Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
24 февраля 2015, 21:35 • В мире

«Дополнительные миротворцы в Донбассе не нужны»

Сергей Лавров: Дополнительные миротворцы в Донбассе не нужны

«Дополнительные миротворцы в Донбассе не нужны»
@ Сергей Карпов/ТАСС

Tекст: Георгий Асатрян

«Если Украина хочет ввода миротворцев, то для начала она должна разобраться внутри себя и подготовиться к этому», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший военный дипломат-наблюдатель Сергей Лавров, неоднократно участвовавший в ряде миротворческих миссий. Он рассказал, почему идея Порошенко малореализуема.

Киев продолжает призывать в Донбасс миротворцев, несмотря на не особенно активную реакцию Европы на эту инициативу. Об этом заявил во вторник, 24 февраля, представитель министерства иностранных дел Украины Евгений Перебийнис. «Окончательный формат и мандат этой миссии будет утверждать Совет Безопасности ООН. Мы надеемся на то, что нам удастся достичь договоренностей, в том числе рассчитываем и на голос РФ, апеллируя к тому, что это является реальным шагом по достижению устойчивого мира в Донбассе», – сказал Перебийнис.

Наблюдатели ОБСЕ уже присутствуют на Юго-Востоке Украины, и дополнительные миротворцы в этом регионе не нужны

Напомним, что в минувшую среду президент Украины Петр Порошенко предложил СНБО обсудить введение в страну миротворцев. В ответ СНБО Украины принял решение по обращению в ООН и ЕС относительно развертывания на Украине полицейской миссии.

Россия уже выступила против направления миротворцев на Восток Украины. «Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры, – заявил ранее спикер Госдумы Сергей Нарышкин. – На мой взгляд, это может быть таким элементом эрозии минских договоренностей. Поэтому я не соглашусь с этим», – заявил он.

Приглашение миротворческих сил подрывает недавние минские договоренности, считает и постпред России при ООН Виталий Чуркин: «Согласно этим договоренностям, в Донецкой и Луганской республиках будут создаваться свои милиции. Наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ, – напомнил он. – Если тут же выдвигаются какие-то другие схемы, то возникает вопрос о том, собираются выполнять минские договоренности или нет». По мнению Чуркина, «надо разводить вооружение и не заниматься выдвижением новых инициатив».

Даже хороший друг официального Киева, министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына поставил под сомнение перспективу отправки миротворцев в Донбасс. «Не вижу здесь никакой возможности (отправки миротворцев) на уровне европейском», – заявил он 23 февраля в эфире польской радиостанции RMF FM, передает РИА «Новости».

О том, насколько перспективна идея введения миротворцев на территорию Украины, газета ВЗГЛЯД поговорила с президентом Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН, автором проекта Государственной концепции миротворчества Сергеем Лавровым.

Сергей Лавров(Фото: viiapedia.com)

Сергей Лавров (фото: viiapedia.com)

ВЗГЛЯД: Какие правила для ввода миротворцев используются в мировой практике и в чем особенности ситуации на Юго-Востоке Украины?

Сергей Лавров: Помимо внешних факторов, существует ряд сложностей внутриполитического характера. Согласно украинскому законодательству, а именно статье 85 Конституции Украины, решение о допуске иностранных военных на территорию страны принимается Верховной радой. Желания президента Порошенко в данном вопросе недостаточно.

Более того, для введения миротворцев на территорию Украины необходим режим чрезвычайного положения. Данный режим дает неограниченные возможности представителям силовых ведомств Украины и резко ограничивает граждан в правах. Режим ЧП предусматривает использование армии, комендантский час, особый режим въезда и выезда из городов, ограниченный режим передвижения по территории, а также запрет на массовые акции. Без режима ЧП и всех перечисленных пунктов проведение миротворческой деятельности практически невозможно. То есть если Украина хочет ввода миротворцев, то для начала она должна разобраться внутри себя и подготовиться к этому.

Уже после этого Киев в соответствии с процедурой может обращаться к СБ ООН. Это очень длительный процесс. В рамках ООН он может занимать около шести месяцев, не меньше. Сначала принимается решение, потом выделяются средства, затем подбирается контингент. Далее они должны быть расквартированы и обеспечены техникой – это также делается не быстро.

ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете перспективы введения миротворческой миссии на Украине, с которой выступил президент Порошенко?

С. Л.: Порошенко хочет ввести миротворцев ЕС, но с мандатом ООН. И он хочет, чтобы миротворцы были размещены на границе России и ДНР, ЛНР. Это совершенно другой вопрос. Эта инициатива не приветствуется ни на Западе, ни в России. Перспектив для выполнения подобного плана Порошенко очень мало. Дело в том, что наблюдатели ОБСЕ уже присутствуют на Юго-Востоке Украины. Дополнительные миротворцы в этом регионе не нужны.

ВЗГЛЯД: Какие модели миротворческой деятельности применяются в международной практике?

С. Л.: Существуют две модели миротворческой деятельности. Первая модель – классическая – осуществляется под эгидой ООН. Вторая проходит в рамках региональных организаций, например ОБСЕ, ОДКБ или Африканского союза. Если говорить о первой схеме, то ее официальной целью является «поддержание мира». Она проводится тогда, когда военные действия уже окончательно завершились, а обе стороны полностью согласны на введение миротворческого контингента. Здесь необходимо отметить, что внутри ООН нет никаких миротворческих сил или военных формирований. Когда Совет Безопасности ООН принимает решение об учреждении миссии, в этот же момент он определяет ее мандат. Вдобавок СБ ООН определяет национальный состав контингента, то есть страны, которые делегируют своих военнослужащих для осуществления миротворческой деятельности.

ВЗГЛЯД: А вторая модель?

С. Л.: Вторая модель проходит в рамках региональных организаций. Ее форматы и правила определяются внутренними документами той или иной организации. Дело в том, что не существует единого определения миротворческой миссии. Его нет даже в ООН. Однако у международного сообщества есть понимание данного явления – это объединенные усилия мирового сообщества по стабилизации обстановки и установлению мира в определенном регионе. Происходить это может либо по первой модели, либо по второй, других вариантов не существует. В случае с Украиной у международного сообщества нет единого мнения по поводу форматов введения там миротворческой миссии. Как будет реагировать СБ ООН? Без их решения никакой миротворческой миссии не может быть в принципе.

ВЗГЛЯД: Как происходит процесс разведения воюющих сторон при введении миротворческой миссии?

С. Л.: Технически контингент занимает позицию между воюющими сторонами и следит за выполнением условий перемирия. Это может затянуться на длительное время. Например, миссия ОНВУМ, в которой я принимал участие, была создана в 1948 году, а существует до сих пор. Еще раз повторяю, это очень важно: миротворческий контингент вводится уже после того, как военные действия были окончательно прекращены.

ВЗГЛЯД: Каким образом миротворцы, оказавшиеся в конфликтной зоне, обеспечивают собственную безопасность?

С. Л.: Смотря какие миротворцы. Если речь идет о «голубых беретах», то они абсолютно безоружны. Они выезжают на патрулирование на машинах с флагом ООН. Их основная задача – нести флаг ООН и обозначать присутствие этой организации. Они защищены только авторитетом ООН. Я сам был «голубым беретом» и прекрасно понимаю, каково это.

Что касается «голубых касок», то они хорошо вооружены и имеют право применять оружие в двух случаях: для обеспечения безопасности мирных жителей и в целях собственной обороны. Если миротворцы действуют под эгидой ООН, то они подчиняются уставу ООН. Есть понятия международного гуманитарного права, в рамках которого осуществляется миротворческая миссия. Если миссия работает в рамках региональной организации, то ее действия регламентированы документами той или иной региональной структуры. Это очень скользкий вопрос.

Сергей Лавров родился 6 ноября 1949 года в Москве. После окончания школы поступил в Военный институт иностранных языков на факультет западных языков, где изучал английский и сербохорватский языки. После этого дважды участвовал в миротворческих миссиях ООН. Лавров был военным наблюдателем ООН в рамках ОНВУП (Организация по наблюдению за соблюдением выполнения условий перемирия) в столице Сирии в 19801982 годах и в 19861988 годах в Египте. ОНВУП была создана в 1948 году в рамках ООН и является первой в истории миротворческой миссией. Советские военные впервые приняли участие в миротворческой деятельности в 1973 году в рамках именно этой миссии. Свою службу в качестве миротворца Сергей Лавров проводил без оружия, так как являлся военным дипломатом-наблюдателем, то есть «голубым беретом». 

..............