Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
28 июля 2020, 22:05 • Экономика

Китай нашел деликатес в российских курах

Китай нашел деликатес в российских курах
@ Александр Рюмин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Россия совершила настоящий рывок на рынке мяса птицы: от импорта «ножек Буша» до экспорта собственной продукции в Китай. Путь к завоеванию китайского рынка был долгим и непростым: переговоры шли целых семь лет, в них участвовали даже первые лица двух государств. При этом Россия оказалась дважды в выигрыше – Китаю оказались нужны те части птицы, которые у нас никто не ест.

Россия в 11 раз нарастила экспорт мяса в Китай. Год назад было поставлено лишь 7 тыс. тонн, а в этом году – уже почти 80 тыс. тонн. Поднебесная впервые стала крупнейшим импортером российского мяса по итогам шести месяцев этого года. Таковы данные Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Если так пойдет и дальше, то по итогам года вполне можно ждать 160 тыс. тонн.

До сих пор только Украина была главным покупателем российского мяса за счет поставок в Донецкую и Луганскую народные республики. Но теперь на Китай пришлось 54% всего экспорта российского мяса, а доля Украины сократилась с 28% до 16%, хотя в деньгах отгрузка продукции выросла (с 42 до 53 млн долларов). 

Нарастить экспорт мяса в Китай удалось за счет в основном мяса птицы (плюс немного говядины). В прошлом году в первом полугодии китайцы купили скромные 848 тонн, тогда как в этом году – в 70 раз больше, 71,2 тыс. тонн мяса птицы. Для Китая Россия оказалась на третьем месте по поставкам мяса птицы после Бразилии и США.

Мясная отрасль России прошла долгий путь от импорта мяса до полного самообеспечения, и наконец наступил третий важный этап. России удалось прорваться на экспортные рынки. Рынок мяса птицы уже давно насытился, из-за перепроизводства цены внутри страны остаются стабильно довольно низкими. Новый толчок роста птицефабрикам может обеспечить только экспорт. И возможности выйти на новые рынки они ждали долго.

Как России удалось совершить такой рывок? 

Пусть к такому успеху был непростым и небыстрым. После развала Советского Союза сельское хозяйство пришло в упадок. Прилавки заполонили импортные товары. В то время Россия была нетто-импортером практически по всем видам продуктов. Мы импортировали 70% мяса птицы, 40% свинины и 45% говядины.

«Россия тогда оказалась в глобальной зависимости от импорта мяса. В определенные годы импорт мяса птицы – американские окорочка и бразильское мясо – достигал полутора миллионов тонн. Если бы что-то случилось, то непонятно, где бы мы взяли мясо»,

– говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Показательно, что первыми крупные инвестиции в российское птицеводство сделали американские фонды: после дикой девальвации 1998 года импорт стал практически недоступен россиянам, но американцы видели потенциал спроса внутри страны. И они построили в Липецкой области первую по-настоящему современную птицефабрику (теперь принадлежит «Черкизово»). На тот момент она была самой крупной и самой современной.

Второй важный шаг – в 2003 году на импорт птицы, свинины и говядины ввели тарифные квоты, то есть поставки сверх установленных квот обложили высокой пошлиной. «Это было сделано для того, чтобы поднять цены на мясном рынке и обеспечить рентабельность предприятиям. Чтобы инвесторам стало интересно вкладываться в разрушенное сельское хозяйство, а банки поверили, что выданные кредиты будут возвращены», – говорит собеседник.

Третий шаг – это запуск в 2006 году национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», внутри которого был проект по развитию животноводства. В 2008 году он трансформировался в госпрограмму развития сельского хозяйства, на которую в среднем выделялось 200 млрд рублей в год. Главная мера поддержки, которая сработала – предприятия получили льготные кредиты на восемь лет. «Это сделало кредиты доступными, и инвесторы стали поворачиваться лицом к мясной отрасли», – говорит Юшин.

Наконец, в 2012 году Россия отменила льготный таможенный тариф для ряда крупных импортеров свинины и птицы, в основном из Южной Америки. Все это привлекло инвесторов в отрасль. Причем не только отраслевых, но совсем далеких от мясного производства – компании типа «Сибнефти», ЛУКОЙЛа, Газпрома и «Интеко».

С начала 2000 года и по сей день птицеводство ни разу не падало, а только росло. Объемы производства мяса птицы в России выросли с 670 тыс. тонн в конце 90-х годов до практически 5 млн тонн в 2019 году. Россия входит в пятерку крупнейших производителей мяса птицы в мире. А теперь стала еще нетто-экспортером мяса птицы. Россия продолжает импортировать мясо птицы фактически только у Белоруссии в рамках Союзного государства. Из дальнего зарубежья поставки минимальны.

Когда Россия обеспечила собственные потребности, остро встал вопрос о выходе на зарубежные рынки. А это дело не такое простое. С Китаем переговоры велись целых семь лет.

«Большинство стран мира просто так свои рынки не отдают. Во время одной из опиумных войн в середине XIX века англичане сказали китайцам: или вы откроете нам свой рынок, или мы вас познакомим со всей мощью современного оружия. Даже тогда Китай не открывал свои рынки просто так, а выторговывал себе наиболее выгодные условия. Россия тоже не должна отдавать свой рынок – лакомый кусок – за просто так. Мы всегда должны требовать что-то взамен», – говорит Юшин.

Второй важный момент – России необходимо было доказать китайцам безопасность животноводческой продукции. Потому что болезней животных очень много.

«Необходимо было решить множество вопросов, связанных с ветеринарными требованиями, сертификацией, аттестацией и т. п. Российским производителям необходимо было пройти аудиты китайской стороны, адаптировать продукцию под нужды китайских потребителей и прочее», – говорит зампредседателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов.

«Велась очень кропотливая работа на всех уровнях. Переговоры с Китаем вел не только Россельхознадзор, который представлял огромный объем информации и переводил ее на китайский язык. Один раз 700 страниц переводили. В переговорах участвовало все руководство Минсельхоза. Более того, тему доступа российского мяса – птицы, свинины и говядины – на рынок Китая обсуждали высшие руководители стран.

Зачастую такие вопросы надо поднимать на высоком политическом уровне, чтобы получить взаимные торговые уступки»,

– рассказывает Юшин.

Еще одно важное отличие – это усиление в последние годы роли МИДа в расширении экспорта российской продукции.

«Торговля – это еще и большая политика. Несколько лет назад мы стали готовить настоящих сельхозатташе. Их задача не чем-то импортным накормить Россию, а двигать российские интересы на зарубежных рынках.

Торгпредставители с большим энтузиазмом работают над тем, чтобы российская продукция выходила на новые рынки», – рассказывает собеседник. Между США и Китаем постоянно случаются то дипломатические, то торговые войны, и Россия должна пользоваться такими моментами, добавляет он. 

Конечно, Россия рассчитывает продолжить наращивать поставки мяса птицы в Китай и на другие рынки. Хотя конкурировать с крупнейшим поставщиком – Бразилией – довольно тяжело. Во-первых, ее валюта с начала года девальвировала серьезней, чем рубль – на 40%. Во-вторых, Бразилия крупнейший производитель сои, что дает ей доступ к дешевым кормам.

«Однако Россия производит халяльную продукцию. У нее есть возможность нарастить экспорт на рынок Ближнего Востока. Мы также смотрим на Африку, где молодое население будет расти, и оно будет есть прежде всего мясо птицы, которое более доступно по цене и не имеет конфессиональных ограничений», – говорит эксперт.

Китай и сам является крупным производителем мяса птицы, однако ему не хватает отдельных категорий товаров. Например, в России куриные лапки мало кто покупает, в магазине они стоят максимум 40 рублей за килограмм. «Мы не знаем, что с этими куриными лапками делать. А в Китае куриные лапки стоят 2,5–3 доллара за килограмм, и это в опте. Мы можем продать китайцам куриные лапки и поддержать рентабельность внутри России, не повышая цены на другие части курицы», – заключает собеседник. 

..............