Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
17 декабря 2014, 18:01 • Общество

Туристы беззащитны перед требованием оплатить путевку дважды

Туристы беззащитны перед требованием оплатить путевку дважды
@ Made Nagi/EPA/ТАСС

Tекст: Елена Сидоренко

В условиях падения рубля туроператоры стали требовать от клиентов доплаты за купленные ранее новогодние туры либо отказа от поездки, констатировали в Ростуризме. Роспотребнадзор и ФАС отказываются защищать туристов. Представители туриндустрии отмечают, что таким образом недобросовестные компании пытаются уцелеть, и советуют внимательнее читать условия договоров.

Беззащитные туристы

Туроператоры сейчас находятся в тяжелейшем состоянии, но туристы не должны за это отвечать

Ростуризм в среду заявил, что Роспотребнадзор и ФАС отказываются вмешиваться в ситуацию, когда с оплативших заранее и полностью новогодний тур клиентов требуют доплаты.

Пресс-секретарь ведомства Ирина Щеголькова рассказала РИА «Новости», что в условиях резкого снижения рубля некоторые туроператоры предлагают туристам либо сократить число дней отдыха и внести дополнительные суммы, либо аннулировать купленный тур.

«Основная проблема у туристов, которые полностью проплатили туры, например, в сентябре и по сентябрьскому курсу – сейчас они получают такие требования от туристических фирм. Получается, что туроператоры в сентябре деньги своим зарубежным партнерам не перевели, а делают это сейчас, а у туристов в связи с этим большие проблемы. Им предлагают либо аннулировать тур и никуда не ехать, либо доплачивать большие суммы, а потом как повезет. При этом аннуляция проходит со штрафом в 100% – именно так в договорах прописываются возвраты новогодних туров», – пояснила Щеголькова.

Представитель Ростуризма назвала подобные действия туроператоров незаконными, но посетовала, что Роспотребнадзор и ФАС отказываются вмешиваться в данный конфликт.

«В Роспотребнадзоре нам ответили, что они не будут этим заниматься, потому что повышение цен – это дело антимонопольной службы. Мы обратились в ФАС, но там нам пояснили, что не могут контролировать деятельность туроператоров и влиять на стоимость турпродукта, а могут только проанализировать, насколько они завышают цены. В результате туристы оказались опять никем и ничем не защищены», – заявила Ирина Щеголькова.

По ее словам, в Ростуризм уже поступило несколько десятков обращений от туристов, с которых туроператоры требуют доплаты за путевки. Щеголькова уточнила, что «начиная с прошлой недели Ростуризм регулярно фиксирует случаи, когда операторы пытаются взять какую-то доплату с туриста за тур либо предлагают сократить длительность поездки», передает ТАСС.

Представитель ведомства пояснила, что «это произошло из-за того, что некоторые компании не успели перевести деньги принимающей стороне до скачка курса валют и теперь пытаются решить эту проблему за счет своих клиентов». По ее словам, «каждый случай индивидуален, поэтому туристу придется самостоятельно договариваться с туроператором и искать пути выхода из этой ситуации».

Спасают бюджет за счет клиентов

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина заявила, что в российских туристических компаниях продажи путевок остановились на фоне колебания курса валют. Она отметила, что «туристы сейчас находятся в шоке – скачок валюты, который произошел 16 декабря, практически парализовал путешественников, продажи в компаниях в последние два дня просто встали». «Продажи могут не возобновиться, хотя в этом году спрос на турпутевки и так минимум на 50% ниже прошлогоднего», – подчеркнула Тюрина.

По ее словам, на фоне таких валютных скачков туроператорам было непросто определиться с внутренним курсом компании: одни банки меняли его несколько раз в течение дня, другие настолько завышали официальный курс, что турфирмам оказывалось невыгодно конвертировать рубли клиентов в валюту.

Комментируя ситуацию с требованием доплаты за уже проплаченные туры, представитель РСТ заметила, что «это не массовое явление, но такие случаи действительно есть».

«В принципе, по закону, в частности, о защите прав потребителей, если клиент полностью оплатил свой тур, то он, независимо ни от каких обстоятельств, не должен ничего доплачивать. Однако, как выяснилось, в некоторых договорах туроператоры изначально внесли пункт, где написано, что если курс валют поднимется на какое-то количество процентов, то турист должен доплатить. А россияне не читают договоры и подписывают их, тем самым соглашаясь с условиями. Кроме того, полгода назад многие считали этот пункт формальным», – сказала газете ВЗГЛЯД Тюрина.

«Такие действия неправомерны, с нашей стороны они не приветствуются, и странно, что Роспотребнадзор не вмешивается в ситуацию. Туроператоры сейчас находятся в тяжелейшем состоянии, но туристы не должны за это отвечать», – посетовала она.

Что касается возврата денег, полностью внесенных за тур, то, по словам Тюриной, «сейчас их нереально получить, потому что мало времени до Нового года осталось. Уже были случаи, когда человек отказывался от поездки за более долгий срок, и ему вернули деньги. Но у каждого туроператора свои условия по возвращению средств в зависимости от срока отказа».

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе также заметила, что «лишь единицы туристов, которые внесли предоплату за путевки, аннулируют их».

«Действительно, были прецеденты, когда с туристов просили доплату. Но все зависит от условий договора. Если в договоре написано, что компания имеет право пересмотреть стоимость тура, например, с изменением курса валюты, и турист это подписал, то требование внести доплату законно, – сказала Ломидзе в интервью газете ВЗГЛЯД. – Мы все понимаем, что происходит с курсом валют, насколько возрастают накладные расходы и при этом снижается объем продаж, поэтому туристическая компания таким образом пытается выровнять экономическую ситуацию у себя. Следовательно, турист может согласиться с доплатой либо продолжать отстаивать свои права».

По словам Ломидзе, поскольку курс валют, «экономический кризис и другое не являются форс-мажорными обстоятельствами, то все обязательства выполняются, опять же, в соответствии с договором. Но при покупке новогодних туров всегда сумма невозвратна, независимо от даты аннуляции. И это законно и указано в договоре. Потому именно на таком основании работают все наши иностранные партнеры».

Кроме того, представитель АТОР заметила, что спрос на турпоездки за границу в предстоящие новогодние праздники снизился в целом на 30–35%.

Сами себя подвели

С юридической точки зрения также действия требующих доплаты туроператоров незаконны, заявила газете ВЗГЛЯД гендиректор юридического агентства, специализирующегося на защите прав туристов, Оксана Карцева.

«Если клиент заранее полностью проплатил тур, то он выполнил все свои обязательства перед туроператором и требовать доплаты в этом случае будет незаконно.  Но дело в том, что в большинстве случаев с туристов в первую очередь требуют оплатить отель, а потом уже все остальное. Вот именно такие клиенты и попадают в сложную ситуацию.

Туроператоры заранее берут у туристов деньги для того, чтобы как можно раньше выкупить места в отелях. Тем самым они себе за более низкую цену не в сезон проплачивают бронь. Соответственно, туроператор на этом может сэкономить. Также он может либо сразу внести оплату, либо перед началом тура. Но последний момент сейчас туроператоров и подводит», – заметила Карцева.

По ее словам, покупка туров за долгий срок связана не с курсами валют, а с самой туристической индустрией: чем раньше произведешь оплату того или иного тура, тем дешевле он обойдется.

«Потому что туроператоры не в сезон также закупают по более низким ценам и за счет этого могут варьировать какие-то моменты. Отмечу также, что многие туркомпании уже давно все рублевые вклады перевели в валюту и держат ее на валютных счетах, что позволяет расплатиться с партнерами в любой момент. Просто многие могут поиграть на сложившейся ситуации. Печально, что есть нечистоплотные туркомпании, которые начнут на этом кидать туристов», – сказала юрист.

..............