Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
23 июля 2014, 21:20 • В мире

Напрасные слова

Украине не удастся навесить на РФ ярлык спонсора терроризма

Напрасные слова
@ EpA/ИТАР-ТАСС

Tекст: Артур Приймак,
Полина Соловьева

Арсений Яценюк не только грозит санкциями в отношении россиян, «поддерживающих сепаратистов и террористов», но и обещает организовать кампанию по причислению России ни много ни мало к списку стран, «финансирующих террористов». Какова международная практика формирования подобных списков и почему у Украины в этом смысле ничего не получится, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

«Украина считает, что Россия непосредственно причастна к финансированию терроризма на территории Украины, отправке оружия, агентов и поддержке террористов, которые совершают преступления на территории украинского государства», – объявил глава украинского правительства Арсений Яценюк, выступая в среду на заседании кабинета министров. Премьер пригрозил, что Украина направит российской стороне ноту о нарушении Россией Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

Подобные заявления уважающая себя страна делает, если у нее есть доказательства. Доказательств против России у Украины нет

Кроме того, Яценюк сообщил, что по его распоряжению «создан комитет по введению санкций против Российской Федерации», в состав которого вошли МИД, минюст, экономический и финансовый блок, силовые и правоохранительные структуры». Глава украинского правительства пригрозил: Киев «введет санкции по отношению к каждому физическому лицу, которое имеет паспорт гражданина России и которое поддерживает террористов и сепаратистов на Украине прямо или опосредованно».

Если санкционную кампанию Киева можно считать попыткой не отставать от старших партнеров (напомним, 17 июля власти США ввели новые санкции в отношении российских компаний, а в четверг Еврокомиссия озвучит очередные предложения по действиям против России в сферах обороны и доступа к финансовым рынкам), то причисление России к «странам, финансирующим терроризм» больше похоже на самодеятельность правительства Яценюка. Хотя определенный пример есть – составление «списков стран – пособников терроризма» активно практикуют Соединенные Штаты.

В среду группа американских сенаторов отправила президенту США Бараку Обаме письмо с просьбой признать Донецкую народную республику террористической организацией, а Россию – страной – спонсором терроризма. Составили письмо Дайана Файнстайн, Роберт Менендес и Бенджамен Кардин – представители «ястребиного» крыла Сената США, соратники Барака Обамы по Демократической партии.

Кого считать террористом?

В американский список «стран – спонсоров терроризма» на настоящий день входят Куба, Судан, Иран и Сирия. По мнению зарубежных экспертов, затягивание с включением России в черный список США объясняется тем, что, во-первых, не доказана материальная и финансовая помощь России Донецкой и Луганской народным республикам, и во-вторых (и это главное) – сами ДНР и ЛНР официально не внесены в списки террористических организаций. Отметим, что эти списки вправе составить власти любого государства мира, что и происходит на практике – в частности, такой список существует и в России.

В международной правовой практике до сих пор четко не закреплено, какие организации считать террористическими, а какие – нет. Это видно, в частности, на примере радикал-исламистской партии «Хизб-ут-Тахрир* аль-Ислами» (Партия исламского освобождения*). Россия, как и большинство стран мира, считает «Партию освобождения» террористическим формированием, но в США и Великобритании «исламские освободители» де-юре и де-факто легализованы, а главный офис «Хизб-ут-Тахрир» располагается в Лондоне и работает на законной основе.

Примечательно, что льготные условия для «Партии освобождения» были созданы и на Украине. Формально они не имели регистрации в минюсте Украины, но и не были официально запрещены. При Викторе Януковиче «Хизб-ут-Тахрир» открыто проводили свои пресс-конференции на ведущих медийных площадках Киева. В украинском Крыму террористы из «Партии освобождения» вросли в официальные мусульманские структуры полуострова и через них диктовали свою волю мусульманам Крыма. Аналогично в Крыму действовали другие радикал-исламисты: ваххабиты, «Братья-мусульмане*», «Нурджулар*». В России все эти исламисты считаются террористами. На Украине они не имели юридического статуса, но и не были под запретом.

«Для внутреннего употребления»

Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма, к которой апеллирует Яценюк, была принята 9 декабря 1999 года Генеральной ассамблеей ООН. На настоящий день документ подписали и ратифицировали почти все страны мира. Этот документ в международной антитеррористической практике является одним из базовых.

Но для того чтобы какая-либо страна мира применила пункты Конвенции против другой страны, есть много оговорок. Во-первых, как было сказано выше, в мировой практике до сих пор отсутствует общепринятое определение международного терроризма. Во-вторых, все имеющиеся прецеденты признаний какой-либо страны спонсором терроризма были продиктованы не буквой конвенций ООН, а политической конъюнктурой США. Единственный существующий в мире список стран – спонсоров терроризма составляется не Генассамблеей ООН, а Госдепартаментом США. С юридической точки зрения такой документ является рабочим только внутри американского правового поля, но фактически может работать в правовом пространстве тех стран, которые находятся в сильной зависимости от США.

«Юридического определения не существует»

«В течение многих лет 189 стран – членов ООН спорили по принципиальному вопросу: кого считать террористом. И термин этот остается произвольным, юридического определения такого рода вещей не существует», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. Собеседник подчеркнул, что отдельные страны – в частности, Соединенные Штаты – периодически обвиняли некоторые другие страны и их лидеров в финансировании терроризма. «Например, террористом был объявлен Муаммар Каддафи», – напоминает Коктыш. «Но, повторюсь, для такого обвинения нужны достойные аргументы, – подчеркивает эксперт. – Поэтому, если бы они существовали, то их с огромным удовольствием предъявили бы США. Но поскольку таких аргументов нет, то сценарий разыгрывается по упрощенному варианту. И это делает Украина».

Даже если Киев действительно подаст подобную ноту с обвинением в адрес России, само по себе это никак не скажется ни на международном положении России, ни на отношениях Москвы и Киева, отмечает эксперт.  Он напоминает о том, что для того чтобы международные инстанции – например, Международный суд ООН – вынесли решение, необходимо предъявить какие-то доказательства. «А поскольку с доказательствами тяжело, то выходит, что других слов, кроме громких, нет», – подчеркивает Коктыш.

«В сегодняшней ситуации вокруг малайзийского самолета, сбитого на Востоке Украины, становится понятно, что, с одной стороны, приводятся какие-то факты (я имею в виду российскую сторону), а с другой существуют только слова», – отмечает эксперт, говоря о возможных причинах, побудивших Яценюка обвинить Россию в нарушении Конвенции ООН. По его мнению, «украинской стороне необходимо создать какую-то надстройку над тем крайне спорным фундаментом, который сегодня существует».

«Проявление полного непрофессионализма»

Политолог-международник Саид Гафуров считает, что обвинение России в нарушении Конвенции ООН по борьбе с финансированием терроризма лишний раз свидетельствует о полном непрофессионализме украинской политической элиты. «Мы уже видели, с позволения сказать, министра иностранных дел Украины Андрея Дешицу, который позволял себе неприличные жесты в адрес президента России: человеку назавтра вести с Россией переговоры, а сегодня он распевает под камеру похабные песенки про Путина», – сказал Гафуров газете ВЗГЛЯД. Гафуров считает: бездоказательное, голословное заявление Яценюка в адрес России – это продолжение истории с «песенным творчеством Дещицы».

«Подобные заявления уважающая себя страна делает только в том случае, если у этой страны на руках есть неопровержимые доказательства. Доказательств против России у Украины нет», – добавил он.

Что же касается международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма, то она, по словам Гафурова, «является рабочим документом, используется как вспомогательный инструмент, а не как основной». «На момент подписания и ратификации конвенции у России были доказательства того, что страны Персидского залива финансируют чеченских сепаратистов, – приводит пример Гафуров. – В конце концов нам удалось прекратить это финансирование, но мы действовали, главным образом, долгими уговорами». По мнению эксперта, конвенция используется как «вспомогательный инструмент второго-третьего порядка» в международных судебных инстанциях при ведении процессов, причем закрытых.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............