Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
25 января 2016, 21:50 • Общество

«Музей имеет 75–78 тыс. посетителей. Сравните это с 30 прихожанами»

«Музей имеет 75–78  тыс. посетителей. Сравните это с 30 прихожанами»
@ Вадим Жернов/РИА «Новости»

Tекст: Роман Крецул

Споры за здание Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, бывшее до 30-х годов прошлого века храмом единоверцев, становятся все ожесточеннее. Руководство Росгидромета, поддержавшее передачу здания церкви, отправляет в отставку директора, выступающего против. Последний заручился поддержкой городских властей и Союза музеев и заявляет о готовности продолжить работать бесплатно.

Скандал вокруг Музея Арктики и Антарктики, на здание которого претендует Санкт-Петербургская митрополия РПЦ, набирает обороты. Директор учреждения Виктор Боярский дорабатывает последние дни: с начала следующего месяца он лишится своей должности.

Причина в моем уже двухлетнем противостоянии с Росгидрометом, противодействии его попыткам переселить музей «в никуда

Сам он связывает свою отставку с позицией, которую занимает по вопросу передачи здания музея Русской православной церкви: руководство Росгидромета, которому принадлежит музей, поддержало притязания РПЦ на здание бывшего храма и предписало музею переехать в другое место, что Боярский сделать отказался.

«31 января у меня кончается контракт, и учредитель его не продлевает, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Причина – не производственные показатели музея, которые, в общем-то, достойные – музей справляется, более того, показатели посещаемости улучшаются. Причина в моем уже двухлетнем противостоянии с Росгидрометом, противодействии его попыткам переселить музей «в никуда», в неподходящее здание».

«У Росгидромета зданий в Питере мало. Одно – Арктического института, они даже пытались нас туда вселить, в конференц-зал института. Рассматривался вопрос о переводе нас в здание на Васильевском острове, которое по объему меньше в два раза. И при переезде часть наших экспонатов будут потеряны, они вообще неперевозимы. Словом, для музея любой переезд губителен, тем более «в никуда», – пояснил он.

«В 2014 году за деятельность музея стали отвечать «эффективные менеджеры», – озвучил Боярский свою точку зрения. – Заявленная мной позиция, что я не буду следовать их указаниям по поводу перемещения, вызвала целый ряд действий с их стороны: в суд на меня подали за причинение якобы ущерба музею, проверки внеплановые, предложили мне уволиться по собственному желанию, я отказался. А сейчас они дождались, когда контракт кончается, и по закону контракт не продлили».

По его словам, после того, как он оставил должность, исполнять обязанности будет его заместитель по науке, но и сам Боярский будет «делать то же, что и делал, только без зарплаты».

Старая история

Храм на улице Марата (бывшей Николаевской) был построен в 1838 году по проекту архитектора Мельникова и стал главным храмом единоверцев в России. Единоверческое течение возникло с целью примирить РПЦ и старообрядцев, с которыми у властей Российской империи были проблемы. Единоверцы подчиняются РПЦ, но сохраняют каноны богослужения по старому обряду, например крестятся двумя перстами и используют церковные тексты старообрядцев.

Виктор Боярский  (фото: кадр канала ETV)

Виктор Боярский (фото: кадр канала ETV)

В 1931 году храм был закрыт, а прихожане в полном составе отправились в места заключения. В 1933-м здание передали создаваемому тогда Музею Арктики.

Виктор Боярский связал свою судьбу с Музеем Арктики и Антарктики в 1992 году. Два года он был спонсором музея, обеспечивая его финансирование примерно на 70% от необходимого, в 1994 году стал научным сотрудником, в 1998 году – директором музея.

Община единоверцев трижды заявляла претензии на здание: в начале 1990-х через суд, в 2013 и 2015-м – по закону о передаче церкви имущества религиозного назначения. Однако успеха община не добилась, закон не удалось применить из-за неверно оформленных запросов в Росимущество. В июне прошлого года община получила отказ из-за отсутствия охранного обязательства и гарантий возможности содержания здания храма.

Единоверческую общину в этом конфликте поддерживает Санкт-Петербургская митрополия, позиция которой проста: если здание построено как церковь, в нем должна быть церковь. «То, что музей находится в храме, не является прекрасным, – сказала «Радио Балтика» пресс-секретарь митрополии Наталья Родоманова. – Наше заявление на передачу храма висит уже давно. Да, нужны какие-то новые специальные действия в связи с тем, что Боярский уволен, но я не думаю, что можно искать взаимосвязь между этими вещами».

В Росгидромете газете ВЗГЛЯД заявили, что не могут покать прокомментировать эту историю.

По другую сторону

Ранее Боярский предложил передать музей в ведение Министерства культуры, и эта инициатива нашла поддержку как в самом Минкульте, так и в Союзе музеев России. «Росгидромет сейчас избавляется от непрофильных активов, поэтому, возможно, музею удастся перейти в ведение Минкульта. Мы считаем, что это будет правильно, ведь министерство профессионально управляет системой. Союз уже писал письмо к министру Владимиру Мединскому и в федеральное правительство с просьбой сохранить музей, но отстаивать директора мы не можем», – сказал исполнительный директор союза Борис Аракчеев.

«Осталось немного – дожать Росгидромет, который сначала тоже соглашался, а потом перестал и внезапно объявил, что музей – это достояние Росгидромета, и его нельзя никуда передавать. Хотя речь идет не о передаче музея в Арабские Эмираты, а о передаче в профильное министерство», – сказал Боярский, отметив, что передача здания в данный момент неудобна как Росгидромету, так и, возможно, митрополии, поскольку это сопряжено с большими расходами, а у Росгидромета просто нет денег на переезд.

По его мнению, руководство ведомства как раз потому и может быть заинтересовано в передаче музея церкви, поскольку на переезд музея должны быть выделены 500 млн рублей из бюджета.

«Здание сохранилось благодаря музею, оно было перестроено. Музей имеет 75–78  тыс. посетителей. Сравните это с 30 прихожанами. Кого они в этой церкви будут видеть? Рядом у нас прекрасный Владимирский собор, куда люди ходят.

Компромиссным вариантом могло бы быть совместное использование. Но для этого нам надо убирать большую часть экспозиции, чтобы пустить этих ребят петь хором. Единоверие было учреждено как промежуточное течение между православными и староверами. Ну и какая перспектива здесь? Если за 20 лет их число не увеличилось с 30 человек до 40, что дальше?»  – заключил директор.

На защиту музея и его директора встал и депутат Петербургского заксобрания Борис Вишневский, направивший в Росгидромет обращение с требованием продлить с Боярским контракт. В своем заявлении на имя главы ведомства он также предлагает рассмотреть вопрос о передаче музея городу, власти которого, по его мнению, лучше справятся с обеспечением его работы. По словам Вишневского, в 2014 году этот вопрос Вишневский с Боярским обсуждали с губернатором Санкт-Петербурга Геннадием Полтавченко и нашли у него поддержку.

..............