Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
9 октября 2015, 08:08 • Политика

Продление санкций станет тестом на самостоятельность Европы

Продление санкций станет тестом на самостоятельность Европы
@ Francois Lenoir/Reuters

Tекст: Петр Акопов

Европа хочет найти вариант отмены санкций против России – на Западе все чаще звучит недовольство продолжением экономической войны. Война в Сирии, перемирие на Украине и переговоры о Трансатлантическом торговом партнерстве создают условия, при которых европейцы смогут пойти на восстановление экономического сотрудничества с Россией.

Дмитрий Медведев заявил в четверг, что российское правительство будет исходить из сценария сохранения в 2016 году западных санкций и ограничений доступа к внешним рынкам капитала. Это правильный подход – конфронтация с США не прекратится ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Отказываться от политики сдерживания России Америка в принципе не собирается. Но в едином блоке Запада все-таки есть две составляющих – и, в отличие от США, с Европой ситуация более чем неоднозначная.

К началу следующего года сразу несколько факторов будут за то, чтобы Европа начала процедуру отказа от санкций

Конфликт между Россией и США имеет несколько измерений – начиная с неустранимых противоречий по поводу модели мироустройства и принципов организации международных отношений до борьбы в конкретных регионах, например, на Украине или Ближнем Востоке. Европа занимает важнейшее, хотя и уникальное место в российско-американском соперничестве – являясь частью Запада и младшим партнером США по атлантическому проекту, континентальная Европа при этом имеет свои собственные, во многом отличные от англосаксонских, интересы и даже цели.

Хотя Евросоюз выступает в большей степени именно как атлантическая, то есть проамериканская (понимая под Америкой центр глобализации по-англосаксонски), структура, национальные элиты европейских стран все еще имеют большее влияние на политику как своих государств и на курс Европы в целом, чем наднациональные, глобалистские. В конфликте России с опирающимися на США наднациональными атлантическими элитами Европа выступает одновременно и как союзник Вашингтона, и как предмет спора между англосаксами и русскими. Атлантисты использовали борьбу за Украину как повод для слома российско-европейского сотрудничества, причем ради двух одинаково важных для них целей.

Первая – сдерживание России через ее ослабление, на которое должна была работать изоляция, хотя бы частичная, Москвы от Европы. Санкции должны были заставить Путина как отказаться от Украины, так и пойти на уступки в целом – чтобы вернуть доступ к западным технологиям и финансовым ресурсам.

То, что эта ставка могла не сработать, США, конечно, допускали, но у них была и вторая, очень важная для них цель. Нужно было усилить атлантическую связку, сделать следующий шаг к глобализации – подтолкнуть Европу к еще большей атлантической интеграции, к созданию «экономического НАТО». Именно в 2013 году начались переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) – объединения, создающего общий рынок с почти миллиардом потребителей (причем самых богатых в мире), с более чем половиной мирового ВВП и с триллионным товарооборотом внутри него.

Для того чтобы европейцы стали более сговорчивыми – а далеко не все в Европе хотят давать еще больше власти наднациональным органам управления и глобальным корпорациям, в интересах которых создание TTIP – нужно было продемонстрировать, что у них просто нет выбора: с Востока надвигается враг, ужасная и коварная Россия, от которой нужно как можно меньше зависеть, в первую очередь в области энергоресурсов.

Европейцы пошли на санкции против России крайне неохотно – основные страны Западной Европы не хотели терять выгодные контракты и торговлю, но атлантическая солидарность, то есть приводные ремни, с помощью которых англосаксы обеспечивают свой контроль над европейскими элитами вкупе с раскручиваемой русофобией, сделали свое дело. Россия ввела контрсанкции – и на всем этом фоне переговоры о заключении TTIP, казалось, должны были пойти быстрее. Но комбинация застопорилась.

В прошлом году говорили о том, что соглашение будет подписано в этом году, теперь речь идет уже о 2016 годе. Для вашингтонской администрации важно заключить его до выборов президента США, то есть остался год на все процедуры. Между тем на днях госсекретарь Франции по внешней торговле Матиас Фекль заявил, что Париж может вообще заблокировать переговоры между Евросоюзом и США, если Вашингтон не пойдет на взаимные уступки европейцам. Фекль возмущен поведением американцев и считает, что переговоры проходят под диктовку Вашингтона, который хочет выторговать себе выгодные условия:

«Европа предложила много компромиссных решений во всех областях и не получила от США в ответ серьезных предложений. Ни по доступу к их публичным рынкам, ни по доступу к их сельскохозяйственным и продовольственным рынкам, которые остаются закрытыми».

По мнению министра, переговоры могут закончиться провалом, если США не изменят своего отношения и не перестанут думать только о своих интересах. Фекль угрожает покинуть переговоры – Париж, по его словам, рассматривает множество вариантов, включая и полный уход.

Понятно, что в поведении Франции есть большой элемент торга с американцами, но при этом недовольство переговорами выражают и другие европейские власти, не говоря уже об оппозиционных силах, часть из которых имеет хорошие шансы прийти к власти в своих странах на выборах 2016–2017 годов. Срыв соглашения станет серьезным ударом по атлантической элите, и поэтому сейчас будут прилагаться все усилия для ускорения процесса. Вот тут и могут сыграть свой роль антироссийские санкции – только уже в качестве не кнута, а пряника.

В начале следующего года нужно будет принимать решение об их очередном продлении – Вашингтону придется вновь давить на ЕС и национальные правительства. Но Европа не просто не хочет этого – она всеми силами ищет возможности ослабить санкционную войну, что стало особенно заметно накануне и после парижских переговоров «нормандской четверки». Еще до их начала немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль заявил, что конфликт вокруг Украины не должен привести к потере России как партнера в деле урегулирования сирийского кризиса и «нельзя вечно сохранять санкции и при этом просить о сотрудничестве».

И хотя с вице-канцлером не согласились в ведомстве канцлера, после прошедшей в Париже встречи и фактического продления минских соглашений стало заметно, что Берлин и Париж могут воспользоваться успокоением ситуации на Украине для постепенного отказа от санкций. Показательно, что на это обратили внимание финансовые аналитики, которые дают рекомендации инвесторам насчет вложений в те или иные рынки. 

«Если для снятия санкций требуется лишь соблюдение условий договоренностей Минск-2 и если учесть недовольство санкциями среди населения Европы, я бы не удивился, если бы усилилось давление против продления санкций в январе, – говорит президент американской компании по исследованию рынка Bretton Woods Research Владимир Синьорелли, которого цитирует «Форбс» в статье «Россия приближается к отмене санкций». – По оптимистическим расчетам, не исключено, что санкционный режим будет отменен к марту, и уж точно – к июню 2016 года. А поскольку рынки всегда ориентированы на будущее и этот оптимистический сценарий все больше кажется вероятным, нужно готовиться к этому уже сейчас».

Конечно, Париж и Берлин пока публично заявляют, что не собираются ничего отменять до выполнения минских соглашений. Но, учитывая те невыполнимые обязательства, которые взял на себя в Париже Порошенко, у Меркель и Олланда через пару месяцев появится возможность играть на том, что Россия соблюдает соглашения, а Киев нет – и настаивать перед Вашингтоном на отмене части санкций. Таким образом, к началу следующего года, когда будет приниматься решение о продлении санкций, сложится благоприятная для маневров европейцев ситуация. Сразу несколько факторов будут за то, чтобы Европа начала процедуру отказа от санкций.

Во-первых, положение на Украине. Во-вторых, российская операция в Сирии – ведь на фоне кризиса с беженцами она, как уже отмечала западная пресса, улучшает имидж России в Европе: «Путин хотя бы пытается решить проблему, в отличие от Запада». В-третьих, недовольство европейцев санкциями против России будет только расти – бизнесу надоело нести убытки и считать упущенную прибыль, а общественность не понимает, почему и дальше нужно «изолировать соседа», который предлагает нормальные отношения. В-четвертых, переговоры о Трансатлантическом партнерстве будут вызывать все большее недовольство как общественности, так и элит – и властям нужно как-то демонстрировать, что они не являются марионетками Вашингтона. Ослабление санкций против России может быть использовано для отвлечения внимания от продвижения TTIP.

Как сложится весь этот пазл, будет видно к концу 2015 года. Но понятно, что на всех официальных и неофициальных встречах Путина с европейскими политиками эта тема является едва ли не главной, причем не для российского президента, а для самих европейцев. Даже ожидаемый приезд в Москву бывшего – и, весьма вероятно, будущего – президента Франции Саркози будет посвящен не только актуальной сейчас для всех ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, но и двухсторонним экономическим отношениям. Говорить о восстановлении и развитии которых без снятия санкций бесполезно – и Европа это прекрасно понимает.

Конечно, в конечном счете снятие санкций зависит от силы воли европейских политиков и их умения отстаивать национальные интересы своих стран. Посмотрим, готовы ли они действовать для исправления экономических отношений с Россией, уже в ближайшие месяцы.

..............