Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

28 ноября 2013, 16:50 • Общество

«Мотылек» слишком близко к «печке»

Астрономы ждут взрыва кометы ISON, приближающейся к Солнцу

«Мотылек» слишком близко к «печке»
@ nasa.gov

Tекст: Денис Нижегородцев

Небесный объект под названием ISON, который также называют «кометой века», в эти минуты с сумасшедшей скоростью несется навстречу Солнцу. При этом астрономы описывают разные сценарии дальнейшего развития событий. Комета может как взорваться, так и пройти мимо – тогда есть шанс увидеть ее уже в декабре.

«В данную минуту комета ISON мчится в 12 раз быстрее, чем Земля вращается вокруг Солнца, со скоростью 360 км в секунду. И она будет продолжать сближение с Солнцем вплоть до позднего вечера (22.38 мск – прим. ВЗГЛЯД), когда достигнет самой близкой к нему точки», – рассказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник и пресс-секретарь Главной (Пулковской) астрономической обсерватории (ГАО РАН) Сергей Смирнов.

То есть «мотылек» сейчас слишком близко подходит к «печке

По его словам, эта ближайшая к Солнцу точка по расстоянию сравнима с размерами самого Солнца.

«То есть «мотылек» сейчас слишком близко подходит к «печке», и у «мотылька» есть если не крылышки, то огромный хвост, который тянется на миллионы километров. Могу сказать, что в данную минуту комета ISON является крупнейшим объектом Солнечной системы», – рассказал специалист. Он также рассказал, что уже давно рассматриваются разные сценарии сближения комет с Солнцем.

«Во-первых, возможно прямое падение кометы на солнечную поверхность и полное ее испарение. Но в данном случае все-таки комета пройдет на расстоянии больше миллиона километров от Солнца. Поэтому рассматриваются и другие варианты. Например, что само тяготение Солнца может разорвать ядро кометы», – рассказал Смирнов.

По его словам, она представляет сейчас собой большую снежную ледяную глыбу с коркой каменистого пылевидного вещества сверху. И эта корка уже «нарушена», в последние недели наблюдается «интенсивное истечение газов и пыли», что чревато просто распадом ядра на мелкие фрагменты, каждый из которых «будет уже не таким ярким и впечатляющим».

«И, наконец, есть шанс, что комета все же не успеет прогреться, а ядро окажется достаточно прочным, – оговорился астроном. – И если говорить уже не с точки зрения науки, а с точки зрения наблюдателей, ждущих зрелища, то многим бы хотелось, чтобы комета проскочила перигелий, то есть ближайшую к Солнцу точку. И тогда в декабре наступит совсем иная ситуация, в том числе и для российских наблюдателей».

Ученый рассказал, что если в ноябре комета «терялась в лучах зари» и располагалась то сильно выше горизонта, то слишком низко, в декабре ее орбита будет уже на самом удобном для наблюдения уровне.

«Будем надеяться, что в первых числах декабря мы ее увидим. А тем, кто немедленно хочет получать информацию, рекомендую набирать в интернете в поисковике «ISON». Так вы можете найти онлайн-трансляции ее полета. За ней наблюдают спутники и космические аппараты – они наилучшие информаторы сейчас», – добавил он.

Вместе с тем представитель обсерватории предостерег любителей смотреть на небо. По его словам, пытаться смотреть на сближение кометы с Солнцем в четверг, во-первых, малопродуктивно, а во-вторых, еще и опасно.

«Солнце – слишком яркий объект, а рядом с ним такая «мелочь». Кроме того, существует опасность, что кто-то попытается в бинокль на это смотреть, а про фильтр и не подумает... На Солнце и его окрестности смотреть вооруженным глазом даже опаснее, чем невооруженным», – резюмировал он.

Добавим, что первым эту комету обнаружил российский ученый – научный сотрудник обсерватории Петрозаводского университета Артем Новичонок.

Открытие кометы C/2012 S1 (ISON) произошло еще 21 сентября прошлого года.

Новичонок обнаружил «комету века» совместно с белорусским коллегой Виталием Невским в обсерватории ISON-Кисловодск, построенной международной организацией астрономов-любителей (ISON) по заказу Роскосмоса для наблюдения за космическим мусором.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД сам Артем Новичонок, тогда он был в разовой командировке на Кавказе, где они с коллегой работали над поиском новых тел Солнечной системы.

«В одно утро нам удалось обнаружить этот удивительный объект. Сразу, конечно, не было понятно, что он окажется настолько интересным, но все оказалось вот так, – рассказал россиянин. – Несмотря на планомерную огромную работу, это открытие – большое везение для нас».

Новичонок добавил, что это не первый открытый им подобный объект. Ранее он уже открывал одну комету совместно с Владимиром Герке, еще один россиянин Леонид Еленин открыл две кометы, а белорус Виталий Невский несколько месяцев назад также открыл свою вторую комету.

«Но открытие большой кометы, безусловно, особенно, – поделился ученый из Петрозаводска. – Это комета, о которой сейчас знают и говорят во всем мире, и не только в научных кругах. Исследователи малых тел всего мира сосредоточены сейчас на изучении кометы ISON, и она, безусловно, пополнит копилку наших знаний о хвостатых странницах. В этом и есть наибольшая значимость этой кометы для науки».

Он также рассказал, что в данный момент комета хорошо наблюдается на снимках с космического коронографа SOHO. И последить за ней можно здесь.

«Сейчас комета ярче самых ярких звезд неба, но может наблюдаться только в дневное время с использованием специальной техники (только для опытных наблюдателей), – уточнил он. – После перигелия, если все пойдет хорошо, комета появится на утреннем небе начала декабря и будет видна без использования оптических приборов».

Добавим, что в других странах астрономы также не имеют единого мнения по поводу судьбы кометы.

Так, в октябре данные, полученные с телескопа Hubble, опровергали версию о скорой гибели ISON.

В четверг ряд исследователей сообщал, что шансы на то, что небесное тело, которое уже окрестили «кометой века», не переживет приближения к звезде на расстояние 1,1 млн км, на данный момент составляют около 40%.