Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
29 ноября 2016, 18:15 • Общество

Православие надо изучать не для улучшения нравственности

Православие надо изучать не для улучшения нравственности
@ Владимир Вяткин/РИА «Новости»

Tекст: Антон Крылов

Утро вторника Россия встретила с новостью о том, что РПЦ в союзе с Минобрнауки проявили иезуитскую хитрость, в результате чего школьники уже очень скоро и в обязательном порядке начнут изучать «Основы православной культуры» с первого по одиннадцатый класс. Разумеется, это фейк. Но кому было выгодно его появление?

Существует определенный набор тем-страшилок, которые либеральные СМИ регулярно вбрасывают в информационное поле в ожидании волны массового возмущения.

Это не помешало через несколько лет взрывать церкви, сбрасывать колокола и убивать священников

Одна из них касается самих либеральных СМИ – «государство хочет уничтожить свободную прессу». Эта тема всплывает под разными углами уже более 16 лет – с тех самых пор, когда с НТВ ушел «уникальный журналистский коллектив» (УЖК), а пришел недостаточно уникальный. И вот уже который год закрывают, да все никак не закроют «Эхо Москвы», «Новую газету», а при каждой смене главного редактора в либеральном интернет-СМИ очередной УЖК с камланиями «уходит из профессии» для того, чтобы через пару месяцев начать работу в другом либеральном СМИ.

Вторая тема – выездные визы. Казалось бы, немало в мире стран, далеких от стандартов западной демократии – Китай, Иран, Саудовская Аравия, но проблем с выездом за рубеж у граждан этих стран нет. Это не случайность, это осознанная стратегия: недовольную часть населения проще сплавить другим государствам, чем ждать от нее революции в собственном, и разве что КНДР по-прежнему использует старые методы. Тем не менее один–два раза в год в российских СМИ обязательно появляется новость типа «в Думе разрабатывается проект введения выездных виз для россиян». Потом неизменно следует опровержение – и до следующего раза.

Третья популярная «страшилка» – это насильственная клерикализация. Новость про бизнесмена-фрика, потребовавшего от своих сотрудников венчаться, преподносится как «началось», а рутинное и дежурное осуждение церковными иерархами абортов освещается как первый шаг по их тотальному запрету на манер Польши или Ирландии.

Сегодня очередь как раз третьей темы. Перескажем новость тезисно: «В российских школах может появиться предмет «Православная культура», рассчитанный на все время обучения – с первого по 11-й классы... Среди тем для изучения можно обнаружить «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции» и «Христианская семья». Авторы программы намерены добиваться «становления православных христианских ценностных ориентаций» у детей... Результатами курса авторы считают «формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции» и «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ».

Если читать вполглаза, как это делает большинство, возникает впечатление, что чуть ли не завтра детей, невзирая на мировоззрение их родителей, начнут с первого по последний класс пичкать религиозной пропагандой с утра до вечера в обязательном порядке. Это притом что разница между «может появиться» и «появится» приблизительно такая же, как между частной инициативой оппозиционного депутата, высказанной в интервью, и законом, принятым Госдумой в третьем чтении. То есть колоссальная разница.

Но и в этой форме информация о гипотетической возможности появления предмета «Православная культура» не соответствует действительности.

По словам главы Российской академии образования (РАО) Людмилы Вербицкой, «программа не готова, поэтому говорить не о чем, ничего не будет в ближайшее время, никаких решений не будет принято». То, что проект для голосования в нынешнем недоработанном виде был разослан, – «большая ошибка моего заместителя, и я буду с ним разбираться», подчеркнула президент РАО.

В РПЦ также сообщили, что речь идет о примерной образовательной программе, поэтому обязательного преподавания «Православной культуры» в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКР)» не предполагается.

То есть обсуждать, по сути, нечего. Нет написанного курса, нет поддержанной РАО или Минобразом образовательной программы, нет ничего, что можно было бы обсуждать. Но новость о том, что «в школах будут учить православию», с раннего утра появилась на всех передовицах.

Следует отметить, что популярность «тем-страшилок» не очень понятна не только потому, что они, как правило, фейковые. Они еще и не интересны подавляющему большинству граждан России. Судьбы либеральных СМИ волнуют только их сотрудников и крайне немногочисленный контингент читателей. Тема выездных виз далека от 72% наших сограждан, у которых нет загранпаспорта. При этом в ходе социологических опросов большинство также уже давно выступает за наличие религиозного образования в школах, так что фейком их тем более не напугать.

Возникает ощущение информационного уробороса, который сам производит фейки, сам их пугается, сам их опровергает – и так по кругу. Игнорировать эти «вечные темы» нельзя – потому что все о них пишут. А вот цель таких вбросов остается загадкой.

Если же рассматривать вопрос религиозного образования по существу, то необходимо обратить внимание на две вещи. Первое – любому культурному человеку, безусловно, следует знать основы и православной культуры, и христианской в целом. Человек, не знающий Библии, Евангелия, религиозной истории, не способен понять огромного количества ссылок и аллюзий – в литературе, изобразительном искусстве, философии западного мира.

Второе – надежды сторонников расширения религиозного образования, что если выпускник будет «знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения», «ориентироваться в православном календаре», «перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники» и «описывать виды церковных звонов и колоколов», то начнет оценивать свои поступки «на основе нравственных норм православной христианской традиции», выглядят просто наивно.

Век назад даже неграмотные люди отлично ориентировались в православном календаре, знали наизусть все праздники и разбирались в видах церковных звонов. Но это не помешало этим самым людям через несколько лет взрывать церкви, сбрасывать колокола и убивать священников.

Само по себе православное образование не способно улучшить нравственность в стране – как изучение научного коммунизма в вузах и воспитание детей в духе марксизма-ленинизма не помогло сохранить Советский Союз. Поэтому более углубленное изучение православной культуры в школах, безусловно, нужно. Но возлагать на это какие-то серьезные надежды в части укрепления общественной морали, пожалуй, не стоит.

..............