Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию для того, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила будущего миропорядка.

Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 июня 2011, 21:01 • Общество

«А должно быть симметрично»

Алексей Воробьев: Вселенная почти вся исчезла

«А должно быть симметрично»
@ sunhome.ru

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

«Вселенная почти вся исчезла. Но одна миллиардная часть почему-то осталась. Это и есть мы с вами. По нашим законам, ничего не должно было остаться», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД директор отделения физики высоких энергий ПИЯФ РАН Алексей Воробьев. Так он обрисовал главную проблему, над которой бьется Европейский центр ядерных исследований.

Физикам ЦЕРН (Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий – прим. ВЗГЛЯД) удалось получить и удержать атомы антиводорода, то есть частицы антивещества, на целых 16 минут. Указанного времени достаточно, чтобы существенно продвинуть вперед научные исследования в этой области знаний, а также приблизиться к ответу на вопрос о возникновении нашей Вселенной, пишет в понедельник журнал Nature. К этому результату участники эксперимента «АЛЬФА» пришли благодаря использованию специальной вакуумной ловушки для антипротонов, информирует ИТАР-ТАСС.

Полученный в ходе экспериментов атом антиводорода состоит из негативно заряженного антипротона и положительно заряженного позитрона – античастиц протона и электрона.

Теперь исследователи должны сравнить уровни энергии антиводорода и водорода для того, чтобы подтвердить, что антиматерия обладает такой же силой электромагнитного воздействия, что и материя. Таким образом, появится возможность приблизиться к ответу на вопрос о происхождении Вселенной вследствие Большого взрыва. Ведь, как сообщили женевские физики, до сих пор неизвестно, почему Вселенная состоит из вещества, а не из антивещества, которые, предположительно, не могут находиться одновременно в одном месте, передает BBC. Предположение, что антиматерия обладает такой же силой электромагнитного воздействия, что и материя, лежит в основании теории Большого взрыва, который, по одной из версий, привел к образованию нашей Вселенной. Большой взрыв 13 млрд лет назад произвел одинаковое число материи и антиматерии, однако последняя исчезла. Ученые пытаются объяснить возникшую в нашем мире асимметрию, найти ее источник и объяснить развитие Вселенной.

По просьбе газеты ВЗГЛЯД открытие европейских ученых прокомментировал директор отделения физики высоких энергий Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ) РАН, профессор, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Воробьев.

ВЗГЛЯД: Алексей Алексеевич, насколько существенно достижение ученых, о котором сообщается в понедельник? Это прорыв?

Профессор Алексей Воробьев считает, что теперь открывается  возможность изучение свойств атома антиводорода(фото:  hepd.pnpi.spb.ru)

Профессор Алексей Воробьев считает, что теперь открывается возможность изучения свойств атома антиводорода (фото: hepd.pnpi.spb.ru)

Алексей Воробьев: Там действительно получили антиводород. Но его получали там же и раньше. Правда, в меньших количествах. А главное достижение состоит в том, что он прожил у них достаточно большое количество времени. И теперь перед ними открывается возможность сделать следующий шаг, а именно начать изучение свойств атомов антиводорода. Дело в том, что водород – это самая идеальная система для описания методом квантовой механики, то есть той части физики, которая отвечает за движение всех микрочастиц. И теперь по мере продвижения работы ЦЕРНа будет ставиться вопрос о том, чтобы серьезно исследовать разные уровни не только водорода, но и антиводорода. До этого, я думаю, дело пока не дошло. Но есть большое движение в этом направлении. Для этого только нужно накопить в специальных ловушках достаточное количество антивещества.

ВЗГЛЯД: И на какой вопрос ответит эксперимент по исследованию антиводорода?

А. В.: Если его атомная структура вдруг каким-то образом отличается от структуры обычного водорода, то это будет большая фундаментальная проблема. А проще говоря, мы увидим наглядное свидетельство нарушения симметрии в мире.

#{interviewsociety}ВЗГЛЯД: Те 16 минут, в течение которых ученым удалось сохранить антиводород, – это много? Это прорыв или очередной небольшой шаг вперед?

А.В .: Там все начиналось с долей секунды. А теперь – 16 минут. Это, безусловно, важный результат – иначе бы не стал об этом писать серьезный журнал.

ВЗГЛЯД: Журнал Nature пишет, что ученые приблизились к ответу на вопрос о возникновении Вселенной. Так ли это?

А. В.: Вселенная состоит, как мы теперь все знаем, из вещества. С другой стороны, во всех известных нам реакциях рождения частиц рождается поровну вещества и антивещества. Поэтому в момент Большого взрыва в космосе, когда и образовалась Вселенная, тоже, видимо, было одинаковое количество вещества и антивещества. Но, сталкиваясь друг с другом, они всегда «аннигилируют», то есть взаимодействуют и исчезают. Вселенная, таким образом, должна была родиться и тут же исчезнуть, превратившись в фотоны (частичка электромагнитного излучения, в узком смысле света – прим. ВЗГЛЯД). И действительно, почти так и получилось, Вселенная исчезла, но одна миллиардная часть почему-то осталась. Это и есть мы с вами. По нашим законам, ничего не должно было остаться, потому что все должно быть симметрично. Значит, где-то симметрия нарушается, и ученые уже довольно давно ищут это место.

ВЗГЛЯД: Вы думаете, исследования ЦЕРНа помогут ответить на самый главный вопрос?

А. В.: Такое нарушение симметрии на самом деле уже нашли – не в атоме водорода, а в распаде других элементарных частиц. Но пока этих нарушений недостаточно, чтобы объяснить глобальную диспропорцию во Вселенной, надо искать другие источники асимметрии. И вот сравнение между собой атомов водорода и антиводорода нам в этом поможет. Можно сказать, что вся современная наука началась с изучения атомной структуры водорода.

ВЗГЛЯД: Напомните, пожалуйста, что такое антиматерия? Где ее можно встретить?

А. В.: Те кто, прослушал курс физики, знают, что есть электроны и есть, например, позитроны. Позитрон – это тот же электрон, только с положительным знаком. Это и есть антиэлектрон, он является частицей антиматерии. И вообще, каждой частице в природе соответствует античастица, если у одной заряд – плюс, то у другой – минус, если есть вещество, то есть и антивещество. А самое главное свойство антивещества – при столкновении со своим собратом они оба исчезают... Они превращаются во что-то другое – а именно в энергию фотонов.

То есть частиц антивещества в окружающем нас мире могло бы быть сколько угодно. Только они не могут существовать хоть сколько-нибудь продолжительное время. Находя свою противоположность, они тут же исчезают. В ЦЕРНе же смогли удержать их от этого целых 16 минут.

ВЗГЛЯД: В целом как вы оцениваете работу ЦЕРНа? Что удалось, что не удалось?

А. В.: ЦЕРН – это центр мировой науки, вот и все. Что-то удается, что-то нет, но сегодня это передний фронт современных фундаментальных исследований.

ВЗГЛЯД: И какова доля участия в этом России?

А. В.: Хотя мы не являемся официальными членами Европейской организации, там работают несколько сот российских ученых. Всего же в штате ЦЕРНа 2,5 тыс. сотрудников, но ученых, которые периодически приезжают, и тех, кто работает, сидя на рабочих местах в своих странах, около 15 тыс. Большой адронный коллайдер (БАК) является главной экспериментальной площадкой ЦЕРНа, но помимо него есть и другие.