Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
25 июля 2014, 08:56 • Политика

Фарс на фоне трагедии

Судьба выборов в Верховную раду Украины решится в Новороссии

Фарс на фоне трагедии
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Акопов

Роспуск правящей коалиции в Верховной раде Украины открывает дорогу к досрочным выборам в парламент этого распадающегося государства – они могут пройти уже в конце октября. Зачем президенту Порошенко проводить выборы в воюющей стране? Кто победит на этих выборах? И поможет ли предвыборная кампания победам Новороссии?

Пока на Востоке Украины идет война, в Киеве олигархи продолжают бороться за власть. Коалиция за «Европейский выбор» в Верховной раде прекратила свое существование почти одновременно с роспуском самой маленькой оппозиционной фракции – коммунистической. Кличковский УДАР и тягнибоковская «Свобода» вышли из состава коалиции, оставив таким образом тимошенковскую «Батькивщину» в одиночестве.

Сами по себе выборы в Раду – это очередной безумный акт в драме развала украинского государства

После чего спикер Рады и соратник Тимошенко Турчинов объявил о ликвидации коалиции, и теперь спустя месяц президент может назначить досрочные выборы (уже говорят о 26 октября). Еще один член «Батькивщины» премьер Яценюк подал в отставку, назвав действия депутатов «Свободы» и УДАРа, вышедших из коалиции, «моральным и этическим преступлением», потому что они разменивают «узкополитический интерес на судьбу государства». Теперь Порошенко нужно будет искать технического премьера.

В целом ничего особо сенсационного в этом нет – Порошенко еще до избрания президентом говорил о своем желании переизбрать Раду. И это понятно – у него в парламенте нет своей фракции, а рассчитывать на долговременный союз с Тимошенко невозможно: ведь «дама с косой» сама хочет быть президентом и не собирается спокойно ждать следующих выборов главы государства. Но все эти рассуждения подходили бы для мирного времени, а сейчас на Украине идет война. То, что военное положение официально не объявлено, объясняется как раз тем, что во время него нельзя проводить выборы, но Порошенко считает, что сумеет победить Новороссию и без формального признания военного положения.

Для Киева все происходящее на Востоке – антитеррористическая операция, и не беда, что для нее уже третий раз приходится проводить мобилизацию, а потери украинской армии уже исчисляются тысячами убитых. Проводить выборы в условиях войны, при угрозе развала страны – верх безумия. Но Порошенко, как и другим участникам битвы за власть в Киеве, нужно зафиксировать свои новые позиции – и они предпочитают думать не о том, доживет ли вообще Украина до середины осени, а о том, как потеснить соперников. Рада, по украинской конституции, обладает большей властью, чем президент, поэтому всем олигархическим группам, как союзным с Порошенко, так и играющим свою игру, нужно «пересдать карты».

Сейчас, судя по опросам, партия Порошенко «Солидарность» может рассчитывать на первое место и 23 процента голосов, а тимошенковская «Батькивщина» – на 11. Между ними располагается «Радикальная партия» популиста Ляшко с 13 процентами, а УДАР может рассчитывать на 7 процентов. Другие заметные партии набирают от 3 до 5 процентов (это и коммунисты, и «Свобода», и Партия регионов). При этом уверены в своем выборе партии чуть больше трети избирателей, 32 процентов допускают, что могут изменить свой выбор, а 30 процентов не определились. То есть предпочтения избирателей могут в ближайшие три месяца измениться очень сильно, причем не один раз. Все зависит от двух вещей – хода войны на востоке и экономической ситуации, то есть кошелька рядового украинца. В зависимости от этого находятся не только политические симпатии, но и вообще активность избирателей – если в центре и на западе Украины сейчас готовы голосовать до 80 процентов избирателей, то на юге – в два раза меньше (а в полуотделившемся Донбассе и вовсе всего лишь 27 процентов).

Если Тимошенко была заинтересована в выборах следующей весной – когда симпатий к Порошенко у избирателей уже гарантированно заметно поубавилось бы – то план Порошенко состоит в том, чтобы победить повстанцев к началу осени, а в конце октября триумфально выиграть выборы, набрав 30, а то и 40 процентов голосов, что даст возможность создать коалицию с небольшими партиями и получить большинство в Раде. Все это замечательно, но возможно только при соблюдении двух условий – военной победы и отсутствия экономического краха. Иначе эти выборы выиграет Ляшко или еще какой-нибудь маловменяемый персонаж, да и само их значение будет совсем другим.

Если бы Порошенко понимал, что ему не удастся победить повстанцев к выборам, то вряд ли бы он решился на досрочные выборы. Сейчас можно представить четыре сценария выборов в Раду – точнее даже той ситуации, которая сложится на Украине в конце октября.

Первый, порошенковский – ДНР и ЛНР разгромлены, экономика падает медленными темпами. Недовольство большими человеческими жертвами и удорожанием жизни есть, но оно не критично для президента. В этих условиях партия «победителя москалей» получает убедительное первое место, набрав от 30 до 40 процентов голосов. Восток, где проводятся зачистки, не голосует, Юг голосует вяло и неохотно. Тимошенко и радикальные националисты вынуждены временно примириться с воцарением Порошенко, Коломойский и прочие олигархи стремятся договориться о новых правилах игры. Вероятность такого варианта нулевая – но вовсе не в голове Петра Алексеевича.

Второй, полупорошенковский вариант. Война на востоке не закончена, но приостановлена (временным перемирием) или продолжается в вялой, позиционной форме. В этих условиях Порошенко клеймит Путина, Россию, призывает всех сплотиться для будущей победы на востоке. Националисты и Тимошенко клеймят Порошенко, объявляют его трусом и предателем, собирающимся отдать Путину Донецк и Луганск. Экономика обвально падает, но пока еще держится. Партия Порошенко выигрывает выборы, но с результатом в районе 20–25 процентов. Столько же получает Ляшко, сильно прибавляют и другие новые, радикально популистские партии. Олигархи на местах (вроде Коломойского) заметно укрепляются. После выборов в Киеве начинается драка за власть – Рада служит катализатором протестов, все воюют против всех, никакого устойчивого большинства собрать не удается.

Третий, ничейный вариант. Война прекращена, Новороссия признана Россией. Порошенко с треском проигрывает выборы, на которых большинство голосов получают две популистские националистические партии (Ляшко и кто-нибудь из совсем новых или Ляшко и Тимошенко). Начинается борьба Рады и президента, которая идет на фоне развала экономики, фактического обособления от центра ряда регионов, контролируемых Коломойским. Рада пытается устроить импичмент Порошенко, но на фоне общего развала страны это не является главной проблемой.

Четвертый, антипорошенковский вариант. Фронт развален, армии нечем платить и нечем воевать, экономика рухнула, регионы обособляются от Киева. Новороссия укрепляется за счет помощи из России, перевооружается и готовится к походу на Киев. Выборы срываются, в Киеве происходит переворот, и к власти приходят радикальные националисты. Порошенко бежит на Юг, в Одессу.

Сами по себе выборы в Раду – это очередной безумный акт в драме развала украинского государства. Прежняя Украина прекратила свое существование 22 февраля, и, так и не сумев договориться об учреждении новой страны, пришедшие к власти силы уже провели в ней выборы президента. Теперь будут проводить выборы парламента. То, что этим они лишь усугубляют и без того уже страшный кризис, ускоряют процессы распада, то, что выборы в Раду вместо решения проблем сами становятся дополнительной проблемой, их не особо волнует. Точнее они этого просто не понимают.

Поэтому судьба Украины, как и результат выборов, сейчас зависит не от них – а от тех, кто сражается в Новороссии. Именно в Донецке и Луганске сейчас определяется будущее как самой Новороссии, так и Украины, именно тамошние события оказывают главное влияние на ход как малороссийской, так и российской истории. Выборы в Раду – фарс на фоне трагедии. Так к ним и нужно относиться.

..............