Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

68 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
21 января 2011, 19:38 • Общество

«В школах есть системы контроля»

Сергей Щербаков: "Натягивание" оценок все равно вскроется

«В школах есть системы контроля»
@ РИА "Новости"

Tекст: Алексей Барановский

«Все эти меры, вместе с повышением дисциплинарной ответственности директоров и учителей за успеваемость учеников, действительно могут привести к росту качества преподавания», – заявил газете ВЗГЛЯД, комментируя инициативу Собянина об увольнении руководителей школ с неудовлетворительными показателями, специалист окружного методологического центра Сергей Щербаков.

В пятницу в Москве произошел беспрецедентный случай в сфере образования: столичная школа № 874 лишилась аккредитации за плохую успеваемость учеников. За этим последовало увольнение директора школы.

Если оценки где-то будут натягивать искусственно, это все равно вскроется

При этом руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина пообещал, что в будущем практика увольнения директоров школ с низкими показателями будет применяться повсеместно.

О перспективах развития системы школьного образования в новых обстоятельствах газета ВЗГЛЯД побеседовала с методистом департамента образования ЦАО Москвы, кандидатом исторических наук Сергеем Щербаковым.

ВЗГЛЯД: Сергей Николаевич, мэр Собянин поручил увольнять директоров школ, где ученики демонстрируют плохую успеваемость. Поможет ли это учебному процессу?

Сергей Щербаков полагает, что оценки отчасти зависят личных отношений учеников и преподавателей (Фото: moscowschool54.ru)

Сергей Щербаков полагает, что оценки отчасти зависят от личных отношений учеников и преподавателей (Фото: moscowschool54.ru)

Сергей Щербаков: Помимо директоров, ответственность за успеваемость школьников должны нести и учителя. Прежде всего, конечно, нравственную ответственность. Ведь учитель – это профессия более чем социальная, педагог растит новых граждан страны. Однако не исключаю, что и административные взыскания могут применяться и к учителям, которые спустя рукава относятся к своей работе и успеваемость в их классах от этого страдает. Но все же это должно быть крайней мерой. Например, бить по кошельку учителя – не самая хорошая затея, в то же время это дисциплинирует.

ВЗГЛЯД: Вы не опасаетесь, что в погоне за показателями учителя по наставлению директоров будут завышать оценки?

С.Щ.: Чтобы успеваемость не была «дутой», в школах существуют системы контроля, которые также будут совершенствоваться. Во-первых, это ЕГЭ. Результаты единого госэкзамена на сегодня – главный показатель успеваемости, и если результаты в какой-то школе окажутся провальными, это может стать основанием для кадровых решений. Во-вторых, существуют стартовый, рубежный и итоговый контроль, хотя более правильно говорить «диагностика» диагностика знаний учеников, которая проводится вышестоящими образовательными учреждениями.

Стартовая диагностика – это тестирование по материалам прошлого учебного года в начале нового, рубежная, соответственно, проводится в течение учебного года, итоговая – в конце. И если уровень оценок учеников будет не соответствовать уровню прохождения учениками этих диагностикю, будет видно, что оценки повышаются искусственно. Так что если оценки где-то будут натягивать искусственно, это все равно вскроется.

ВЗГЛЯД: А насколько, по-вашему, сейчас уровень оценок соответствует уровню знаний учеников?

С.Щ.: Вы знаете, бывает, что учителя настолько тепло относятся к своим ученикам, что немного повышают им оценки за счет отличного микроклимата в классе. Бывает наоборот, что если отношения с классом не сложились, то оценки занижаются. Но принципиально это на уровень знаний не влияет. Объективными показателями уровня успеваемости, повторюсь, служат только внешние проверки знаний учеников, та самая диагностика и экзамены.

ВЗГЛЯД: Департамент образования также объявил, что школы с более слабыми показателями будут «стажироваться» у более сильных. Это нужная практика?

С.Щ.: Безусловно. Обмен опытом происходит и сейчас, но, видимо, эту практику хотят сделать обязательной и тем самым интенсифицировать. Открытые уроки – это своего рода мастер-классы учительского мастерства, они на самом деле дают много опыта молодым учителям. Я сам очень многому научился как педагог у старших коллег во время таких межшкольных контактов, поэтому интенсификация межшкольного взаимодействия, на мой взгляд, конечно, повысит уровень преподавания и, соответственно, успеваемости учеников.

Все эти меры в комплексе, вместе с повышением дисциплинарной ответственности директоров и учителей за успеваемость учеников, действительно, я полагаю, могут привести к росту качества преподавания и успеваемости.

..............