге получили лидер движения «На марше» Эммануэль Макрон, ласково прозванный в народе «кандидатом Ротшильдов», и лидер Национального фронта Марин Ле Пен. Спустя две недели – 7 мая – они вновь поборются за пост президента. Этот день станет судьбоносным не только для Франции, но и для всей Европы.

Внешне 11-е президентские выборы в Пятой республике проходили вполне спокойно. Это можно считать большим достижением для истерзанной терактами страны. Усиленные меры безопасности, патрули на улицах, многоуровневая охрана кандидатов и их штабов оправдали себя – новых атак не случилось. Разве что дежурно отметилась группа Femen – девушки сняли с себя исподнее на участке, где должна была голосовать Марин Ле Пен. Привычные к их акциям ажаны вынесли акционисток на улицу.

При этом явка не оказалась рекордно низкой, чего опасались перед выборами, а вполне приличной – 81 процент, что больше, чем в 2012 году.

Заморские территории страны предсказуемо отдали большинство голосов  Жан-Люку Меланшону. Этот крайне левый кандидат обещает французам сокращенную рабочую неделю, мигрантам – французские паспорта, а беднякам – конфискацию всех частных состояний больше 400 тысяч евро в пользу государственного бюджета.

Ожидаем был и успех глобалиста Макрона у французов, проживающих за границей: в Канаде, например, он сумел набрать 45% голосов. Его высокий результат в континентальной Франции тоже выглядит логично – кандидата спонсирует крупный капитал, в том числе французские Ротшильды, в банке которых он и начал свою карьеру. Накануне выборов шесть миллионов французов получили телефонное сообщение от Макрона с призывом проголосовать за него – на такой нестандартный и дорогой пиар у его конкурентов попросту нет средств.

Макрон остается любимцем СМИ – и французских, и англосаксонских. С осени прошлого года они продвигают его словно кинозвезду. А после того, как Макрон провозгласил курс на сближение с Германией, его поддержало и руководство ФРГ. Президент Франсуа Олланд практически официально объявил его своим преемником, хотя, учитывая катастрофически низкий рейтинг самого Олланда, это был не самый мудрый ход с его стороны. В любом случае, лидер движения «На марше» практически обеспечил себе пост президента.

Весьма достойный результат лидера Марин Ле Пен, лишь ненамного отставшей от Макрона, грозит обернуться для нее пирровой победой. Четверка кандидатов-лидеров поделила голоса избирателей практически поровну. Во втором туре Макрон и Ле Пен будут бороться за голоса тех, кто поддержал правого Франсуа Фийона и левого Меланшона. И нет никаких сомнений в том, что весь электорат Меланшона стройными рядами пойдет голосовать за Макрона. Левым нравится его политкорректность, «немецкая» любовь к мигрантам и сентиментальная риторика на тему униженных и оскорбленных. За это они готовы простить ему и глобализм, и атлантизм, и даже профессию банкира.

Макрона поддержат и все национальные меньшинства, особенно мусульмане, которых откровенно раздражает жесткая антиисламистская риторика Ле Пен. На сегодняшний день число «некоренных» французов уже перевалило за четверть от всего населения страны.

Для поклонников Франсуа Фийона, напротив, логично было бы пойти за Марин Ле Пен. Однако лидер Национального фронта отпугивает их своей решительностью в подходе ко многим болезненным вопросам. Решения, предложенные ею – высылка нелегалов, выход из ЕС и НАТО, отказ от евро – шокируют многих обывателей, которые, помимо прочего, опасаются бунтов в среде мигрантов, которые могут перейти в гражданскую войну.

В то же время разрыв с ЕС больно ударит по экономике Франции, госдолг которой скоро сравняется с ВВП. Брюссель уже повышает ставки кредитов, выдаваемых Парижу. В случае Frexit придется платить по всем долгам, только никаких кредитов уже не будет. Что до отказа от евро, он имеет свои положительные стороны, но на такой шаг пока не рискует пойти даже хронически преддефолтная Греция.

Правый поворот, который Фийон предлагал осуществить плавно и без резких движений, Ле Пен планирует выполнить на полном ходу. Конечно, у Нацфронта есть свой сплоченный и идейный электорат, который придет голосовать за своего лидера 7 мая. Но новых сторонников будет найти тяжело.

На Ле Пен сейчас обрушатся все: и СМИ, лелеющие Макрона, и политическая элита, которая на фоне Марин смотрится кучкой соглашателей, и «разгневанные массы трудящихся». Не успел закончиться первый тур, как на улицы Парижа уже высыпали «антифа» с замотанными лицами и принялись бросать камни в полицейских. Их не устраивало то, что «фашистская» Ле Пен прорвалась во второй тур.

Кстати, Объединение по координации борьбы с террористами уже обеспечило Ле Пен охрану на уровне «3», что означает высокую вероятность покушения. Тщательнее охраняли только Фийона – на уровне «2».

Сейчас Пятая республика расколота пополам – так же, как и Великобритания накануне Brexit, так же, как и США перед финальной схваткой Клинтон – Трамп. Ле Пен и Макрон воплощают прямо противоположные пути развития страны.

Выбрав Макрона, Франция обречет себя на подчинение Германии и покорное следование ее курсу в ЕС. Либеральная экономическая политика, построенная на дешевой ввозной рабочей силе и снижении зарплат для местных, ускорит темп. Бессмысленное противостояние с Россией будет нарастать. Проблемы исламизма и терроризма продолжат обостряться. Не однопартиец, но фактический преемник Олланда сделает все, чтобы продолжить курс своего патрона – самого непопулярного президента Пятой республики.

Ле Пен, предлагающая закрыть границы и радикальные мечети, посадить имамов-экстремистов и возродить национальную промышленность, является полным антиподом Макрону. Это проявилось даже в том, как они отреагировали на теракт на Елисейских полях, случившийся накануне выборов. Ле Пен возмущалась, почему никто из кандидатов не обсуждает эту тему – «важнейшую из всех сегодня». Макрон хладнокровно констатировал, что терроризм представляет собой «проблему, жить с которой нам придется еще много лет».

Населению Франции предстоит подумать еще две недели и выбрать между двумя сценариями: терпеть, чтобы не стало еще хуже, или сломать систему, попробовав начать все заново. Последнее решение – в пользу национального суверенитета – требует огромной силы воли. Возможно, лидер Нацфронта совершит чудо и сумеет мобилизовать всех возможных избирателей. Если же нет, она повторит судьбу своего отца.

В 2002 году Жан-Мари Ле Пен сумел пройти во второй тур президентских выборов. За этим последовала мощная антилепеновская кампания, в рамках которой политика обвиняли во всех смертных грехах. Перепуганные избиратели предпочли проголосовать за «меньшее зло» в виде Жака Ширака. Франция продолжила идти прежним курсом, что и привело ее на сегодняшнюю развилку – медленное угасание в тисках глобальных структур или трудная борьба за независимость с непредсказуемым исходом.

..............